«Иоланта» и «Замок герцога Синяя Борода» в Нью-Йорке

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
Для того, чтобы столь разные оперы гармонично дополняли друг друга, Трелиньский объединяет их вокруг общей идеи, что, правда, в постановке не всегда выглядит логично, особенно в «Иоланте». В либретто её действие происходит в красивом пышном саду с цветущими кустами роз и фруктовыми деревьями. Трелиньский совместно со сценографом Борисом Кудличка, с художником по костюмам Мареком Адамским и с видео-дизайнером Бартеком Мациасом вместо этого выбрали для своего спектакля весьма навязчивый метафорический видеоряд. Иоланта спит в скромной белой комнате, на одной из стен которой висят головы оленей. Эта вращающая комната находится посреди таинственного леса, где деревья словно «порхают» в воздухе, видны даже их запутавшиеся корни. Визуальный ряд показывает нам зловещего вида ветви и странные изображения гигантского оленя. Оруженосец короля говорит, что этот сад похож на рай. Но только не в этой версии.

В одном из выпусков Оперной панорамы мы уже сообщали об этой двойной премьере в Метрополитен, состоявшейся месяц назад. Сегодня мы предлагаем читателям рецензию на этот спектакль, опубликованную в авторитетной американской газете «Нью-Йорк Таймс».

Подготовка новой постановки в Метрополитен-опера – это недели напряженной работы, за которыми обычно следует генеральная репетиция, а через пару дней и сама премьера спектакля.

Но 26 января, в день премьеры новой постановки одноактных опер – «Иоланта» Чайковского и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, представление было отменено в связи со снежной бурей, которая парализовала весь Нью-Йорк. В итоге, это интригующая пара была представлена публике только 29 января, спустя почти неделю после генеральной репетиции. Вполне возможно, что эти обстоятельства негативным образом сказались на атмосфере и энергетике спектакля в целом, включая работу дирижера Валерия Гергиева, который еще накануне премьеры выступал вместе с оркестром Мариинского театра в Карнеги-холле, где они два вечера подряд играли программу из произведений русских композиторов.

На протяжении спектакля некоторые сцены, к сожалению, выглядели не очень уверенными и убедительными. Хотя в дебютном спектакле польского режиссера Мариуша Трелиньского есть весьма много интересных находок. Выступления артистов были почти безукоризненными, в особенности, это касается обаятельной русской певицы Анны Нетребко в партии слепой принцессы Иоланты и очаровательной немецкой сопрано Нади Михаэль, которая воплотила на сцене образ Юдифи, жены таинственного герцога Синяя Борода.

По мере выступлений, все острые углы постепенно сгладятся, неуверенность пройдет, и спектакль обретет свою окончательную форму. Он уже увлекает за собой зрителя и заставляет о многом задуматься.

Мариуш Трелиньский, художественный руководитель Большого театра (Театр Вельки) Варшавы, и его драматург Петр Грущинский применили все свое воображение для того, чтобы представить две, казалось бы, несовместимые оперы вместе. Последняя опера Чайковского «Иоланта» - обычная сказка о юной, слепой от рождения принцессе. Ее чрезмерно опекающий отец, Король Рене, решает растить дочь в уединенном саду, недоступном для всех, кроме заботливых слуг принцессы, которые тщательно скрывают от нее тот факт, что она слепа. Благодаря усилиям мавританского врача и исцеляющей силы любви благородного рыцаря Иоланта обретает способность видеть в финале оперы.

Опера венгерского композитора Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» – это волнующий психологический триллер, рассказывающий о женщине, которую влечет к страшному и загадочному герцогу, несмотря на слухи о том, что он убил своих предыдущих жен. Юдит убеждена, что ее любовь осветит мрачную жизнь Синей Бороды. Но эту историю ждет леденящий душу конец.

По словам Трелиньского в обеих операх присутствуют своего рода «контролирующие отношения». В одном случае, властный отец уверен, что защищает свою дочь, не рассказывая ей о ее состоянии, в другом же женщина теряет себя из-за одержимой привязанности к сильному мужчине. И в обоих случаях прослеживается одна идея – сильное желание заглянуть во внутренний мир других людей.

Для того, чтобы столь разные оперы гармонично дополняли друг друга, Трелиньский объединяет их вокруг общей идеи, что, правда, в постановке не всегда выглядит логично, особенно в «Иоланте». В либретто её действие происходит в красивом пышном саду с цветущими кустами роз и фруктовыми деревьями. Трелиньский совместно со сценографом Борисом Кудличка, с художником по костюмам Мареком Адамским и с видео-дизайнером Бартеком Мациасом вместо этого выбрали для своего спектакля весьма навязчивый метафорический видеоряд. Иоланта спит в скромной белой комнате, на одной из стен которой висят головы оленей. Эта вращающая комната находится посреди таинственного леса, где деревья словно «порхают» в воздухе, видны даже их запутавшиеся корни. Визуальный ряд показывает нам зловещего вида ветви и странные изображения гигантского оленя. Оруженосец короля говорит, что этот сад похож на рай. Но только не в этой версии.

Тем не менее, как метафора все это имеет какой-то смысл. В конце концов, сюжет в начале оперы довольно жестокий. Отец Иоланты заставляет ее жить в изоляции и неведении только для того, чтобы защитить ее? Или он чувствует себя виноватым за то, что его дочь слепа? Или даже стыдится этого?

Приятно наблюдать за выступлением Анны Нетребко, которая не так давно открывала сезон в роли коварной Леди Макбет. Теперь же она играет на сцене невинную слепую девушку. Нетребко убедительно доносит до публики своей мимикой и движениями, что чувствует ее героиня. Музыка Чайковского полна томления, тоски и страстного желания – чувствами, которые Нетребко передает своим лирическим тембром.

Яркое эмоциональное пение – одна из отличительных черт выступлений Нетребко – особенно хорошо проявляется в тот момент, когда сомненье и тревога переполняют сердце Иоланты. Она интуитивно понимает, что ей чего-то не хватает в этом мире. В очень трогательной музыкальной фразе Иоланта задается вопросом, неужели глаза нужны только для того, чтобы плакать.

Вскоре в замок короля Рене (партия которого звучит в исполнении мягкого баса Ильи Банника) приезжает мавританский врач (его роль играет яркий баритон Эльчин Азизов). Он утверждает, что у Иоланты появится шанс на исцеление, только если она узнает о своем состоянии. Она должна захотеть видеть.

Харизматичный баритон Алексей Марков создал запоминающийся образ герцога Роберта, который еще в детстве был обручен с Иолантой, но теперь страстно желает быть вместе с юной графиней Матильдой. Его друг, рыцарь Водемон, с первого взгляда влюбляется в Иоланту. Партия Водемона идеально подходит тенору Петру Бечале. Их дуэт с Нетребко замечательно раскрыл самые трогательные и страстные моменты этой оперы.

Оркестр Метрополитен-опера под управлением маэстро Гергиева играл очень чувственно и мрачно, но были и фразы, звучавшие скучновато и монотонно.

Вдобавок к погодным катаклизмам, исполнителей потревожили протесты. В то время, как зрители рассаживались на свои места в зале, на улице демонстранты обвиняли Гергиева и Нетребко в поддержке президента России В. Путина и его политики на Украине. Во время поклонов, пока зал рукоплескал Нетребко, на сцену поднялся мужчина и развернул плакат в знак протеста. Его увели со сцены, а позже арестовали.

Опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода», впервые поставленная в 1918 году, характеризуется наличием глубокого символизма и двусмысленности. Приехав в странный замок своего мужа (в этой постановке – на красной машине), Юдит становится одержима идеей открыть семь загадочных дверей. Что скрывается за ними? В конце концов, Синяя Борода уступает мольбам Юдит и отдает ей ключи. Герцог в смятении, он не хочет пускать жену в свой внутренний мир, но ничего не может с этим поделать. Двери скрывают за собой фантастические и ужасные зрелища, включая комнату пыток, оружейную, груды сокровищ, окропленные кровью. За одной из дверей мы видим озеро слез.

В спектакле присутствуют потрясающий видеоряд и сценические эффекты, которые помогают визуализировать все то, что написано в либретто оперы. Комната с драгоценностями – это изысканная ванная комната. Лежа в ванной, полуобнаженная Юдит разглядывает жемчужную подвеску и вдруг замечает на ней пятна крови. А как показано озеро слез? Оно представляет собой выложенную белой плиткой душевую комнату с запотевшими стенами.

Юдит в исполнении Нади Михаэль выглядела очень сильной, яркой женщиной с глубокими внутренними переживаниями. Несмотря на то, что бас Михаил Петренко спел не в полную силу своих возможностей в тот вечер, он хорошо показал характер своего персонажа, придав ему злобное звучание.

Великолепное сочинение Бартока в интерпретации Гергиева прозвучало со всей своей экспрессивностью и мощью. Маэстро представил свежий взгляд на эту партитуру, подчеркнув ее фольклорные особенности. Но опять же, не все музыкальные фразы были сыграны оркестром одинаково выразительно.

Во время поклонов после «Синей Бороды» по краям сцены уже стояла охрана театра. В нынешней ситуации такие меры безопасности вполне могут стать неотъемлемой частью выступлений этих русских музыкантов в Метрополитен-опера.

Энтони Томмазини

Перевод с английского Дарьи Денисовой

Оригинал статьи →

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ