Пикки (Picchi) Мирто (1915—1980)

Евгений Цодоков
Основатель проекта
Мирто Пикки обладал достаточно сильным с драматической жилкой голосом, звучащим свежо и не грубо, приятным тембром и хорошей техникой. Возможно, его художественная палитра была несколько однообразной, но это вполне восполнялось темпераментом. Певец жил и творил в эпоху золотого века вокала, был современником великих теноров – Дель Монако, Корелли, Ди Стефано, Бергонци, Бьёрлинга. Он остался в их тени, но оставил свой след в истории оперного искусства. Голос певца сохранен в многочисленных живых записях спектаклей. Слушая его, вспоминаются слова Карло Бергонци, сказанные уже в наши дни, – «Когда я дебютировал, было 100 теноров первого ряда и 100 – второго, которые в те времена были лучше, чем тенора первого ряда сегодня»…

Тенору Мирто Пикки — 100 лет

15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения итальянского тенора Мирто Пикки. Нынче он нём помнят только меломаны и оперные фанатики, а когда-то в середине прошлого века певец блистал на мировых сценах, его партнерами были Мария Каллас, Магда Оливеро, Лейла Генчер, Рената Скотто, Люба Велич, Борис Христов, Тито Гобби, Этторе Бастианини и многие другие выдающиеся вокалисты тех лет.

Уроженец флорентийского пригорода Сан-Мауро, Пикки учился в Милане и дебютировал в миланском Дворце спорта в 1946 году в партии Радамеса. Успех пришел к певцу очень быстро. Уже в 1947 он пел на фестивале Арена ди Верона в «Бале-маскараде». В 1949 выступил в этой же опере на Глайндорнском фестивале под управлением Витторио Гуи. Партия Ричарда стала в дальнейшем одной из лучших в его карьере.

В 1951 Пикки впервые появляется на сцене Ла Скала в «Лукреции Борджиа» Доницетти (Дженнаро). Впоследствии он выступал на главной итальянской сцене регулярно, хотя и не очень часто, вплоть до 1974 года.

К ярким событиям в карьере Пикки принадлежит выступление в Ковент-Гардене в 1952 году в «Норме» (партия Поллиона) вместе с Каллас под управлением Гуи. Вошла в историю его студийная запись вместе с великой гречанкой оперы «Медея» Керубини (партия Ясона), которую в 1957 году осуществил Туллио Серафин с оркестром Ла Скала. Кстати, участие в этой записи миланского оркестра стало невольной причиной путаницы – во многих справочниках ошибочно указывается, что Пикки выступал в этой опере с Каллас непосредственно в спектакле Ла Скала. Но в наше время, когда стали доступны электронные архивы ведущих мировых театров, в том числе и Ла Скала, легко проверить, что это не соответствует действительности.

В 1970 Пикки еще раз спел Ясона, на сей раз в концертном исполнении оперы в амстердамском Концертгебау, где его партнершей стала Магда Оливеро.

Пикки участвовал в исторической европейской премьере «Войны и мира» Прокофьева под управлением Артура Родзинского в 1953 году на фестивале «Флорентийский музыкальный май», где исполнил партию Анатоля Курагина. Пел он и в других русских операх, в частности под управлением того же Родзинского на Римском радио – в 1955 в «Борисе Годунове» (партия Самозванца) и в 1958 в «Хованщине» (Голицын), на Туринском радио поду управлением М. Росси в «Обручении в монастыре» Прокофьева (Дон Жером).

Среди лучших достижений певца также заглавная партия в «Дон Карлосе», которую он неоднократно исполнял в Неаполе, Риме, Генуе и др. (сохранились записи этих выступлений). Можно отметить также выступления Пикки в партии Якопо в опере «Двое Фоскари» (Венеция, 1957), Габриэля Адорно в опере «Симон Бокканегра» (Неаполь, 1958).

Репертуар певца был обширен и простирался от «Коронации Поппеи» Монтеверди до «Похождений повесы» Стравинского. Пикки – участник мировых премьер ряда опер итальянских композиторов (Пиццетти, Тести).

Завершил свою сценическую карьеру Пикки в 1974 году партией Базилио в «Свадьбе Фигаро» на сцене Ла Скала. Автор мемуаров «E lucevan le stelle», изданных в Болонье (1981).

Мирто Пикки обладал достаточно сильным с драматической жилкой голосом, звучащим свежо и не грубо, приятным тембром и хорошей техникой. Возможно, его художественная палитра была несколько однообразной, но это вполне восполнялось темпераментом.

Певец жил и творил в эпоху золотого века вокала, был современником великих теноров – Дель Монако, Корелли, Ди Стефано, Бергонци, Бьёрлинга. Он остался в их тени, но оставил свой след в истории оперного искусства. Голос певца сохранен в многочисленных живых записях спектаклей. Слушая его, вспоминаются слова Карло Бергонци, сказанные уже в наши дни, – «Когда я дебютировал, было 100 теноров первого ряда и 100 – второго, которые в те времена были лучше, чем тенора первого ряда сегодня»…

Скончался Мирто Пикки в родной Флоренции 25 сентября 1980 года.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ