Пытка надеждой

Пытка надеждой
Оперный обозреватель
Голос Евгения Никитина стал хребтом всего исполнения. Додекафонная музыка математична и стройна по своей природе. Без фундамента в виде оркестра и несущих конструкций в виде певческих голосов она не может состояться. Тем ценнее не силовое, через крик, исполнение, которое часто встречается в подобных произведениях, а настоящее «прекрасное пение». Безупречное звуковедение, наполненность и подвижность голоса, богатство нюансов характерны для вокальной манеры Евгения Никитина в любой музыке, будь то Моцарт, Верди, Вагнер или тот же Даллапиккола. Крепкая вокальная техника в союзе с музыкальностью и безупречным чувством стиля позволяет певцу быть успешным в столь разнообразном репертуаре.

В Концертном зале Мариинского театра 28 мая состоялась российская премьера одноактной оперы Луиджи Даллапикколы «Узник». Это произведение, хорошо известное на Западе, считается одним из самых «мелодичных», лиричных, красочных, стройных образцов атональной музыки, а Даллапикколу называют продолжателем итальянских музыкальных традиций. Опера длится всего 40 минут, к тому же Мариинский театр обладает бесспорным козырем – исполнителем титульной партии мирового уровня. Одним словом, «Узник» – идеальное произведение для знакомства российской публики, как правило, не очень подкованной в этом вопросе, с додекафонией.

Концертное исполнение прошло под руководством итальянского дирижера Олега Каэтани. В первом отделении прозвучала Третья симфония Шуберта, что немного озадачило. Объяснить такой выбор можно разве что намеренным контрастом, а также двухсотлетним юбилеем со дня создания этого произведения. Так или иначе, исполненная мариинским оркестром без видимого напряжения юношеская симфония стала необременительным прологом к последующей пытке – пытке надеждой.

В основу написанного самим Даллапикколой либретто легла новелла французского писателя-символиста Филиппа Огюста Вилье де Лиль-Адана, которая так и называется – «Пытка надеждой». Черты оккультизма и символизма, свойственные литературному первоисточнику, в опере заострены. В качестве эпиграфа к партитуре, создававшейся в годы Второй мировой и сразу после ее окончания, композитор выбрал гравюру Гойи из серии «Бедствия войны».

Действие разворачивается в XVI веке в Сарагосе на фоне борьбы Нидерландов за независимость от католической Испании. Композитор не дает героям имена, мы не знаем их историю. Понятно лишь, что пленник инквизиции – борец за свободу (тогда как в новелле Вилье де Лиль-Адана в застенках томится еврей, отказавшийся поменять веру). В последнюю ночь перед аутодафе в камеру к измученному пытками Узнику приходит Страж и рассказывает о восстании гёзов во Фландрии. Со словами «Храни веру, брат мой. Спи. Надейся» Страж уходит, оставив дверь камеры незапертой. Узник выбирается из темницы и в тот момент, когда он уже уверовал в освобождение, его принимает в свои объятия Великий инквизитор, в котором герой узнает Стража. «Надежда… Пытка последняя… Из всех, что выстрадал я, самая мучительная».

Такова внешняя фабула оперы. Но центральное место занимают процессы, происходящие в душе героя. Не смотря на наличие нескольких персонажей, это практически моноспектакль, который блестяще сыграл бас-баритон Евгений Никитин. Драматическое дарование артиста, раскрывающееся в полной мере в его Борисе и Филиппе II (снова Испания XVI века!), здесь приобретает новые формы. Это не просто пребывание внутри ситуации, это физиологическое проживание музыки. Когда удары смычков по струнам становятся подобны биению вены на лбу, кажется, что это пульс самого певца. Нисходящее движение звука, передающее помутнение сознания, – словно эхо происходящего с Никитиным в эту самую секунду. Налицо удивительное и редкое явление: не артист следует партитуре, а партитура, точно рентген, отображает состояние артиста.

Голос Евгения Никитина стал хребтом всего исполнения. Додекафонная музыка математична и стройна по своей природе. Без фундамента в виде оркестра и несущих конструкций в виде певческих голосов она не может состояться. Тем ценнее не силовое, через крик, исполнение, которое часто встречается в подобных произведениях, а настоящее «прекрасное пение». Безупречное звуковедение, наполненность и подвижность голоса, богатство нюансов характерны для вокальной манеры Евгения Никитина в любой музыке, будь то Моцарт, Верди, Вагнер или тот же Даллапиккола. Крепкая вокальная техника в союзе с музыкальностью и безупречным чувством стиля позволяет певцу быть успешным в столь разнообразном репертуаре.

Антагониста главного героя – Стража / Великого инквизитора – в концертном исполнении пел тенор Дмитрий Колеушко, ставший разочарованием вечера. Слишком плотное, бескомпромиссное звучание оркестра, ставшее испытанием для всех без исключения солистов, в данном случае оказалось просто критичным. Валерия Стенькина в партии Матери героя продемонстрировала владение той самой силовой манерой, которая, впрочем, в данном случае была к месту. Олег Лосев и Владимир Феляуэр в крошечных партиях священников также не выпадали из музыкальной канвы, оказавшись достойными партнерами оркестра в нагнетании зашкаливающего напряжения.

Концертное исполнение прошло в рамках фестиваля «Звезды белых ночей», продемонстрировав не только захватывающую красоту необычной для репертуара Мариинского театра оперы, но и готовность оркестра, хора и оперной труппы к дальнейшей работе над таким музыкальным материалом.

Фото Натальи Морозовой

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Узник

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ