«Царская невеста» на фоне Вознесенского храма в Коломенском

Владимир Наумович Ойвин
Оперный обозреватель
Все действие происходит на крыльце-гульбище с минимальным реквизитом: сундуками и лавками. Во втором действии, когда стемнело, большую роль играет красноватая подсветка храма. В этот вечер как по заказу в небе висела красноватая полная луна, как символ кровавого финала. В своем прямом предназначении использована колокольня рядом стоящей тоже старинной церкви во имя Георгия Победоносца – звон ее настоящих колоколов куда как краше звона колоколов оркестровых. Их перезвон красив сам по себе. В выходные дни здесь можно слышать колокольные концерты. Бертман использовал преимущество большого пространства, сделав более масштабными массовые сцены.

В середине лета, когда музыкальная жизнь Москвы почти замирает – музыканты или на гастролях, или отдыхают – «Геликон-опера» преподнесла зрителям великолепный подарок в стиле open-air. В музее-усадьбе «Коломенское» на лестнице-гульбище главной достопримечательности усадьбы – храма Вознесения Господня и перед ним в течение двух вечеров 31 июля и 1 августа развернулось действие оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Спектакль поставлен художественным руководителем «Геликон-оперы» Дмитрием Бертманом.

Это второй опыт «Геликон-оперы» в жанре open-air. Первым был «Борис Годунов», поставленный в тех же интерьерах в прошлом году. Оба дня на «Царской…» были аншлаги несмотря на не очень дешевые билеты: от 250 руб. (за входной) до 1200 руб. и на то, что в этом году число мест увеличили до полутора тысяч кресел. Да еще на траве расположилось около полутысячи слушателей, кому достались хотя бы входные билеты. Конечно в условиях стационарного зала «Геликон-оперы» на 250 мест для того, чтобы такое число зрителей смогло посмотреть «Царскую..» потребовалось бы 16 спектаклей.

«Бориса Годунова» в прошлом году я не видел. И, честно говоря, не собирался и на «Царскую невесту». Жанр open-air я воспринимаю с изрядной долей скепсиса. Во-первых, отсутствие «живого звука». Во-вторых, даже такой звук не хочется воспринимать под хруст поп-корна. Меня заставила изменить намерение восторженная оценка этой постановки одним моим коллегой, отнюдь не склонного к таким оценкам. Что касается звука через микрофон и динамики, то я подумал: слушаем же мы аудио- или видеозаписи через те же микрофоны и колонки?

Надо отдать должное мастерской работе звукорежиссёров, обеспечивших великолепное, вероятно, максимально возможное на открытом воздухе звучание. Оркестр, которым прекрасно дирижировал Евгений Бражник, располагался в глубине крыльца-гульбища, был невидим не то, что зрителям, но и певцам и управлялся через мониторы. При этом я не услышал ни одного расхождения оркестра с солистами или хором. Хорошо были сбалансированы группы. Оркестровая ткань постановки была проработана дирижером очень тщательно и в целом, и в деталях. Оркестровая партия прозвучала очень свежо.

Замечательно ровным и при этом высокого уровня был подобран состав исполнителей:

Григорий Грязной – Пётр Морозов; Любаша – Лариса Костюк; Марфа – Лидия Светозарова; Лыков – Вадим Летунов; Бомелий – Дмитрий Хромов; Дуняша – Ирина Рейнард; Собакин – Александр Киселев; Малюта Скуратов – Дмитрий Скориков; Сабурова – Елена Михайленко; царский истопник – Дмитрий Коротков; сенная девушка –Екатерина Мязина; звонарь –Андрей Орехов; голос за сценой – Марина Фисунова.

Самой яркой в этом сильном составе была Лариса Костюк. Голос её красив и ровен во всех регистрах. Переходы очень органичны и практически незаметны. Костюк и Бертман создали не совсем обычный образ Любаши. Это не просто отравительница, Она порабощена злом, которое разлито повсюду. Насилие, излучаемое Иваном Грозным, проникло во все поры государственного организма. И воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Никто, кроме царя, не был защищен от государственного насилия. И общество приемлет это и живет по этим правилам. У каждого слоя свой уровень насилия, но оно царит всюду. Это вообще главная идея бертмановской постановки «Царской невесты» идущей в Геликоне с 1997 года. Любаша стоит в начале цепи убийств и казней и становится фигурой трагедийной. Все это Костюк сыграла великолепно.

В этой общей концепции постановки оправдано перенесение из 1-го акта в финал спектакля хора "Слава на небе солнцу высокому, слава, слава! На земле государю великому, слава, слава!", ставшего зловещим замыкающим звеном в этой цепи.

Ни в вокале, ни в драматизме Лидия Светозарова (Марфа) не уступила Костюк. Просто сама партия Марфы в сравнении с партией Любаши менее ярка.

Хорошо прозвучали и мужские партии. Пётр Морозов, обладающий красивым баритоном, очень убедительно показал смятение своего героя – царского опричника Григория Грязного, привыкшего всё брать силой, но который вдруг ощутил в себе незнакомое чувство – любовь, которая пробивается сквозь привычное для опричников насилие. Колоритен звероподобный Малюта Скуратов (бас Дмитрий Скориков), для которого цивилизованный Запад, откуда вернулся Лыков, предмет злобного глумливого вопроса.

Очень интересен лекарь-отравитель Бомелий (Дмитрий Хромов). Здесь он не карикатурный персонаж, к которому мы привыкли, а персонифицированное зло, тоже возросшее на жирном «навозе» государственного насилия, которое использует его для собственных интересов. Он получил доступ к вожделенному телу Любаши, которая сквозь отвращение соглашается расплатиться им за отраву «Тащи меня в свою конуру, немец».

Нельзя, кстати, не отметить прекрасную дикцию всех солистов и хора, довольно редкую гостью на оперных подмостках всех театров в мире.

Бертман очень удачно вписал свою постановку «Царской невесты» в экстерьер храма Вознесения Господня и в окружающую среду.

По преданию храм был заложен Великим князем Василием III в благодарность за долгожданное рождение 25 августа 1530 года в Коломенском наследника, – будущего первого русского царя Ивана Грозного. Но это не более чем легенда. За два года такой храм построен быть не мог.

По мнению историков, закладка храма состоялась на два года раньше рождения как моленного, для моления о чадородии великокняжеской четы, и он был освящен в августе 1532 года.

Храм Вознесения Господня в Коломенском был построен предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином, отпущенным для этой цели Папой римским Климентом VII по просьбе Василия III. Это был первый на Руси шатровый храм. Он стоит на крутом высоком берегу Москвы-реки, весь устремленный в небо и кажущийся невесомым из-за отсутствия традиционных приделов и трапезной.

Все действие происходит на крыльце-гульбище с минимальным реквизитом: сундуками и лавками. Во втором действии, когда стемнело, большую роль играет красноватая подсветка храма. В этот вечер как по заказу в небе висела красноватая полная луна, как символ кровавого финала.

В своем прямом предназначении использована колокольня рядом стоящей тоже старинной церкви во имя Георгия Победоносца – звон ее настоящих колоколов куда как краше звона колоколов оркестровых. Их перезвон красив сам по себе. В выходные дни здесь можно слышать колокольные концерты.

Бертман использовал преимущество большого пространства, сделав более масштабными массовые сцены. В спектакле появился бессловесный Иван Грозный, проскакавший на коне с соколом на руке перед храмом в середине первого действия как символ всеобщего насилия и предвестник казней невинных людей. Если в Большом театре появление коня на сцене смотрится как экзотика, то здесь на газоне это было весьма уместно и органично.

Если Иван Грозный как бессловесный персонаж присутствует в либретто оперы, то бессловесный Юродивый это придумка Бертмана. Через Юродивого он совершенно сознательно сближает свою концепцию «Царской невесты» с «Борисом Годуновым», поднимая её на уровень трагедии, близкой к шекспировскому масштабу.

Устроители позаботились и о комфорте слушателей. Во втором действии с реки тянет сыростью и холодом. Для уюта в киоске заранее можно было купить плащ-накидку, или даже теплый плед.

«Царская невеста» в интерьере Коломенского и смотрелась, и слушалась на одном дыхании. Этот спектакль – большая удача Дмитрия Бертмана и всего коллектива «Геликон-оперы».

Фотография: Евгения Новоженина / РИА «Новости»

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ