Оперная панорама

Евгений Цодоков
Главный редактор
«Лисичка. Любовь.» в Детском музыкальном театре имени Сац. «Иоланта» и Федосеев. Наследники против Чернякова. «Царица Савская» в Будапештской опере.

«Лисичка. Любовь.» в Детском музыкальном театре имени Сац

16-17 октября в Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац состоялась первая премьера 50-го юбилейного сезона — спектакль «Лисичка. Любовь.» по опере Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки».

На сайте театра опубликован пресс-релиз, посвященный этому событию:

«Эта опера только формально по названию относится к «детскому направлению». На самом деле Яначек совершенно не имел в виду детский утренник. «История Лисички, которая живет, влюбляется, растит детей, а потом погибает – это притча о цикличности жизни, о том, что зима переходит в весну, весна – в лето, лето – в осень, и так – из года в год, всегда. В этом нет никакого пафоса, но только в этом и есть смысл», – говорит режиссер Георгий Исаакян.

Дирижер-постановщик Евгений Бражник, режиссер-постановщик Георгий Исаакян, художники Филипп Виноградов и Валентина Останькович, художник по свету Евгений Ганзбург, сотни людей в театре – артистов, концертмейстеров, педагогов и воспитанников Детской студии театра, сотрудников цехов и администрации – более полугода работали над тем, чтобы выпустить московскую премьеру оперы Леоша Яначека».

На премьере в Театре Сац побывал наш корреспондент Игорь Корябин. Читайте его рецензию на этот спектакль в следующем выпуске журнала.

Для справки:

Эта опера Яначека не в первый раз ставится в нашей стране. Ее российская премьера состоялась в 1990 году в Свердловске (дирижер – Иван Паржик, режиссер Ольдржих Кржиш).

«Иоланта» и Федосеев

Как известно, в Большом театре 28 октября состоится премьера оперы Чайковского «Иоланта». В планах театра, озвученных давно, музыкальным руководителем постановки значился Владимир Федосеев. Затем неожиданно появилась информация, что оперой будет дирижировать Антон Гришанин. Закручивалась интрига, поползли всякого рода слухи.

И вот 22 октября в сообщении ТАСС появилось разъяснение. Приводим его на страницах нашего журнала:

«Маэстро Владимир Федосеев, глава Большого симфонического оркестра имени Чайковского, продирижирует тремя спектаклями оперы Чайковского "Иоланта" в Большом театре. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе дирижера. Спектакли с участием маэстро пройдут 8, 9 и 10 января.
Ранее на официальном сайте Большого театра сменилась информация о дирижере-постановщике: вместо Владимира Федосеева теперь указан Антон Гришанин. Премьера спектакля назначена на 28 октября.
Сам маэстро от комментариев отказался. Однако, как пояснили ТАСС в Большом театре, причиной смены дирижера-постановщика стало состояние здоровья Федосеева.
"В связи с невозможностью Владимира Ивановича Федосеева по состоянию здоровья принять участие в репетиционном периоде по выпуску премьеры оперы Чайковского "Иоланта" этими спектаклями будет дирижировать Антон Гришанин, изначально работавший над этой постановкой в качестве второго дирижера. Федосеев планирует встать за пульт во время январских показов", - рассказал ТАСС генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

"Иоланта" - первая оперная премьера 240-го сезона Большого театра. Постановка приурочена к 175-летию Петра Чайковского. Спектакль станет дебютной постановкой режиссера Сергея Женовача на сцене БТ и должен был стать дебютом Владимира Федосеева в качестве дирижера-постановщика».

Наследники против Чернякова

Апелляционный суд Парижа запретил к распространению видеозапись спектакля Баварской оперы «Диалоги Кармелиток» Пуленка 2010 года в постановке Дмитрия Чернякова. Решение принято на основании жалобы наследников автора литературного первоисточника оперы Жоржа Бернаноса, обвинивших постановщиков в искажении замысла произведения.

Так ли это каждый может судить сам. В оригинальном либретто отражен исторический эпизод времен Великой французской революции – осуждение и гильотинирование якобинцами монахинь монастыря кармелиток в Париже. В режиссерской концепции Чернякова место и время действия изменены, исчезла религиозная и революционная подоплека происходящего, а в финале кармелитки не погибают под ударами гильотины, звуки ударов которой слышны в оркестре, а решают покончить с собой с помощью газовых баллонов, замуровавшись в комнате. Их намерениям, однако, не суждено свершиться, одна из героинь спектакля вламывается в запертое помещение и спасает их!..

Западная пресса весьма сдержанно комментирует созданный судом прецедент, способный повлиять на дальнейшую постановочную практику, в большинстве своем не поддерживая решение суда. Среди характерных высказываний можно привести такие: «Это театр, а не музей», или «Это очень опасно, такое решение открывает дверь пагубной цензуре» и т. д. Обозреватели при этом вспоминают другие случаи подобного рода, например, скандальную историю с постановкой «Идоменея» в берлинской Немецкой опере в 2003 году. Тогда спектакль Ханса Нойенфельса был сначала отменен из-за показа в одной их сцен отрубленных голов лидеров мировых религий, однако затем после протестов общественности восстановлен.

«Случай Чернякова», если его можно так назвать, выявляет весьма насущную проблему современного искусства, связанную с правом интерпретатора художественного произведения (в данном случае оперного) вмешиваться в оригинальный авторский текст, кардинальным образом изменять его сюжет и смысл.

По материалам France musique и других зарубежных СМИ.

«Царица Савская» в Будапештской опере

24 октября в Будапештской опере на сцене Театра Эркеля состоялась премьера оперы Кароя Гольдмарка «Царица Савская», приуроченная к 100-летию со дня смерти выдающегося венгерского композитора. Предпремьерный показ этого спектакля в формате опен-эйр прошел в июле месяце на будапештском острове «Маргарет».

«Царица Савская» – жемчужина венгерской оперной классики – в свое время была очень популярной, исполнялась на многих ведущих европейских сценах. Ее премьера состоялась в Венской опере в 1875 году. В наши дни опера не столь востребована, но изредка появляется на афишах музыкальных театров.

Опера Гольдмарка мало известна в нашей стране, как, впрочем, и все творчество композитора. Однако в царской России сочинения Гольдмарка исполнялись. «Царица Савская» была впервые представлена российской публике 11 февраля 1880 года Итальянской труппой в Петербурге. В заглавной партии выступала довольно известная французская певица Каролин Салла, с успехом гастролировавшая в Гранд-Опера, Опера Комик, Венской опере, Опере Монте-Карло и др. На русской сцене оперу поставили в 1899 году в Харькове и Киеве в антрепризе А.Церетели под управлением В.Сука.

В одном из ближайших выпусков нашего журнала будет опубликована рецензия на будапештскую постановку «Царицы Савской».

Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ