Король Лир в персидском варианте

Опера Хассе «Сирой» прозвучала в Москве

Владимир Наумович Ойвин
Оперный обозреватель
Почему Хассе вспомнили именно сейчас? Он попал в волну всеобщего интереса к музыке барокко. А в опере Хассе был одним из самых ярких композиторов в жанре итальянской барочной оперы-сериа. Большинство современных слушателей устало от диссонансов 20-го века и соскучилось по красивой музыке. Сейчас даже некоторые довольно именитые современные композиторы, не рискуя прослыть ретроградами, пытаются сочинять в благозвучном мелодичном стиле. А уж мало какая музыка может состязаться по красоте с музыкой барокко.

Интенсивность музыкальной жизни в Москве в октябре 2015 года зашкаливает за все мыслимые пределы. Например, 17 октября состоялись сразу три мероприятия, на которых хотелось побывать – концертное исполнение «Травиаты» Верди в рамках Фестиваля Динары Алиевой, концерт из произведений Леонида Десятникова (к его 60-летнему юбилею) и программа «Жизнь Христа в кантатах И. С. Баха», созданная Петером Нойманом с его ансамблями.

Хорошо, что 15 октября никакой альтернативы концерту в зале им. Чайковского не было. Да и вряд ли что могло составить конкуренцию концертному исполнению оперы Иоганна Адольфа Хассе (1699–1783) «Сирой» («Siroe rè di Persia»), написанной в 1733 году. В КЗЧ она исполнялась в редакции 1763 года. Это подлинный раритет, и даже не только для России. Московская филармония расщедрилась для любителей оперы и выпустила для них кроме абонемента № 1 «Оперные шедевры» абонемент № 2 «Вершины мастерства. Барокко».

«Немногим суждено было добиться подобной славы… Немногих постигло подобное забвение». Эти слова, приведенные в буклете, выпущенном Московской филармонией без ссылки на автора, написаны в адрес одного из самых популярных немецких композиторов 18-го века Иоганна Адольфа Хассе (в России его фамилию долго писали Гассе). И они справедливы. В годы его жизни он был куда как более известен в Европе, чем его современник Иоганн Себастьян Бах. Почему так произошло? Его современник Гендель всегда почитался в Великобритании. Иоганн Себастьян Бах в первой трети XIX века вышел из тени собственных сыновей и воссел на престоле всеобщего почитания. Альфред Шнитке сказал в беседе с автором этих строк: «Бах – эпицентр музыки. К нему всё шло, и из него все вышло». Он был дружен с Хассе домами и наезжал с сыном Фридеманом в Дрезден послушать его «красивые дрезденские песенки», а Хассе навещал его в Лейпциге. Но вплоть до конца 20-го века забыт был только Хассе. Забыли его именно потому, что он наиболее полно соответствовал именно своему времени. А у нового времени – новые песни. У Генделя в Англии фактически конкурентов не было. А Бах оказался гением на все времена.

Почему Хассе вспомнили именно сейчас? Он попал в волну всеобщего интереса к музыке барокко. А в опере Хассе был одним из самых ярких композиторов в жанре итальянской барочной оперы-сериа. Большинство современных слушателей устало от диссонансов 20-го века и соскучилось по красивой музыке. Сейчас даже некоторые довольно именитые современные композиторы, не рискуя прослыть ретроградами, пытаются сочинять в благозвучном мелодичном стиле. А уж мало какая музыка может состязаться по красоте с музыкой барокко.

Хассе родился в семье знаменитых немецких органистов. Учился в Неаполе у таких столпов оперы как Никола Порпора и Алессандро Скарлатти. Литературный портрет Порпоры можно прочесть в романе Жорж Санд «Консуэло». С 1730 по 1763 год Хассе служил капельмейстером при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Августа Второго. В столице Саксонии Дрездене он создал один из лучших оперных театров в Европе. После его смерти наследник курфюрста, не будучи меломаном как его предшественник, распустил музыкантов, так как страна была разорена Семилетней войной и оккупацией. Хассе переехал сначала в Вену. Там императрица Мария-Терезия назначила его придворным капельмейстером и учителем музыки для своих дочерей. В венский период жизни Хассе его оперы стали предметом критики со стороны немецких оперных реформаторов, таких как Глюк и Кальцабиджи, и он с 1763 года переехал в Венецию, где и прожил до конца своих дней.

При жизни Хассе пользовался огромной популярностью. В век всеобщего царствования итальянской оперы его называли «немцем с музыкальными страстями Италии…» Даже его имя нередко произносили на итальянский манер «Джованни Адольфо». Он написал около 70 опер-сериа, авторами текстов которых были Пьетро Метастазио, на чьи либретто написаны половина опер Хассе, Апостоло Дзено, Стефано Паллавичини, Джованни Пасквини и др. Его оперы и серенаты ставились в главных театрах Италии, Германии, в Вене, Париже и Лондоне. В них блистали кастраты Фаринелли и Манчини. Хассе был женат на любимой певице Генделя итальянке Фаустине Бордони. Леопольд Моцарт использовал инструментальные пьесы Хассе для обучения маленького Вольфганга. Благодаря рекомендации Хассе 12-летний Моцарт получил заказ на создание оперы «Митридат, царь Понтийский». А спустя три года последняя опера Хассе «Руджиеро, или Героическая благодарность» прозвучала вместе с театрализованной серенатой Моцарта «Асканио в Альбе» по случаю празднования свадьбы эрцгерцога Фердинанда в Королевском театре в Милане. Позднее Хассе скажет: «Этот мальчик заставит всех забыть о нас» и оказался прав. После смерти Хассе его музыка была практически полностью забыта, а его оперы быстро исчезли со сцен театров. Почему забыли Хассе и никогда не забывали Георга Фридриха Генделя? Оперы Хассе были предназначены для дворцов и аристократической публики. Это была изысканная музыка. Театр же Генделя существовал не на пожертвования аристократов, а был коммерческим предприятием. Он зависел от того, придёт ли публика на очередной спектакль. И Гендель всегда помнил об этом. И сейчас видно, что в своей театральной деятельности Гендель был очень зависим от вкусов толпы. В своей масштабности и помпезности его музыка была доступнее для восприятия, нежели более тонкие оперы Хассе.

Кроме почти 70 опер-сериа Хассе сочинил много духовной музыки, большое количество камерно-инструментальных произведений, в их числе около 80 концертов и сонат для флейты, на которой играл Прусский король Фридрих Второй и которому многие из них посвящены, и для которого И. С. Бах сочинил свое «Музыкальное приношение», сонаты, симфонии. Значительная часть произведений Хассе была утеряна в ходе Семилетней войны и бомбардировки Дрездена союзниками в ходе Второй Мировой войны.

Несмотря на сочинение им множества произведений во всех жанрах, Иоганн Адольф Хассе вошел в историю музыкальной культуры, прежде всего, как оперный композитор, работавший в жанре итальянской оперы-сериа. Интерес к его операм возродился в конце 20-го века на волне общего повышенного интереса к барочной музыке.

Опера «Сирой» меня очень порадовала своим высоким профессионализмом, изысканностью, изяществом, стилевой точностью и тонкостью, богатством изобразительных средств, и изобретательностью. Еще более изобретателен в либретто Пьетро Метастазио – сюжет так закручен, что не дает соскучиться в течение всей оперы. Разбираться, кто в кого влюблен и кто против кого интригует непросто, зато уже точно не скучно. В этом очень помогают табло с русским текстом.

Действие оперы происходит в условной древней Персии царь которой Косрой (Хуан Санчес, тенор) решил объявить наследником не старшего сына Сироя (Макс Эмануэль Ценчич, контратенор), а младшего – Медарсе (Мари Эллен Неси, меццо-сопрано). Вокруг этого события развиваются и любовные интриги, и перипетии. В чём-то эта история напоминает шекспировского Короля Лира. Только наследниками являются не дочери, а сыновья.

Немногим более года назад в этом же зале в рамках «Виртуозы барокко» и с почти тем же составом исполнителей (Ю. Лежнева, Д. Идрисова, М. Э. Ценчич, Х. Санчес, ансамбль «Armonia Atenea» п/у Г. Петру) звучала опера Генделя «Александр». С чисто музыкальных позиций «Сирой» уступает, но не очень сильно, в сравнении с Генделем. Его музыка слишком канонична и скрупулёзна в деталях и ближе к стилю Алессандро Скарлатти.

И год назад, и в этот раз была великолепна Юлия Лежнева (Лаодиче, любящая Сироя, сестра его друга Аракса) с её потрясающими легкими и просто порхающими колоратурами. Создается обманчивое впечатление, что петь их не трудно, настолько внешне легко и органично это делает Лежнева. Кажется, что дыхание у Лежневой бесконечно. Плюс ко всему даже в концертном исполнении у Лежневой получился законченный образ коварной и мстительной интриганки.

В «Александре» мы получили сенсацию и прекрасное знакомство с сопрано из Башкирского оперного театра Дилярой Идрисовой. Её партия скифской принцессы Лизауры в «Александре» по размеру и по сложности не уступала партии Лежневой по определению – на премьере в ней пели две примадонны Франческа Куццони и Фаустина Бордони (ставшая спустя несколько лет женой Хассе) и Гендель вынужден был написать для них равные по величине и сложности партии. А уж в исполнении Диляра если в чём-то и уступила Юлии, так только в полной свободе полетного голоса, прорезающего любой хор и оркестр. В «Сирое» у Идрисовой партия существенно меньше, но не легче. Она в роли генерала Аракса выдала великолепный вокал на фоне прекрасной драматической игры даже в условиях концертного исполнения. Её колоратуры блистательны. Идрисова и в этот раз выдержала сравнение с именитыми мировыми звёздами вокала.

Среди исполнителей и «Александра», и «Сироя», наверное, самым титулованным был контратенор Макс Эмануэль Ценчич. Если год назад в его вокале были некоторые позиционные неточности и шероховатости, то в заглавной партии оперы Хассе «Сирой» он был практически безупречен и вокально, и сценически, насколько это возможно в концертном исполнении.

В «Адлександре» у тенора Хуана Санчо была крохотная партия, и оценить его не было возможности. В этот раз он спел большую партию Косроя – царя Персии, отца Сироя и Медарсе. Санчо обладает красивым, но чуть глуховатым голосом и прекрасной колоратурой.

Брючную роль скрывающейся под мужским именем Идаспе индийской принцессы Эмиры, влюбленной в Сироя, очень живо и убедительно исполнила меццо-сопрано Роксана Константинеску, обладательница яркого темперамента, прекрасной вокальной культуры и красивого голоса, которым она великолепно владеет.

Единственной неудачей кастинга, с моей точи зрения, была исполнительница другой брючной партии – Медарсе – меццо-сопрано Мари-Эллен Неси. Её голос показался мне просто некрасивым, выпадающим из общего ансамбля, с открытыми резкими верхами и недостаточно подвижной для барочной оперы колоратурой. Единственно удачной у нее была сцена мести, где как раз голос и должен звучать резко.

В целом (за исключением Неси) ансамбль вокалистов и оркестра оказался, практически, безупречным. Маэстро Георгий Петру сам аккомпанировал речитативам певцов сидя за вторым клавесином. Год назад у меня были претензии к оркестру «Armonia Atenea» и дирижёру. Оркестр тогда нередко звучал довольно агрессивно и местами даже грубо. Может быть, так музыканты реагировали на чрезмерную двигательную активность дирижёра. В этот приезд оркестр «Armonia Atenea» звучал намного лучше и тоньше.

Следующей оперой в рамках абонемента «Вершины мастерства. Барокко» будет «Ксеркс» Генделя 12 апреля 2016 года в исполнении ансамбля «Маттеус» п/у Жан-Кристофа Спинози. Это уже не такая диковинка, как «Сирой», но всё равно интересно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ