«Будьте как дети»

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент
Ёмких, метафоричных, но доходчивых визуальных эффектов в спектакле масса. Упор на вещественность реквизита в традициях народной ремесленной игрушки верен. Не раз наблюдала, как скучающие за выбором Лего и Барби в зале Детского мира избалованные чада с жадным огоньком в глазах тискают глиняную свистульку на вернисаже в Измайлово или стоят в очереди на исторических игрищах в Коломенском, чтобы соткать кусочек рядна на древнем станке или пару раз ударить молотом о наковальню. Появляющийся почти в финале радиоуправляемый фанерный Зайка на колёсиках, которым Балда обманывает Бесёнка, но с мордочкой, расписанной в традициях лубка 17-18 века – пример остроумия художников! Дополнял театральную магию качественный свет, заслуга Елены Копуновой.

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3).

Вот никак не ожидала, что начну рассказ о новой «детской» премьере Большого театра с евангельской цитаты. Не знаю, собственный «ребёнок в душе» проснулся или ещё свежи впечатления от походов по детским утренникам с сыном, теперь уже студентом, но ощущение праздника, волшебства, мурашек от интереса и «что будет дальше?» не покидало все полтора часа представления «Байки о лисе, утёнке и Балде». Имена Прокофьева, Стравинского и «примкнувшего к ним» Александра Праведникова достаточно серьёзны. И разговор перед премьерой с автором идеи триптиха тоже был в лучших традициях академизма. И вдруг…

1/2

Мало того, что строгий камерный Бетховенский зал, благодаря своему строению (сцена полукругом внизу – ряды вверх амфитеатром) преобразился в некое подобие цирка, с ярким лубочным задником и цветастой фольклорной каруселью, встречающей зрителей. Оказалось, детям здесь всё разрешено! Ну, или почти всё, в рамках безопасности. Бегающие между рядов, прыгающие, кричащие живчики на полукруге сцены перед началом и в антракте – самый лучший «аперитив», настраивающий на правильное восприятие зрелища «их» глазами. После спектакля подумалось – всё тоже самое, разыгранное перед сугубо взрослой «комиссией», наверняка потеряло бы половину задора!

Раз уж обещала быть « как дети», постараюсь рассказать именно о зрелище в целом, не расчленяя его на музыку, пение, режиссуру, оформление и т.д. Вернее, про «если закрыть глаза», всё же, в начале скажу. Все части музыкально были исполнены очень достойно, на ожидаемом от артистов Большого театра уровне. Выяснилось – непростой по акустике, гулкий Бетховенский зал без проблем подходит под распределённые источники звука. Музыканты и певцы, сидевшие и стоявшие сверху, на галереях, сбалансировано были слышны в центре рядов партера. Разве что балалайку и контрабас в «Балде» подзвучили слегка, деликатно.

Екатерина Щербаченко чисто, проникновенно, сочетая юную свежесть тембра и зрелое мастерство, исполнила вокального Утёнка (Сергей Прокофьев, Ор.18). Партия рояля у Александра Праведникова заменяла здесь оркестр по богатству оттенков, контакт с певицей абсолютный!

«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» под руководством Антона Гришанина звучала богато и красочно, под стать эффектным кафтанам и звериным маскам музыкантов и дирижёра, когда они выходили и поднимались на свои «хоры» между рядами. Азартно, выпукло солировали два тенора, Станислав Мостовой и Олег Долгов, и два баса – Олег Цыбулько и Василий Коростелев.

Густо-значительно пропевала соло Балды в заключительной истории Евгения Сегенюк. Слаженно пел женский хор. Трио балайки Евгения Шабалина, контрабаса Александра Парсаданова и фортепиано Александра Праведникова тембрально отлично сочеталось с пушкинскими строками «Сказки о попе».

И вот тут «связка» услышанного и увиденного – восемь прелестных юных дев, условно именуемых «детским хором Большого театра», то ли в пейзанских, то ли в сказочных, но складных цветных платьях. Они и открывали «балаган» интермедией Праведникова «В квартире у Петрова» на стихи Леонида Чернакова, вынося на сцену прозрачную как китайский фонарь корову с лампочками внутри, и преображались в «птичий двор» в «Утёнке». После, надев лисьи маски, ощипывали несчастного Петуха. Наконец, в «Балде» изображали чертенят, и создавали синим тонким шёлком рукотворные волны морские. И ещё декламировали стихи громко и вместе! Двигались чётко, не по-балерински, но как могли бы «смолянки» старших курсов. И вообще, на симпатичных девушек 15-17 лет, занятых командным делом, просто приятно смотреть!

По сути, получилось синтетическое представление, опера-балет с элементами пантомимы, понятный даже не «6+» как заявлено в афише, а лет с 3-х начиная. (И такие малыши тоже были в зале и радовались!)

Про постановщиков правильней говорить в тандеме. Отделить, где заканчивается общее руководство Дмитрия Белянушкина и начинается творчество хореографа Рамуне Ходоркайте, смогут только они сами. Но если Белянушкин уже заявил о себе прошлогодней постановкой "Истории Кая и Герды" как о толковом "детском" специалисте, с которым легко работалось всем участникам премьеры, то у Ходоркайте, много и успешно ставившей в драматических театрах и МАМТе , случился, наконец, дебют в Большом. Хотелось бы верить в продолжение этого сотрудничества.

Вдруг стало понятно, миманс Большого театра способен на гораздо большее, чем мы привыкли видеть последние годы в дежурных оперных танцах. И практически все его артисты, выпускники Московской государственной академии хореографии, прекрасно выполняют сложные балетмейстерские задачи. При том актёрски на близком расстоянии перед детскими глазами не сфальшивишь, не расслабишься!

Трогательный, щемяще искренний Утёнок – Иван Матвийчук. Петух и премилый чумазый Бесёнок в грязненькой балетной пачке – Надежда Благова. Ядрёный добрый молодец Балда – Павел Медведицин. Поп и Попадья – Евгений Кулеш и тот же Иван Матвийчук, которым пришлось освоить непростое искусство водить ростовые куклы с прорезью для лиц и руками, двигающимися тросточками. Казалось, всем без исключения артистам нравится такое открытое скоморошество, заводит непосредственная ребячья реакция на их пробежки между рядами, попытки схватить-потрогать персонажей.

Другой гармоничный постановочный тандем – сценограф Александр Арефьев и художник по костюмам Мария Чернышёва. И снова разделить их работу трудно. Вот мы слышим, как Утёнок почти замерзает зимой – не сцену выносят белое прозрачное покрывало с нашитыми кусочками-льдинками. Но уже через минуты страшные "льдины" преображаются в огромные лебединые крылья, которые гордо расправляет выросший Утёнок. Орудие страдания, ставшее сакральным символом – про глубину ассоциации подумалось уже после, а во время действия было восхитительно красиво и понятно!

Ёмких, метафоричных, но доходчивых визуальных эффектов в спектакле масса. Упор на вещественность реквизита в традициях народной ремесленной игрушки верен. Не раз наблюдала, как скучающие за выбором Лего и Барби в зале Детского мира избалованные чада с жадным огоньком в глазах тискают глиняную свистульку на вернисаже в Измайлово или стоят в очереди на исторических игрищах в Коломенском, чтобы соткать кусочек рядна на древнем станке или пару раз ударить молотом о наковальню. Появляющийся почти в финале радиоуправляемый фанерный Зайка на колёсиках, которым Балда обманывает Бесёнка, но с мордочкой, расписанной в традициях лубка 17-18 века – пример остроумия художников! Дополнял театральную магию качественный свет, заслуга Елены Копуновой.

Дети не скучали ни минуты – смеялись, хлопали, издавали охи и вздохи одобрения. Очень переживали за Бесёнка - тот пока по залу бегал, Балда его обманул. Продолжительность актов примерно по полчаса каждый – гуманное решение, по нормам педиатрии. В антракте, после "Байки" Стравинского, всё покрытие сцены осталось засыпано цветными перьями – Лиса с лисятами «ощипывали» Петуха. «Сейчас выкатят пылесос, и загудит противно, как у нас под окнами на бульваре борются с опавшей листвой!» - Вопреки моим бытовым предчувствиям вместо пылесоса на сцену выскочили кучей девочки-зрительницы от 5 до 10 лет, и за минуты пол оказался чистейшим, ни пёрышка! Зато в волосах и на одежде юных щеголих замелькали пёстрые пушистые «сувенирчики».

В голове вспыхнул давний кадр из прошлого. Мне самые те 6 или 7 лет. В гримёрке родного МАМТа возле зеркала лежит дивный белый перьевой венок – готовятся к вечернему "Лебединому озеру". Добрейшая тётя-гримёр разрешает примерить. Таких мгновений абсолютного счастья, что тогда испытала, за всю жизнь насчитать по пальцам! Может быть, и у этих маленьких театралов роман с оперой и балетом, начавшись с весёлого скоморошества "Байки", перерастёт со временем в нечто большее? Постановочный креатив в талантливых руках – сила!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ