Блеск и удовольствие

«Царица Савская» Гольдмарка в Будапеште

«Царица Савская» Гольдмарка в Будапеште
Оперный обозреватель
В Венгрии эта опера была поставлена впервые спустя год после австрийской премьеры, дирижировал тем спектаклем Шандор Эркель, сын знаменитого венгерского композитора Ференца Эркеля в честь которого назван театр, где теперь после долгих лет забвения, наконец-то вновь появилась сияющая и таинственная «Царица Савская». Из-за сложности и дороговизны постановки даже в Венгрии, где Гольдмарка почитают, эта опера не ставилась давно. Многие венгры никогда не видели «Царицы Савской» на сцене и довольствовались лишь периодическим концертным исполнением отрывков из нее. Сейчас, когда оперная жизнь в Будапеште переживает ренессанс, эта постановка стала не только редким подарком для ценителей, но и знаковым событием.

У каждой страны существуют представители творческой элиты, являющиеся столпами, знаковыми фигурами, формирующими культурное наследие, образное мышление и в чем-то даже самосознание нации. Одним из таких людей для Венгрии является Карой Гольдмарк, композитор, которому удалось добиться не только признания в тогда еще Австро-Венгрии, но и за ее пределами.

1/5

Творческий путь Гольдмарка был нелегок и наполнен постоянной борьбой с бедностью, отсутствием должного образования и необходимостью пробивать себе дорогу, попутно самостоятельно обучаясь композиторскому мастерству в самых тяжелых условиях. Но тем не менее он смог добиться значительного успеха и уже в 30 лет выступил как яркий и самобытный композитор умудрившийся сохранить индивидуальность и привнести свое, уникальное, сказочное звучание в общий котел европейской музыки того времени. Сам Лист, которого венгры не без оснований считают национальной святыней, в свое время разглядел в композиторе самоучке истинный талант и всячески способствовал тому, чтоб его произведения были услышаны широкой публикой. Именно он, исполнив марш из «Царицы Савской» (оперы, неоднократно отвергаемой критиками и постановщиками под самыми нелепыми предлогами), дал-таки ей карт-бланш на большую сцену.

«Царица Савская», следом за своей главной героиней, требовала особого отношения. Сказочный сюжет, масштабные сцены, поразительная сложность всех вокальных партий даже у второстепенных героев, требовала от постановки огромных творческих и финансовых вложений. Чтобы отдать должное подобной опере нужны были роскошные костюмы и декорации, а так же обилие певцов высокого класса способных справиться с весьма нетривиальными задачами, поставленными композитором перед артистами. Для того, чтоб сломить скептицизм театров, считавших оперу слишком дорогостоящей и несценичной, потребовалось много лет упорства со стороны Гольдмарка, которому, очевидно было не привыкать идти вперед до конца, вопреки всему, и конечно, активное содействие и авторитет Ференца Листа. После премьеры, состоявшейся 10-го марта 1875 года в Венской опере, долгожданная слава пришла как к «Царице Савской», вошедшей в репертуар европейских театров, так и к самому Гольдмарку, заслуженно получившему статус весьма почитаемого и уважаемого европейского композитора.

В Венгрии эта опера была поставлена впервые спустя год после австрийской премьеры, дирижировал тем спектаклем Шандор Эркель, сын знаменитого венгерского композитора Ференца Эркеля в честь которого назван театр, где теперь после долгих лет забвения, наконец-то вновь появилась сияющая и таинственная «Царица Савская». Из-за сложности и дороговизны постановки даже в Венгрии, где Гольдмарка почитают, эта опера не ставилась давно. Многие венгры никогда не видели «Царицы Савской» на сцене и довольствовались лишь периодическим концертным исполнением отрывков из нее. Сейчас, когда оперная жизнь в Будапеште переживает ренессанс, эта постановка стала не только редким подарком для ценителей, но и знаковым событием.

Разумеется, ожидания были велики как и ответственность за то, чтобы наиболее точно и эффектно реализовать подобный проект. Творческая команда театра Эркеля определенно приложила к этому множество усилий и средств. Сразу хочется отметить, что несмотря на широко распространенный, как в Венгрии, так и в остальных западных театрах трэнд осовременивания оперных постановок и поиска новых смыслов, в случае с «Царицей Савской», режиссер Чаба Каел предпочел менее радикальный вариант, придерживаясь «исторического стиля». И это исключительно выгодно отразилось на спектакле, ставшем истинной отрадой для глаз и, что еще приятнее, ушей.

Сказочный восточный колорит оперы, полный загадочности и лирики нашел идеальное воплощение в костюмах и декорациях выполненных в духе ар нуво. Этот стиль очень ярко представлен в архитектуре Будапешта и отчасти является его визитной карточкой, кроме того именно он преобладал в годы жизни и творчества Кароя Гольдмарка. Его декоративность и в то же время некоторая преувеличенность, обилие деталей, завитушек и орнаментов как нельзя лучше подчеркнули характер самой оперы. Особенности этого визуального стиля стали идеальной оправой для музыки, в которой эстетская составляющая со своего рода декадентским привкусом, местами отдающая красотой ради красоты, играют довольно сильную роль. Художница Ева Сэндриньи создала грандиозные и, в то же время, полупрозрачные, благодаря преобладанию золотистых и лазурных оттенков, декорации, легко предстающие в зависимости от ракурса, как роскошным королевским дворцом, так и загадочным ночным садом и даже оазисом в пустыне. Костюмы Аники Немет удивительно хороши, идут артистам, подчеркивают достоинства и скрывают недостатки, а главное прекрасно вписываются в общий стиль спектакля, который наполнен светом, легкостью и цветом. Достойным образом в эту команду профессионалов вписался и хореограф Марианна Венекеи, которой предстояла непростая задача по постановке массовых сцен, коих в опере предостаточно, и выполнять их должны не только танцоры, но и участники хора. Надо отдать ей и режиссеру-постановщику должное – все происходящее на сцене смотрелось очень органично и чем-то напоминало экзотическую и многоцветную эстетику фильмов золотых голливудских времен, экранизацию «Аиды» Клементе Фракасси с Софи Лорен в главной роли.

Гольдмарк был рожден в семье с еврейскими корнями и особенности еврейской религиозной и музыкальной культуры сыграли значительную роль в формировании его творческой индивидуальности. Сам сюжет все же больше похож на сказку, так как основан на ветхозаветном первоисточнике весьма приблизительно. Знаменитый мудрый царь Соломон тут является скорее фоновой фигурой, при дворе которого разыгрывается драматическая история любовного треугольника между великолепной царицей Савской, попавшим по ее чары иудейским послом Ассадом и его прекрасной, чистой сердцем невестой Суламифью. Любовная линия, сфокусированная на измене под воздействием чар коварной и капризной соблазнительницы и последующем раскаянии неверного жениха перед жертвенной и являющий собой образец смирения девушкой, является основополагающей, превращая все остальное, скорее в экзотическую декорацию.

Не смотря на достаточно легкую и светлую музыкальную ткань оперы, финал у нее, тем не менее, трагический – чего, к слову, совершенно не ожидаешь, в силу отсутствия драматически острых сцен и музыкальных тем, которые бы создавали предчувствие печального конца. Даже смерть Ассада и Суламифи в объятиях друг друга после его раскаяния и их примирения кажется умиротворенной и какой-то немного ненастоящей. Словно они лишь заснули, как это часто бывает в сказках.

Для солистов любого оперного театра «Царица Савская» – настоящий вызов, требующий участия самых лучших вокалистов. Титульная партия досталась Эрике Галь. Певица обладает яркой, чрезвычайно сценичной внешностью, мощной харизмой и довольно большим голосом. Ее тембр неоднозначен. В нижнем регистре он, подчас, тяжеловат (что, справедливости ради, почти не чувствовалось в этом спектакле) а вот в среднем и верхнем регистрах певица звучит удивительно хорошо и сочно. Госпожа Галь легко справляется со сложными пассажами и эмоциональной неоднозначностью роли. Ей одинаково хорошо удались как лиричные сцены с Ассадом, так и жесткие, драматические моменты в которых ее героиня спорит с царем Соломоном.

Вторую женскую роль – кроткой красавицы Суламифи – исполнила Эстер Сюмеги. У нее легкое лирическое сопрано и слегка меланхоличный темперамент. Тихая жертвенность и лиричность героини как нельзя лучше подошла именно этой певице. Очаровательная ария с хором «Der freund ist dein» в начале первого действия, где Суламифь предается мечтаниям об Асаде в компании служанок, получилась чудесно. Артистке удалось передать и чистоту, и нежность влюбленной юной девушки, с легкостью скользя по высоким нотам и демонстрируя очень красивое легато.

Партию Ассада, можно без преувеличения назвать чрезвычайно сложной, хоть и очень выигрышной для тенора. В свое время Николай Гедда блестяще исполнял романс Ассада «Magische töne», задав очень высокую планку для последующих поколений певцов. Для исполнения этой арии тенор должен обладать легким и непринужденным верхним «до», которое совершенно недопустимо форсировать или, еще хуже, брать фальцетом. Приглашенный специально на эту роль молодой тенор (ему всего 27 лет) Нуттхапорн Тамматхи, уроженец Тайланда, а ныне студент венского Моцартеума, оказался способен в целом справиться с ролью. Увы, небезупречно, в самом начале первого акта он то ли от волнения, то ли по неопытности, пару раз довольно досадно дал петуха в, казалось бы, не самых сложных вокально местах. Но потом полностью реабилитировал себя, продемонстрировав действительно замечательные вокальные данные и искреннюю актерскую подачу, компенсировавшие его специфическую фактуру и отдельные недостатки. Роль царя Соломона исполнил Золтан Келемен – обладатель благородного драматического баритона тоже проявил себя исключительно достойно. Небольшая партия рабыни Асарот весьма непроста для исполнения – эту любовную песню, которую рабыня по приказу своей госпожи Царицы исполняет без музыкального сопровождения, композитор снабдил довольно замысловатым музыкальным рисунком. Каталин Тёркей с честью преодолела все технические барьеры своей партии.

В целом общий вокальный и художественный уровень спектакля порадовал и позволил прекрасно провести вечер под звуки совершенно волшебной музыки, в чем есть немалая заслуга дирижера Яноша Ковача. Возвращение «Царицы Савской» на венгерскую сцену, можно с чистой совестью назвать успешным.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Карл Гольдмарк

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ