Первый музыкальный фестиваль Динары Алиевой завершился триумфом

Владимир Наумович Ойвин
Оперный обозреватель
Голос Алиевой прекрасно звучал во всех номерах концерта. Технически её вокал безупречен, все диапазоны прекрасно сбалансированы, между регистрами не было слышно ни единого «шва». Но не техника вокала была, по-настоящему, интересна в этом концерте (хоть она и была совершенна – как без неё!), а огромный диапазон настроений: от лирики до трагедии. Динаре Алиевой доступно всё.

Феноменальным концертом памяти Елены Образцовой завершился Первый Международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой «Opera Art».

В Большом зале консерватории 7 декабря солистка Большого театра России Динара Алиева пела в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова под управлением израильского дирижёра, художественного руководителя Израильской оперы Даниэля Орена. Концерт проходил под эгидой «Шедевры мировой оперы».

Перед концертом состоялась церемония передачи столичной консерватории дара Динары Алиевой – бронзового бюста Джакомо Пуччини, который теперь установлен в фойе партера Большого зала Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Автор бюста – украинский скульптор Катиб Мамедов, который также является почётным академиком Российской академии художеств. Динара Алиева сказала, что этим даром она отмечает 150-летие Московской консерватории, которое состоится в 2016 году. Она заметила, что все знаменательные события её жизни связаны с этим залом. В 2006 году в нем прошёл её первый сольный концерт, а в этом году её первый Международный музыкальный фестиваль «Opera Art».

Дар певицы принял ректор Московской консерватории профессор Александр Соколов.

Перед началом концерта несколько слов сказали Динара Алиева и дочь Образцовой Елена Макарова. Алиева призналась: «Мне повезло, что я была близка с Еленой Васильевной не только по сцене. Мы очень тесно дружили». Елена Макарова подтвердила: «Маму и Динару скрепляла очень тесная дружба». На экран проецировались слайды, запечатлевшие Елену Васильевну. Мы увидели её письмо Динаре Алиевой, которое прочла Макарова.

Музыкальная часть программы началась, как принято в оперных концертах, с симфонического фрагмента – Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. С первого же эпизода стало ясно, что высокое качество симфонической составляющей концерта гарантировано: Госоркестр им. Е. Светланова находится в прекрасной форме. И даже если порой из-за экспрессивной манеры дирижирования Даниэля Орена оркестр слегка заглушал пение, то Алиева легко преодолевала эту преграду; причём, даже форсируя голос, она не теряла его красоты. В целом же Госоркестр и маэстро с его экспрессией оказались в резонансе с мощнейшей энергетикой примадонны и чувственностью её голоса.

Все симфонические фрагменты концерта, в том числе упомянутое выше интермеццо Масканьи, интермеццо из оперы Пуччини «Манон Леско», увертюры к «Кармен» и «Силе судьбы» были исполнены Ореном с пониманием стиля каждой оперы и с большим вкусом. Они не стали просто оркестровыми антрактами между вокальными номерами, как это часто бывает, а были интересны и сами по себе. Такой великолепный аккомпанемент в концертах оперных арий встречается очень редко.

В остальном всё первое отделение было отдано любимому композитору певицы Джакомо Пуччини. Выходным номером примадонны в этом концерте стала ария Магды «Chi il bel sogno di Doretta» (Кто разгадать бы смог мечту прекрасную Доретты?) из оперы «Ласточка», не часто звучащая в концертах. Это не самая сложная ария из опер Пуччини, но очень красивая. Алиева исполнила её безупречно. А как профессионально выходила она на верхние ноты! Они были яркими, но без грана форсирования и настолько органичными, что казалось: это даётся Алиевой легко. Но за этой видимой лёгкостью стоит большая повседневная работа.

Эмоциональным центром первого отделения стала ария Анжелики «Senza mamma» (Без мамы) из оперы «Сестра Анжелика». Это был настоящий плач матери, узнавшей о смерти сына, из-за рождения которого Анжелика и попала в монастырь. Она страстно надеется, что со временем они встретятся на небесах.

Остальные два вокальных номера первого отделения: Ария Тоски "Vissi d'arte" (Я жила искусством) из оперы «Тоска» и Ария Манон «Sola perduta abbandonata...» (Одна, покинутая, потерянная) из оперы «Манон Леско» – тоже не просто драматического, а скорее трагического содержания. Тоска поёт свою арию, слыша как за стеной пытают её любимого Марио. Манон умирает в пустыне, думая, что покинута де Грие. И этот трагизм Алиева очень достоверно вложила в звуки своего голоса.

В этой программе Динара Алиева показала себя в первую очередь прекрасной трагической певицей. И этот трагизм слышен даже тем, кто не знает содержания арий.

Во втором отделении Алиева очень хорошо исполнила арию Микаэлы «Je dis que rien ne m'epouvante…». Партию Микаэлы певица с большим успехом исполняет в последней постановке «Кармен» в Большом театре. Очень проникновенно Алиева показывает девушку, оказавшуюся ночью в горах, да ещё и в лагере контрабандистов. Ей страшно, но любовь превозмогает страх, и она молит Спасителя о помощи, чтобы суметь вытащить своего любимого из этой ситуации. В этой арии особо хорошо, рельефно и полнозвучно у Алиевой прозвучали низы.

В совершенно другом ключе была исполнена ария Манон «Allons, il le faut! ...Adieu, notre petite table» из оперы Массне «Манон». Молодая Манон делает свой меркантильный выбор – с кем ей быть: с молодым, но бедным кавалером Де Грие или со старым, но обеспечивающим ей комфортную жизнь Де Бретиньи, находя оправдание выбора в пользу последнего в том, что это лучше для самого же Де Грие. Это прощальная песенка их роману с Де Грие.

Два последних номера заявленной программы возвращают нас в грустное настроение. Ария Валли из одноимённой оперы Альфредо Каталани «Ebben? Ne andro lontana» – это прощание с отчим домом, откуда Валли выгнал её родной отец. В «Pace, pace, mio Dio!» из оперы Верди «Сила судьбы» Леонора молит Бога о даровании ей покоя, которого так и не получает. Проклятие отца не теряет силы. Здесь не трагизм, но яркий драматизм высокой пробы, предчувствие трагедии.

Два биса развеяли мрачную атмосферу финала концерта. Зажигательное Болеро Елены «Mercé, dilette amiche» из «Сицилийской вечерни» Верди показало, что Алиева органична и в радостных музыкальных эмоциях. А ариозо Лауретты «O mio babbino caro» из оперы «Джанни Скикки» раскрыло лирическую грань таланта Динары Алиевой.

Этот вечер лишний раз подтвердил, что певица органична во всех жанрах оперы. А если вспомнить её камерные программы высочайшего уровня на сцене Большого и Малого залов консерватории, то очевидно, что в лице Алиевой мы имеем не просто певицу, а музыканта мирового класса.

Голос Алиевой прекрасно звучал во всех номерах концерта. Технически её вокал безупречен, все диапазоны прекрасно сбалансированы, между регистрами не было слышно ни единого «шва». Но не техника вокала была, по-настоящему, интересна в этом концерте (хоть она и была совершенна – как без неё!), а огромный диапазон настроений: от лирики до трагедии. Динаре Алиевой доступно всё.

Она спела в одном концерте десять сложнейших арий мирового оперного репертуара, но до самого конца её голос звучал так же свежо и полноценно, как в начале. Это говорит о прекрасной вокальной школе.

Первый музыкальный фестиваль «Opera Art» закрылся великолепным концертом его автора, а нам остаётся целый год находиться в ожидании Второго фестиваля в надежде, что он будет не хуже.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Динара Алиева

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ