То, что доктор прописал

Концертный «Дон Паскуале» в Михайловском театре

Концертный «Дон Паскуале» в Михайловском театре
Оперный обозреватель
Многие поняли, что тактичный семистейдж – оптимальное решение как материальных, так и эстетических театральных проблем, потому, наверное, академические концертные исполнения опер стали редкостью. Минимум реквизита, несложные мизансцены, нарядные вечерние туалеты солисток и импозантный хор позади оркестра способны достаточно развлечь публику и создать приподнятое театральное настроение полуконцертному действу. Если к этому прибавить трёх артистов миманса – лакеев в нарядных ливреях, деловито переставляюших кресла, – то именно так и был представлен «Дон Паскуале» на днях в Михайловском.

Полноценными оперными премьерами питерский Михайловский театр балует крайне редко. Жаль, потому что труппа отличная: крепкий состав среднего поколения, много молодых певцов, которые делают международную карьеру, не покидая родной дом. Всех их хочется видеть и слышать. А репертуар оперный скуден — всего 12 названий. Так что появление «Дона Паскуале», хоть и концертное, весьма кстати.

1/2

Многие поняли, что тактичный семистейдж – оптимальное решение как материальных, так и эстетических театральных проблем, потому, наверное, академические концертные исполнения опер стали редкостью. Минимум реквизита, несложные мизансцены, нарядные вечерние туалеты солисток и импозантный хор позади оркестра способны достаточно развлечь публику и создать приподнятое театральное настроение полуконцертному действу. Если к этому прибавить трёх артистов миманса – лакеев в нарядных ливреях, деловито переставляюших кресла, – то именно так и был представлен «Дон Паскуале» на днях в Михайловском.

Оркестровый Доницетти звучал в тот вечер с блеском. Михаил Татарников временами брал темпы, прямо скажем, рискованные, но в большинстве случаев всё не просто сходилось, а летело, сверкая задором и стильной лёгкостью. Хотелось бы только пожелать скрипкам большей тембровой слаженности звучания в увертюре, хотя дальше высокие струнные себя реабилитировали. Но самым важным плюсом была согласованность оркестра с вокалом.

Особо сногсшибательным вихрем пронёсся ансамбль ближе к финалу, когда буфонная скороговорка ни на волосок не отстала от инструменталистов. Впрочем, нет: был один момент, когда ансамбль чуть «накренился». Но выглядело это столь же эффектно, как в цирковом номере, когда канатоходец на большой высоте имитирует опасность срыва.

Собственно, что так уж особенно восторгаться? Чистота и стремительность исполнения подобной музыки должна быть абсолютной нормой. Однако планка должной формы выдерживается, увы, редко. И получается как с вежливостью: ах, какими удивительными достоинствами обладает имярек, он вежлив!

Но не стоит принижать художественные достоинства исполнения «Дона Паскуале» в Михайловском: оно действительно было очень удачным. Актёрско-певческий ансамбль явно сложился. И сложился он вокруг женской партии: несмотря на некоторую резковатость тембра, Светлана Москаленко – центр внимания. Абсолютная свобода пения, артистичность, миловидность и активная энергетика позволяют певице-актрисе сделать свою Норину привлекательной, несмотря на стервозность, явно превалирующую в образе.

По большому счёту, к тембровой окраске каждого из основного вокального квартета можно бы и придраться. Но в общем ансамбле главенствовало хорошее чувство стиля и отсутствие видимых певческих усилий. Солисты на сей раз благополучно избавили публику от сомнительного удовольствия наблюдать натужную вокальную работу – виртуозные рулады, высокие ноты и буффонные скороговорки исполнялись с непринуждённостью, достойной мастеров. Присутствовала и упоительная белькантовая кантилена: серенада Эрнесто – молодого тенора Бориса Степанова – в сопровождении забавной пары гитаристов была в меру сладкой и инструментально чистой по интонации.

Что касается актёрской стороны мужских партий, герои Дмитрия Скорикова (Дон Паскуале) и Бориса Пинхасовича (доктор Малатеста) – были достаточно стандартны, хотя вполне корректны. Для полуконцертной версии спектакля вполне достаточно. Тем более, что Москаленко, взяв на себя основное внимание, определённо сделала оперу Доницетти женской.

Хор во второй части спектакля отлично дополнил общую звуковую картину, и вообще сложилось впечатление, что «Дон Паскуале» для Михайловского – «то, что доктор прописал». Дело за немногим – за желанной (но предполагаемой ли?) сценической премьерой.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Михайловский театр

Театры и фестивали

Дон Паскуале

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ