Зачем влюбленные безумны…

«Вертер» в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
В афишах и программке три имени бросаются в глаза, каждое из которых говорит за себя. Дирижер – музыкальный руководитель Королевской оперы Антонио Паппано, Вертер – итальянский тенор Витторио Григоло и американское меццо-сопрано Джойс ДиДонато в роли Шарлотты. Поднявшись на сцену во время поклонов и встреченный меццо-сопрано, Паппано, однако, направился прямиком к Витторио, обнял его, благодарно похлопав по спине. Григоло однозначно заслужил столь неординарной похвалы маэстро. Из всего мною ранее слышанного – это пение итальянского тенора было наиболее впечатляющим, он пел с абсолютной отдачей, с таким ощущением, как будто второго спектакля в его жизни уже не будет.

«Вертера» Массне невозможно слушать без волнения. Одна из самых трогательных опер, сентиментальная и меланхоличная, с одной стороны, наполненная страстью и отчаянностью – с другой, в которой оба героя в равной степени (хочется верить!) переживают романтическую влюбленность. И в этом сама суть оперы – в попытке исследовать человеческие эмоции, соизмерить глубину двух человеческих душ – совершенно неоднозначных, на мой взгляд, пытающихся прийти к соглашению с любовью, пытающихся отринуть тот факт, что надежды на будущее – нет!<!--cut--:>

Преданность Вертера чувству, глубина и сила его любви – поражают! Как и музыка Массне - лишенная рациональности, которую невозможно объяснить каким-то набором слов, невозможно разложить по полочкам, но которую можно чувствовать каждой клеточкой своего тела, которой можно сопереживать, от которой можно приходить в восторг и испытывать глубочайший катарсис, - эта музыка дает нам ключ к понимаю его натуры.

В Ковент-Гардене в воскресенье прошла премьера второго возобновления постановки французского режиссера Бенуа Жако 2004 года, сценография Чарльза Эдвардса, постановщик версии 2016 года – Эндрю Синклер. Декорации неброские, просты, но изысканны – двор ли это дома вдовца-судьи, отца Шарлотты, обучающего своих малолетних детей Рождественским гимнам, в голубовато-синих ли тонах; или засыпанная осенней листвой набережная в пригороде Франкфурта, или не бедно, но аскетически обставленный дом Альберта, и одинокая, убогая, совсем как у Достоевского, комнатушка Вертера в последнем акте, медленно выдвигающаяся из глубин сцены, как небольшая картина в рамке. Непретенциозны костюмы героев (Кристиан Джаск), отражающие, однако стиль и эпоху старой Германии – эту и некоторые другие визуальные приметы постановки мне уже приходилось отмечать в рецензии на предыдущее возобновление спектакля 2011 года.

В афишах и программке три имени бросаются в глаза, каждое из которых говорит за себя. Дирижер – музыкальный руководитель Королевской оперы Антонио Паппано, Вертер – итальянский тенор Витторио Григоло и американское меццо-сопрано Джойс ДиДонато в роли Шарлотты. Поднявшись на сцену во время поклонов и встреченный меццо-сопрано, Паппано, однако, направился прямиком к Витторио, обнял его, благодарно похлопав по спине. Григоло однозначно заслужил столь неординарной похвалы маэстро. Из всего мною ранее слышанного – это пение итальянского тенора было наиболее впечатляющим, он пел с абсолютной отдачей, с таким ощущением, как будто второго спектакля в его жизни уже не будет.

Нечасто нынче мужской голос способен вызывать состояние мурашек по коже, которые начавшись где-то в одном месте, распространяются по всему телу, когда кажется – можно утонуть в восторге и неге от приятных красивых теноровых звуков. У певца – свободное дыхание, изящная фразировка. Он абсолютно перевоплотился в своего героя, безнадежного романтика, с потрясающей достоверностью сыграв характер последнего, и чисто внешне абсолютно соответствуя образу. Зачем влюбленные слепы и безумны?

Шарлотта Джойс ДиДонато не столько однозначна и категорична в своей любви, как Вертер, в ней наряду с послушанием прослеживается и расчетливость: «Чтобы спасти себя, страданья в жертву долгу я принесла твои, но тем тебя сгубила!», хотя и признается в последнем акте, что с первого же дня поняла, что они неразрывно навек соединены. Но есть – верность слову, долгу, а потом – между двумя кто-то всегда любит сильнее. ДиДонато, под стать своему партнеру, великолепно исполнила свою роль и сложнейшую по нюансировке партию.

Что за прелесть эта девушка Софи - сестра Шарлотты! Эту роль замечательно, свежо спела американское сопрано Хезер Энгебретсон. Сербский баритон Дэвид Бизик – в меру благородный и как бы все понимающий и совсем, якобы, и не ревнивый Альберт, услужливо предложивший Шарлотте, однако, вынести пистолеты для Вертера… Роль вдовца и судьи исполнил австралийский бас-баритон Джонатан Саммерс.

Вечер венчает виртуозное дирижирование Антонио Паппано, чья безупречная команда – оркестр Королевского оперного театра – гарантирует как стильность Жюля Массне, так и смелые трактовки дирижера. В итоге получился великолепный незабываемый вечер с Вертером.

Для справки:

27 июня опера «Вертер» из Королевской оперы будет напрямую транслироваться в кинотеатры по всему миру в рамках программы Live Cinema Season. Эта та постановка, которую, если есть шанс, обязательно надо услышать! В Royal Opera House очередные представления – 24, 27 июня, 3, 6 и 13 июля. Начало в 7.15

Завершает театральный сезон в Ковент-Гардене опера Верди «Трубадур» под управлением Джанандреа Нозеды с участием Лианы Арутюнян (Леонора), Франческо Мели (Манрико), Желько Лучича (Граф ди Луна) и Екатерины Семенчук в роли Азучены – 2, 5, 8, 11, 14, 17 июля. Второй состав – Анна Пироцци (Леонора), Манрико (Грегори Кунде), Кристофер Мальтман (Граф ди Луна), а также Марина Пруденская (Азучена) – 4, 7, 9, 12, и 15 июля.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Вертер

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ