«Таис» Массне в Зальцбурге

«Таис» Массне в Зальцбурге
Оперный обозреватель
Бывший тенор Пласидо Доминго проявил себя в меру возможностей, ожидаемых от легенды мировой оперы. Партия Атанаэля первоначально была написана для высокого баса, позднее переработана композитором для баритона. Голос Пласидо Доминго, несмотря на переход в последние годы на баритональный репертуар преимущественно в итальянском вердиевском репертуаре (Набукко, Симон Бокканегра, Риголетто, граф ди Луна), остается по своей природе теноровым, поэтому Атанаэль ему по голосу подходит с трудом. В тех местах, где партия написана в низкой и средней тесситуре, Доминго добротно озвучивал материал, однако нельзя сказать, что вокально ему было удобно. Наиболее удачно прозвучали ария Атанаэля об Александрии, открывающая вторую картину первого акта оперы, и финальный дуэт с Таис, где монах осознает, что Таис умирает, и пылко объясняется ей в любви. В целом, будь партия чуть повыше по тесситуре, впечатление, конечно, могло быть сильнее.

На Зальцбургском фестивале состоялось концертное исполнение оперы «Таис» Массне. Об этом читайте в репортаже нашего нового автора Елизаветы Котовой.

Все ожидали звездного дуэта болгарской сопрано Сони Йончевой, первоначально заявленной в исполнительском составе, и Пласидо Доминго. Но Йончева отменила свое участие в данном проекте из-за болезни. Вместо нее на сцену вышла латвийская певица Марина Ребека. Остальной состав солистов остался без изменений. Партию монаха Атанаэля исполнил Пласидо Доминго, философа-эпикурейца Никиаса – тенор Бенджамин Бернхайм, в остальных ролях были задействованы участники молодежной программы Моцартеума.

Марина Ребека, впервые в своей карьере исполнившая партию Таис, сделала неплохую карьеру на Западе преимущественно в моцартовском (Царица Ночи, Донна Анна, Электра в «Идоменее»), белькантовом (Матильда в «Вильгельме Телле» Россини, Лючия ди Ламмермур, Норма, Семирамида в опере Россини) и вердиевском репертуаре (Виолетта). В отличие от Сони Йончевой, считающейся одной из ведущих певиц во французском репертуаре, поющей партии Манон, Таис, Маргариты и Джульетты Гуно, Лейлы в «Искателях жемчуга» на отличном французском языке и с полным пониманием стиля и задач, стоящих перед исполнительницей, французский багаж в репертуаре Марины Ребеки не столь основателен. Поэтому ее дебютное выступление в партии Таис можно назвать удачным, хотя полноценное воплощение образа куртизанки, жившей в начале нашей эры в Александрии, еще впереди.

В плане вокала Ребека выглядела хорошо, не побоялась взять коварное верхнее «ре» в «арии с зеркалом» в начале второго акта, уверенно провела дуэт с Доминго-Атанаэлем, следующий за арией, убедительно показала трансформацию образа Таис в третьем акте, и порадовала в финальном дуэте, вновь не устрашившись ходов на верхние ноты. Голос Ребеки – на данный момент достаточно легкое лирическое сопрано, ее интерпретацию этой партии можно отнести к традиции, восходящей к Беверли Силлз, исполнившей эту роль на эталонной записи 1976 года с Шеррилом Милнзом в роли Атанаэля.

Бывший тенор Пласидо Доминго проявил себя в меру возможностей, ожидаемых от легенды мировой оперы. Партия Атанаэля первоначально была написана для высокого баса, позднее переработана композитором для баритона. Голос Пласидо Доминго, несмотря на переход в последние годы на баритональный репертуар преимущественно в итальянском вердиевском репертуаре (Набукко, Симон Бокканегра, Риголетто, граф ди Луна), остается по своей природе теноровым, поэтому Атанаэль ему по голосу подходит с трудом. В тех местах, где партия написана в низкой и средней тесситуре, Доминго добротно озвучивал материал, однако нельзя сказать, что вокально ему было удобно. Наиболее удачно прозвучали ария Атанаэля об Александрии, открывающая вторую картину первого акта оперы, и финальный дуэт с Таис, где монах осознает, что Таис умирает, и пылко объясняется ей в любви. В целом, будь партия чуть повыше по тесситуре, впечатление, конечно, могло быть сильнее.

Бенджамин Бернхайм продемонстрировал стабильность и профессионализм в сравнительно небольшой партии Никиаса, которая очень подошла к его светлому по тембру тенору. Хорошо получились дуэтная сцена с Таис в первом действии, сцена на пиру и прощание с Таис.

Из второстепенных персонажей запомнились отшельник Палемон (Симон Шимамбу) и аббатиса Альбина (Сильвия Вереш). У Шибамбу достаточно приятный тембр голоса и хорошая выучка, что может послужить стимулом к тому, чтобы исполнять и более значительные партии. У Вереш – темное, красивое по тембру меццо-сопрано, убедительная актерская игра и попадание в стиль французской оперы. Хотелось бы послушать венгерскую артистку как Далилу или Кармен. Думаю, она могла бы показать класс.

Достойно выглядели на сцене в роли служанок сопрано Эльбенита Кайтаци (Кробила), меццо-сопрано Валентина Штадлер (Миртала), и колоратура Мариэль Мерфи (Чаровница, появляющаяся лишь в трио со служанками).

Оркестр под управлением Патрика Фурнье показал отменную слаженность. Инструментовка партитуры Массне (была исполнена вторая редакция оперы 1898 года), отличающаяся красочностью, использованием различных ориентальных лейтмотивов, была подана весьма разнообразно по динамике и тембровому наполнению. Очень выразительно прозвучали знаменитое «Размышление» и вступление ко второй картине первого акта, предваряющее монолог Атанаэля об Александрии, лейтмотив появления Таис (она же вступительная мелодия к арии героини во втором действии). Щемящий и пронзительный звук оркестра во вступлении к хору монахинь, также произвел сильное впечатление. Патрик Фурнье чувствует музыку этой эпохи и умеет вести оркестр в концертном исполнениях так, чтобы не заглушать артистов, выдерживая звуковой баланс.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Зальцбургский фестиваль

Театры и фестивали

Таис

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ