Двое из династии Бахов

Двое из династии Бахов
Специальный корреспондент
Концертная программа «Отец и сын», посвященная творчеству И.С.Баха и его сына К.Ф.Э. Баха, была исполнена 16 ноября 2019 года в московском зале «Филармония-2». Основу программы составили «Magnificat» обоих композиторов, прозвучали также их оркестровые сочинения.

В концерте приняли участие: Государственный академический камерный оркестр России (рук. Алексей Уткин), Мюнхенский Баховский хор, его дирижер Хансйорг Альбрехт встал за пульт, а Уткин выступил как солист (гобой), сольные вокальные партии исполнили чилийско-немецкое сопрано Каталина Бертуччи, меццо-сопрано Юлия Бёме, тенор Михаэль Фейфар и баритон Маттиас Винклер (все трое – Германия), соло на органе исполнял Александр Фисейский (Россия).

Карл Филипп Эмануэль Бах, 305-летие которого мы отмечаем в этом году, – второй сын Иоганна Себастьяна Баха от первой жены Марии Барбары. Сын пошел по стопам отца, стал композитором, но творил уже несколько в другую эпоху – его произведения написаны в стиле, промежуточном между поздним барокко и рождающимся классицизмом, с очевидным уклоном в сторону последнего. Он, безусловно, следовал за музыкальной модой своего времени, но, пожалуй, в меньшей степени, чем другие сыновья Баха, ею увлекавшиеся всерьез. Он основательно опирался на творчество отца, уделял большое внимание разработке музыкальной формы и методики, достаточно вспомнить его клавирные сонаты и популярный у современников учебник «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»). В общем, он считается музыковедами последователем Баха-отца и предшественником великих венских классиков вполне небезосновательно. Одновременно это все-таки человек еще эпохи барокко, крестник и последователь Георга Филиппа Телемана, после которого Бах-сын принял его должность капельмейстера в Гамбурге (первом оперном городе Германии).

Свой «Magnificat» (духовное сочинение во славу Девы Марии) К.Ф.Э. Бах написал в период жизни в Берлине, в 1749 году. Ряд специалистов считают его сочинением, в котором наиболее заметно влияния отца, и отчасти это действительно так, особенно преемственны некоторые вокальные номера (например, в дуэте у сына есть явное цитирование теноровой арии из «Magnificat» отца). Флейтовые концерты (а один из таких (H.426) мы услышали в концерте в переложении для солирующего гобоя) – отзвук того же периода жизни композитора, когда он служил при дворе Фридриха II Прусского. Тот, будучи музыкантом-дилетантом, вынуждал придворных регулярно слушать его игру на флейте, а в обязанности младшего Баха, в числе прочего, входило аккомпанировать ему на клавесине и сочинять концерты. Но в целом, конечно, в отличие от строгой музыки Баха-отца, произведения сына – из другой, уже переменившейся эпохи, менее лаконичные, целостные и фатальные, более праздничные и гедонистические, с уже расширившимся составом оркестра, с яркими медными духовыми, бравурными интонациями и торжествующим оптимизмом. Конечно, музыка сына часто вторична – в ней много не только от отца, но и от Антонио Вивальди, и от неаполитанской барочной оперной школы. Однако заслуга его в том, что он раньше многих шагнул за формальные рамки барокко и стал развивать некий «протоклассицизм», с более свободным отношением к темпу, ускорениям-замедлениям рывкам и паузам, и что еще более важно – без четкого разделения «аффектов», а с одновременным звучанием нескольких эмоциональных оттенков (для того времени – весьма передовое решение).

Сочинения Баха-отца, на самом деле, барочному укладу совсем не чужды, просто из них почему-то наиболее популярны, особенно в России, фрагменты «вневременные», из контекста моды выпадающие. Таков, например, знаменитый Air – это как раз часть из прозвучавшей в концерте Оркестровой сюиты № 3 ре-мажор (BWV 1068), а все прочие ее части написаны в актуальном тогда стиле. И вообще у композитора немало произведений, полностью соответствующих духу времени, к таковым можно отнести и «Magnificat». Сам по себе он в комментариях не нуждается, сочинение очень известное, многократно записанное разными коллективами и дирижерами, как в аутентично-барочном, так и в «романтическом» варианте. Тем сложнее в нем было исполнителям-вокалистам, которым немало помог тот факт, что отделение, посвященное отцу, шло первым, а потом на малоизвестной музыке сына у них появлялся шанс поправить впечатление. «Magnificat» Иоганна Себастьяна давал слишком много поводов для сравнения с записями мастеров прошлого и настоящего.

Из певцов следует выделить Маттиаса Винклера, баритона довольно темного тембра, но звонкого, звучавшего и мощнее, и техничнее прочих. Однако его подход к духовной музыке, возможно, кому-то покажется слишком «оперным» (что, впрочем, неудивительно, поскольку солист имеет большой опыт исполнения моцартовских партий). Вообще в XVIII веке опера была определяющим жанром, а музыка кантат и ораторий, пусть и духовных, да даже и месс, была во многом от нее производна. Так что певец здесь оказался скорее прав.

Трое других вокалистов, специализирующихся на барокко и произведениях XX века, на «оперность» не напирали, звучали суховато, негусто, что было бы нормально для произведений, к примеру, Монтеверди, но никак не для помешанного на вокале XVIII века. Легкое меццо Юлия Бёме, благодаря очень приятному тембру и уверенному интонированию, слушалась интересно. Сопрано Каталина Бертуччи, с малополетным голосом и избыточно придыхательным звукоизвлечением, «спела ноты» и никакого впечатления не произвела. Тенор Михаэль Фейфар грешил по технической части, впрочем, и материал был у него сложнее других, однако сам голос показался довольно перспективным, и для барокко, и для обычной оперы, если поработать над пока еще нестойкой интонацией и не делать верхние ноты такими расслабленно-сладкими. Мюнхенский Баховский хор, как показалось из данного исполнения, исповедует современный европейский подход, звучит, несмотря на довольно большую численность, достаточно камерно, звуком поет открытым, неокругленным, тщательно избегает вибрато.

Дирижёр хора Хансйорг Альбрехт руководил всем исполнением, стоя за одним из двух клавесинов. Его подход к каждому композитору свой – Баха-отца он видит одновременно аскетичным и изящным, Баха-сына – праздничным и эмоциональным.

Алексей Уткин, исполняя соло на гобое, безоговорочно «переиграл» солистку-сопрано в арии-облигато «Quia respexit» («двойного соло» гобоя и сопрано) и блестяще исполнил сольный концерт Баха-сына. Однако сложно перестать быть руководителем и дирижером даже на один вечер. Это было очень трогательно – как даже во время сольного исполнения артист беспокоится за ответственные вступления своих музыкантов, едва ли не пытается дирижировать спиной.

Оркестр выглядел свежо и интересно, особенно во второй, «сыновней» части концерта. Нарядная и торжественная музыка сына расцветилась всеми красками. Конечно, не все было идеально, однако коллектив прекрасно чувствует эту музыку, владеет стилем и необходимым техническим мастерством.

В целом, интернациональный проект оставил благоприятное впечатление и наверняка заставил слушателей вспомнить о династии выдающихся музыкантов. Ведь Бах – это фамилия не только одного композитора.

Фото предоставлены отделом информации Московской филармонии

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ