Незамеченный праздник

Гастроли Театра Беллини в Петербурге

Гастроли Театра Беллини в Петербурге
Оперный обозреватель

Наш постоянный читатель Б.Гуревич прислал в редакцию письмо, где делится своими впечатлениями от гастролей в Петербурге "Театра Беллини" из Катании.

Эти гастроли - неординарное явление в нашей оперной жизни. В год 200-летия великого композитора эпохи бельканто в Россию из Италии, с родины композитора приехал оперный театр его имени, пускай не самый известный, но, безусловно, качественный и являющийся носителем традиций. Так ли уж часто это бывает? Ответ известен. Тем не менее, в зале Театра имени Мусоргского, где проходили выступления, было много пустых мест (и это при весьма дешевых ценах), а в центральных средствах массовой информации на это событие не последовало, практически, никакой реакции. Даже форум Мариинки хранит молчание. О чем это говорит? Да, прав наш рецензент - не было рекламы!

Но нужна ли истинному любителю оперы реклама? Ведь настоящий ценитель оперы наверняка следит за афишами театров. Неужели этих людей так мало? Когда в Мариинском театре очередная премьера - многие приезжают из Москвы и других городов. Здесь же была возможность увидеть первостатейных солистов, блестящих мастеров бельканто, таких как Микеле Пертузи, Мариэлла Девиа. Рискну утверждать, что такого уровня певцов не много наберется в нашей стране. А "Пуритане"? Услышать живьем этот шедевр - мечта всех, кто хоть что-то понимает в искусстве той незабываемой эпохи, которую олицетворяют имена Россини, Беллини, Доницетти. Исполнение "Пуритан" на отечественной сцене - увы, пока вещь совершенно невозможная по причине непреодолимых технических трудностей для исполнителей четырех ведущих партий.

Однако мы видим то, что видим. И это печально…

Предлагаемый материал Б.Гуревича - это не рецензия в точном смысле этого слова, это, скорее, эмоциональные заметки меломана-знатока. И это хорошо! Этот "жанр" избавлен от известной сухости, свойственной, подчас, рецензиям критиков и журналистов.

12 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоялись гастроли Teatro Massimo Bellini из Катании, с родины великого Беллини. Театр представил гала-концерты, включавшие отрывки из произведений Беллини.

Удивительное дело, но билеты продавались вполне свободно, по цене от 15 до 100 рублей (что обычная цена для спектаклей МАЛЕГОТа, где проводились гастроли), и на каждом кресле посетителей ждали роскошные бесплатные буклеты - "халява" для Питера неслыханная. Тем не менее, было достаточно свободных мест - видимо, полное отсутствие рекламы сыграло злую шутку. Более того, в некоторых газетах на 14 сентября анонсировался "Реквием" Верди в исполнении музыкантов и солистов МАЛЕГОТа.

Я имел удовольствие присутствовать на втором концерте, 14 сентября. Это особенное удовольствие - слушать, как итальянцы исполняют свои оперы. Вроде бы театр не из первых, и оркестр с хором так себе, но почему-то в течение всего вечера не покидало радостное ощущение прямого контакта с великим композитором. Это связано, видимо, с тремя обстоятельствами. Первое - превосходные певцы. Одно имя Микеле Пертузи многое говорит любителям бельканто. Этого изумительного баса (совсем не такого, как наши басы- тяжеловесы) все время хочется сравнить с таким мастером, как Эцио Пинца. Баритон Лука Грасси не столь знаменит, голос у него "пожиже", но его мастерство и умение петь в ансамбле оставляют радостное впечатление. Голос сопрано Мариэллы Девиа словно создан для исполнения таких партий, как Эльвира, Норма и Амина. Второй фактор - удачный подбор программы. Второй акт "Пуритан", исполнявшийся в первом отделении - это просто находка для такого состава исполнителей. Второе отделение включало увертюры к "Норме", "Монтекки и Капулетти" и "Пирату", каватину Нормы "Casta diva", арию из "Монтекки и Капулетти", Арию Родольфо и финал из "Сомнамбулы". Третий фактор - это любовь музыкантов к музыке гениального маэстро и врожденное понимание того, как она должна звучать.

Что сказать об исполнении второго акта "Пуритан"? Лучшее действие лучшей оперы Беллини начинается хором Ah dolor, который, как мне показалось, звучал слегка жестковато. Но как только встал Пертузи и началась моя любимая ария Джорджа Уолтона, все недостатки хора утонули в плавном потоке его голоса. Оркестр удивительно тактично сопровождал певцов. Вообще говоря, любое сравнение оркестра театра Беллини с оркестром Мариинского театра было бы большой честью для итальянцев, но есть вещи, которые оркестр Мариинки сделать не в состоянии, а итальянцы исполняли с легкостью. Например, они бесподобно аккомпанировали певице, которая пела за сценой. Это чудо, но было превосходно слышно и голос, и оркестр. Хрестоматийный дуэт Джорджа и Ричарда Форда, был исполнен с большим воодушевлением, особенно финальная маршевая часть Suomi la tromba intrepidi, приведшая публику в оживление и вызвавшая долгие аплодисменты.

К сожалению, увертюры были исполнены неважно, особенно к "Норме". В двух других совсем неплохо прозвучали crescendo, написанные композитором в подражание Россини. Вообще, этот оркестр предназначен для того, чтобы аккомпанировать певцам, а не исполнять симфонические фрагменты. Вагнер им был бы не по зубам.

А какая радость - слушать в исполнении Пертузи арию Родольфо из "Сомнамбулы"! У нас в Мариинке я ее слышал в исполнении замечательного молодого баса Ильдара Абдразакова, но, конечно, до Пертузи ему, увы, далеко. Хотя у Абдразакова голос красивый и, пожалуй, сильнее, чем у Пертузи, но до такой гибкости, такого понимания сущности музыки Беллини, такого умения это понимание передать слушателям нашему Ильдару еще очень далеко. Примерно то же можно сказать и о Мариэлле Девиа. Ее голос по природным данным, возможно, и уступает голосу Нетребко, но мастерство итальянки, ее владение бельканто далеко превосходят сегодняшние возможности нашей дивы.

Если попытаться кратко сформулировать основное достоинство исполнения итальянцами музыки Беллини, то получится следующее: слушатель слышит со сцены именно то, что ему хочется слышать именно в тот момент, когда ему это больше всего хочется. А это - признак подлинного мастерства, не правда ли?

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ