Гуэльфи (Guelfi) Джанджакомо (1924-2012)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Недавно из итальянского города Больцано пришла скорбная весть: 8 февраля скончался выдающийся баритон середины 20 столетия Джанджакомо Гуэльфи, про мощь голоса которого Джакомо Лаури-Вольпи говорил: «он не имеет соперников, и бороться ему не с кем и не за что».

Памяти артиста мы посвящаем сегодняшнюю публикацию словарной статьи Е.Цодокова. К сожалению, словарный формат не допускает разного рода пространных отступлений и драматических подробностей карьеры певца, в т. ч. и связанных с нашим отечеством. Поэтому мы адресуем читателя к замечательному рассказу Ираклия Андроникова «Римская опера». В нём он с восторгом отзывается об искусстве Гуэльфи, которого ему довелось услышать живьем в партии Жерара в опере «Андре Шенье», а также к книге Ю.Волкова «Песни. Опера. Певцы Италии», которую можно прочитать в интернете. Оба, в частности, рассказывают о драматическом эпизоде в карьере Гуэльфи, приехавшего в Москву на первые гастроли Ла Скала в сентябре 1964. Он должен был исполнять партию Энрико в «Лючии ди Ламмермур», однако из-за простуды не смог петь даже на репетиции и покинул Москву.

Его заменил Пьеро Каппуччилли, незадолго до этого летом того же года с блеском дебютировавший в Ла Скала именно этой партией. Так отечественные любители оперы, вокалисты и музыкальная общественность лишились возможности услышать голос Гуэльфи. Впрочем, встречи с русской вокальной школой в карьере певца все же были. Так, несколькими годами ранее (1960) он выступал вместе с Архиповой в четырёх спектаклях «Кармен» в Риме во время памятных итальянских гастролей нашей великой певицы, организованных по инициативе Марио дель Монако.

Итальянский певец (баритон). Родился в Риме. Подростком, во время пребывания в колледже, пел в церковном хоре. Учился во Флорентийском университете на факультете права, затем стал заниматься вокалом, первоначально как тенор. Среди его учителей Руффо 1, М.Базиола. Дебютировал в 1950 на фестивале в Сполето (партия Риголетто). В 1951 участвовал в возрождении после многих лет забвения оперы Верди «Аттила», исполнив партию Эцио (Аэций) в Венеции (концертное исполнение, дирижер Джулини).

17 марта 1952 Гуэльфи впервые выступил на сцене Ла Скала в мировой премьере оперы «Прозерпина и чужестранец» Х.Х.Кастро (партия Чужестранца). В дальнейшем участвовал в многочисленных премьерах современных итальянских опер (Я.Наполи, Пиццетти, Ф.Тести, Р.Росселини и др.). В 1953 исполнил здесь же 7 декабря на открытии сезона партию Геллнера в Валли Каталани в блестящем спектакле под управлением Джулини с участием Тебальди, Дель Монако, Скотто, Тоцци. В дальнейшем пел на главной итальянской сцене регулярно до 1969 года. Отметим открытие сезона в 1956 году в Аиде (партия Амонасро) под управлением Вотто; партию Фараона в «Моисее» (1958, итальянский вариант французской версии знаменитой оперы Россини); Джека Ренса в Девушке с Запада Пуччини (1963); заглавные роли в Макбете (1964), Вильгельме Телле (1965), операх Симон Бокканегра Верди (1965), Набукко (1966, открытие сезона). Исполнял в театре также партии Альфио в Сельской чести (1955; 1963, открытие сезона с участием Симионато, Корелли), Марселя в Богеме (1966), Антигона в редкой постановке «Олимпии» Спонтини (1966), Графа ди Луна (1967), Энрико в Лючии ди Ламмермур (1967) и др. Завершил свои выступления в Ла Скала артист 16 марта 1969 партией Энрико (Герцог де Шеврез) в «Марии ди Роган» Доницетти.

Одновременно с Ла Скала успешно развивалась карьера певца и на других сценах. В 1954 в Неаполе он поет Амонасро, Тельрамунда в Лоэнгрине, выступает на фестивале «Флорентийский музыкальный май» в редкой опере Спонтини «Агнесса фон Гогенштауфен» (партия Энрико) и в партии Джека Ренса. В 1954 впервые дебютирует в США (Чикаго). С 1955 в течение 20 лет неоднократно пел на фестивалях Арена ди Верона (Амонасро, Эскамильо и др.). В 1956 на флорентийском фестивале он пел Дона Карлоса в Силе судьбы. В 1957 дебютировал в Ковент-Гардене в одной из лучших своих партий Скарпиа (партнеры в этих замечательных спектаклях Миланова, Корелли), в Венеции исполнил партию Франческо в опере Двое Фоскари Верди. В том же году в Неаполе спел Фануэля в «Нероне» Бойто, в Мехико Графа ди Луна. В 1957-58 артист гастролировал в лондонском театре «Друри Лейн», где блистал в роли Жерара в Андре Шенье. В 1959 в Палермо пел Эскамильо.

1960-е годы стали для Гуэльфи лучшими в его карьере. Среди выступлений певца роли Скарпиа и Джека Ренса в римских Термах Каракаллы (1960), Графа ди Луна в Неаполе (1960); партии Эцио в «Аттиле» Верди (1962, Флоренция), Роже в «Иерусалиме» Верди (1963, Венеция, французская версия «Ломбардцев»), Монфора в Сицилийской вечерне Верди (1964, Рим), Вильгельма Телля (1965, Неаполь), Джека Ренса (1967, Рим), Макбета (1968, Венеция), Амонасро (1969, Даллас) и др.

В феврале 1970 Гуэльфи дебютирует в Метрополитен (Скарпиа), затем поет здесь же Джека Ренса. К сожалению этими двумя выступлениями его деятельность в Мет. и ограничилась. В 1971 под управлением Мути участвует в постановке Африканки Мейербера на фестивале во Флоренции (Нелюско), в Риме поет Барнабу в Джоконде, в Мачерате Марселя в «Богеме», в Неаполе Скарпиа. В 1973 вновь в Мачерате исполняет Амонасро, в 1974 в Риме Джека Ренса. В 1974-76 появляется на подмостках Венской оперы в своих коронных ролях Жерара и Джека Ренса.

Гуэльфи – один из ведущих мировых баритонов 50-70-х годов 20 века. Обладатель сверхмощного голоса с сильной энергетикой и хорошей техникой. В каком-то смысле искусство певца в исторической ретроспективе осталось недооценённым. Возможно, прав был Д.Лаури-Вольпи, который, отдавая должное достоинствам артиста, все же отмечал в его сильном голосе «явное вокальное излишество», в определенном отношении, суживающее разнообразие художественной палитры.*

Уход Гуэльфи со сцены оказался почти незаметным.** В фундаментальном и довольно качественном труде Ю.Кестинга «Великие певцы 20 века» его творчество никак персонально не отражено.

В наследии артиста много записей, среди которых, к сожалению, мало студийных. Среди них партии Альфио (DG, дир. Караян), Эскамильо (Myto, на итальянском языке, дир. А.Базиле). Он также озвучил Скарпиа в фильме-опере «Тоска», роль которого на экране исполнил А.Поли (1956, режиссер К.Галлоне, в партии Каварадосси – Ф.Корелли).

Примечания:

* Здесь напрашивается аналогия с творчеством великолепного тенора Курта Баума, обладавшего также необычайно мощным пробивным голосом и столь же недооцененным, возможно по аналогичной причине.

** Мне не удалось найти в вокальных справочниках (даже таких фундаментальных, как Большой словарь Куча-Рименса, где творчеству Гуэльфи посвящено 4 страницы) внятных и подробных сведений о завершении карьеры певца. Свидетельством недостаточной изученности подробностей творческого пути Гуэльфи являются также противоречивые сведения о нем в различных источниках, в частности о его выступлениях в Метрополитен.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ