Фестивальное лето. Экс-ан-Прованс

Евгений Цодоков
Главный редактор

Вторую публикацию цикла «Фестивальное лето» мы посвящаем оперному форуму во французском городке Экс-ан-Провансе. Здесь, на родине великого Сезанна, на фоне горы Сан-Виктуар, в уютном внутреннем дворике архиепископского дворца под открытым небом вот уже много лет проводится традиционный летний оперный фестиваль. Он был основан в 1948 году Габриэлем Дюссюрже и Андре Бигонне. Наряду с оперными постановками проводятся также камерные и симфонические концерты. Они проходят в соборе Сен-Совёр и близлежащих замках. Основное место в фестивальных программах изначально отводилось произведениям Моцарта, а следующую позицию в репертуаре прочно занимал Россини, исполнялись также сочинения французских композиторов, изредка звучала старинная музыка. В 1974 году у «штурвала» встал Бернар Лефор. При нем репертуар расширился, на афишах стали чаще появляться итальянские имена, музыка бельканто (Доницетти, Верди).

1/2

Очередной этап в истории форума связан с именем Луи Эрло (с 1985 г.). В годы его руководства здесь стали активнее пропагандировать музыку эпохи барокко (Люлли, Рамо, Пёрселл, Глюк, Гендель и т. д.).

На фестивале почетное место всегда занимали редкие оперы, а также сочинения, хотя и известные, но нечасто появляющиеся на оперных сценах. Среди таких раритетов сочинения А.Кампры «Карнавал в Венеции» (1975), «Танкред» (1986), «Галантная Европа» (1993), замечательная опера Гайдна «Лунный мир» (1959), «Армида» Россини (1988), опера Мийо «Несчастье Орфея» (1972), камерная одноактная опера «Савитри» Густава Холста. В 1956 году здесь ставилась опера-балет Рамо «Платея», в которой пел знаменитый Николай Гедда. Он же, кстати, в 1954 году был участником постановки оперы Гуно «Мирей».

На сцене Экс-ан-Прованса состоялся ряд мировых премьер. Среди них «Капризы Марианны» Анри Соге (1954 г., с Грациэллой Шутти в главной роли), комическая опера Анри Барро «Лавиния» (1961). Первая сценическая постановка знаменитой оперы Рамо «Бореады» также осуществлена в Эксе в 1982 г.

Отметим также яркие постановки русских опер «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1989), «Похождения Повесы» Стравинского (1992). Среди других сочинений 20 века выделяются «Телефон» Менотти (1951), «Человеческий голос» Пуленка (1960), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1991).

За долгую историю фестиваля многие известнейшие певцы появлялись на его подмостках, некоторые из них неоднократно, среди них Луиджи Альва, Монсеррат Кабалье, Тереза Штих-Рэндалл. Хосе Каррерас выступал здесь в опере «Роберто Деверо» Доницетти, а Сильвия Шаш в «Травиате». Для ряда певцов эта сцена стала дебютной. Так, уже упоминавшаяся Грациэлла Шутти дебютировала здесь в 1950 году в «Тайном браке» Чимарозы (Лизетта), а Тереза Берганса в 1957 году в «Так поступают все» (Дорабелла).

Стефан Лисснер

Вот уже пятый сезон (с 1998 г.) фестивалем успешно руководит опытный Стефан Лисснер, возглавлявший много лет парижский театр Шатле. Он сумел привлечь к работе на фестивале многих известных деятелей театра. Уже первый сезон ознаменовался новой постановкой «Дон Жуана», осуществленной Питером Бруком (дирижер К.Аббадо), а прославленная хореограф-режиссер Пина Бауш поставила оперу Бартока «Замок герцога Синяя Борода».

Сцена из спектакля "Дон Жуан" Сцена из спектакля "Замок герцога Синяя борода"

Среди свершений нового периода также «Возвращение Улисса на родину» в постановке руководителя Королевского шекспировского театра Адриана Нобла (дирижер У.Кристи). Известный радикал, ныне покойный Герберт Вернике «изваял» весьма фривольную «Прекрасную Елену» Оффенбаха (1999). В 2001 году был выпущен «Фальстаф», представляющий собой португальско-французскую копродукцию (режиссер Вернике, дирижер Э.-П.Салонен).

Сцена из спектакля "Возвращение Улисса на родину"

Гвоздем нынешнего сезона, безусловно, является мировая премьера оперы «Балкон» Петера Этвёша по одноименной пьесе Жана Жене, известного леворадикального деятеля, эдакого французского Лимонова, прославившегося своим, мягко выражаясь, нестандартным поведением. Правда в этой пьесе Жене не прославляет воровства, чем он успешно занимался в юности,* но зато пропагандирует иные страсти - действие опуса происходит в борделе (а где же ему еще происходить?). Воплощать оперу на сцене взялся известный нам по Московской театральной олимпиаде Станислас Нордей, руководитель театра Жерара Филиппа. Нордей уже сотрудничал с Этвешём, поставив недавно его «Трёх сестёр» в Голландии, а затем в Гамбурге. Премьера «Балкона» назначена на 5 июля. Дирижирует сам автор. На сей раз на сцену «допущены» женщины.** В главной роли бандерши Ирмы известное контральто Хилари Саммерс.

Для русского любителя оперы значительный интерес может представить «Евгений Онегин» (1-й спектакль - 6 июля) в постановке Ирины Брук (см. о ней предыдущий фестивальный обзор). Среди солистов наши Ольга Гурякова, Екатерина Семенчук, Даниил Штода и Владимир Мороз, который будет исполнять заглавную партию в очередь со стремительно набирающим оперный «вес» шведским баритоном Петером Маттеи.

Еще одной новинкой нынешнего сезона станет опера Яначека «Приключения лисички-плутовки» в новой инструментовке Джонатана Доува. Среди возобновлений, наряду с бруковским «Дон Жуаном», «Улисс» Монтеверди.

Примечания:
* Недавно в нашей стране в издательстве «Текст» вышла автобиографическая книга Ж.Жене «Дневник вора». Пьеса «Балкон» также переведена на русский язык и опубликована.
** Участие «слабого» пола (даже в женских ролях) не было предусмотрено в предыдущей опере Этвёша «Три сестры» (1998, Лион). Впрочем, в дюссельдорфской постановке этого сочинения женщин все же выпустили на сцену, ибо на четырех контратеноров у провинциального театра не хватило денег - это «товар» дорогой.

Иллюстрации:
Экс-ан-Прованс.
Сезанн. «Гора Сан-Виктуар».
Стефан Лисснер.
Сцена из спектакля «Дон Жуан» в постановке П.Брука.
Сцена из спектакля «Замок герцога Синяя борода» в постановке П.Бауш.
Сцена из спектакля «Возвращение Улисса на родину». Режиссер - А.Нобл.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ