Его хвалил Чайковский

Жан-Александр Талазак — первый исполнитель партий Де Грие в «Манон» и Гофмана

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Хорошо известно, что в 80-е годы Чайковский весьма интересовался творчеством Жюля Массне и особенно его оперой "Манон", гремевшей тогда на оперных подмостках Европы. Впервые услышав оперу в Париже в год ее премьеры (1884) Петр Ильич писал о своих впечатлениях брату Модесту. Среди прочего в одном из писем есть такая фраза: "...Благодаря массе грудных нот Талазака и эффекктных к о н ц о в - успех громадный". Кто же такой был этот Талазак, первый Де Грие? Всем хорошо известна первая Манон - рано умершая Мария Хейльбронн (1951-1886), а вот тенору со славой повезло меньше. Сейчас большинство музыкальных энциклопедий не упоминают эту фамилию. Восстановим же историческую справедливость.

Жан-Александр Талазак родился в Бордо в 1853 году. Учился в Парижской консерватории. Дебютировал на оперной сцене в 1877 году в популярном в те годы "Театр-Лирик" (здесь прошли мировые премьеры "Фауста" и "Ромео и Джульетты" Ш. Гуно, "Искателей жемчуга" и "Пертской красавицы" Ж. Бизе). Уже через год певец поступает в еще более знаменитый "Опера комик", где его карьера развивается весьма успешно. Директором театра тогда был известный певец и театральный деятель Леон Карвальо (1825-1897), муж знаменитой певицы Марии Миолан-Карвальо (1827-1895) - первой исполнительницы партий Маргариты, Джульетты и ряда других. Карвальо "двигал" (как сейчас бы мы сказали) молодого тенора. В 1880 Жан-Александр женился на певице Э. Фовилль (известной своим участием в мировой премьере популярной в то время оперы Фелисьена Давида "Лалла Рук"). А уже три года спустя настал его первый звездный час. Ему была поручена партия Гофмана в мировой премьере этого шедевра Жака Оффенбаха. Подготовка премьеры шла трудно. Оффенбах скончался в 5 октября 1880, не дожив до премьеры (10 февраля 1881 года) четырех месяцев. Он оставил только клавир оперы, не успев ее оркестровать. Это сделал по просьбе семьи Оффенбаха композитор Эрнест Гиро (1837-1892), более известный тем, что сочинил речитативы к "Кармен". На премьере опера шла в усеченном виде, без акта Джульетты, казавшегося постановщикам слишком сложным в драматургическом плане (сохранена была лишь баркарола, из-за чего действие акта Антонии пришлось перенести в Венецию). Однако, несмотря на все эти трудности успех был огромным. Блестяще справились со своими партиями яркая певица Адель Исаак (1854-1915), исполнившая партии Олимпии, Антонии и Стеллы, и Талазак. Жене композитора Эрминии, которой, видимо, не хватило душевных сил пойти на премьеру, преданные друзья докладывали о ее ходе. Весьма важная для интродукции песенка Гофмана "Легенда о Клейнзаке" прошла на ура, и в этом была немалая заслуга Талазака. Возможно, что судьба певца сложилась бы иначе, если бы опера сразу совершила победное шествие по театрам Европы. Однако трагические обстоятельства помешали этому. 7 декабря 1881 года опера была поставлена в Вене, а на следующий день (во время второго представления) произошел страшый пожар в театре, во время которого погибло много зрителей. На оперу легло "проклятье" и ее долгое время боялись ставить. Но на этом роковое стечение обстоятельств не закончилось. В 1887 году сгорел уже "Опера комик". Не обошлось без жертв. И директор театра Л. Карвальо, благодаря которому "Сказки Гофмана" обрели свою сценическую жизнь, был осужден.

Однако вернемся к Талазаку. После успеха "Сказок" его карьера развивалась стремительно. В 1883 - мировая премьера "Лакме" Л. Делиба (партия Джеральда), где партнершей певца была Мария ван Зандт (1861-1919). И, наконец, 19 января 1884 года состоялась знаменитая премьера "Манон", за которой последовал триумфальный успех оперы на оперных подмостках Европы (в России она была поставлена в 1885 году в Мариинском театре). Дуэт Хейльбронн-Талазак вызывал всеобщее восхищение. Их творческое содружество продолжилось в 1885 году, когда они выступили в мировой премьере оперы весьма популярного в 19 веке композитора Виктора Массе "Ночь Клеопатры". К сожалению, ранняя смерть певицы прервала столь плодотворный художественный союз.

Успехи Талазака способствовали тому, что его стали приглашать крупнейшие театры. В 1887-89 он гастролировал в Монте-Карло, в 1887 в Лиссабоне, 1889 в Брюсселе и, наконец в том же году певец дебютировал в Ковент-Гардене, где пел партии Альфреда в "Травиате", Надира в "Искателях жемчуга" Бизе, Фауста. Надо упомянуть также еще одну мировую премьеру - оперу Э. Лало "Король из города Ис" (1888, Париж). Важной вехой в карьере певца стало участие в парижской премьере "Самсона и Далилы" К. Сен-Санса (1890, заглавная партия), поставленной на родине лишь спустя 13 лет после мировой премьеры в Веймаре (под управлением Ф. Листа, на немецком языке). Талазак вел также активную концертную деятельность. У него были большие творческие планы. Однако преждевременная смерть в 1896 прервала столь успешно развивающуюся карьеру. Похоронен Жан-Александр Талазак в одном из предместий Парижа.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ