Сергей Кусевицкий в опере. К 50-летию со дня смерти

Евгений Цодоков
Главный редактор

4 июня исполнилось 50 лет со дня смерти выдающегося русского дирижера, контрабасиста и музыкально-общественного деятеля Сергея Александровича Кусевицкого. Его памяти мы посвящаем эту небольшую заметку.

Родившийся (14 июля 1874 г.) в семье мелкого ремесленника, Сергей, также как и трое его братьев с детства был увлечен музыкой, которую так любил их отец. Окончив в Москве в 1894 году музыкально-драматическое училище по классу контрабаса, молодой музыкант был приглашен в оркестр Большого театра, где проработал 9 лет. Артист быстро завевал признание как блестящий виртуоз-исполнитель. Его приглашали в свои концерты Шаляпин, Рахманинов и др.

1/2

После женитьбы в 1905 году на пианистке Наталье Ушковой, дочери богатейшего предпринимателя-мецената, Кусевицкий ушел из театра чтобы вести концертную деятельность, а также учиться дирижерскому искусству. Молодые поселились в Берлине, где в январе 1908 года состоялся дирижерский дебют Кусевицкого. В 1909 году при содействии Ушкова-отца он организовал "Российское музыкальное издательство" и симфонический оркестр, вскоре получивший большую известность. Кусевицкий был пропагандистом творчества русских композиторов "нового поколения" - Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Глиэра, Мясковского и др. Под его управлением впервые прозвучали многие выдающиеся сочинения (в т. ч. "Прометей" Скрябина, 1-й и 3-й фортепианные и 1-й скрипичный концерты Прокофьева, его же "Скифская сюита", "Симфония псалмов" Стравинского). С 1920 года Кусевицкий в эмиграции. В 1921 году он создает в Париже новый оркестр и общество "Симфонические концерты Кусевицкого", под эгидой которого маэстро проводит ежегодные весенние циклы концертов во французской столице. В 1924 году Кусевицкий получает приглашение возглавить Бостонский симфонический оркестр, который под его руководством обретает славу одного из лучших мировых коллективов. До 1930 года также продолжаются его ежегодные выступления в Париже. Американский период жизни дирижера насыщен феноменальной активностью. В 1940 году он основал Беркширский музыкальный центр, куда привлек в качестве педагогов Хиндемита, Онеггера, Мартину, Мессиана и многих других выдающихся музыкантов. После кончины жены (1942) и в память о ней дириер создает Фонд Кусевицкого, поощряющий и поддерживающий молодых авторов. По заказу Фонда создавались многие сочинения Барбера, Бартока, Бернстайна, Бриттена, Кшенека, Менотти, Мийо, Онеггера, Пуленка, Шёнберга и др. Не ослабевает и дирижерская деятельность Кусевицкого. В 1942 он впервые исполнил в США 7-ю симфонию Шостаковича, а в 1946 - 9-ю. В феврале 1951 года в Сан-Франциско состоялся последний концерт Кусевицкого, в котором он исполнил 4-ю симфонию Чайковского и 5-ю симфонию Прокофьева.

Опера не занимала ведущего места в творчестве выдающегося маэстро, однако и в этой области он оставил заметный след. После ухода из Большого театра, Кусевицкий возобновляет свою деятельность в нем после революции как общественный деятель и дирижер. Летом 1920 года вместе с рядом ведущих деятелей музыкальной культуры (Ф.Шаляпин, В.Немирович-Данченко, Ф.Комиссаржевский, Э.Купер, У.Авранек, А.Гольденвейзер) он участвует в совещаниях художественно-репертуарного комитета и совета Большого театра, обсуждавших дальнейшие пути его развития. Среди его выступлений как дирижера отметим "Осуждение Фауста" Берлиоза (1919, в заглавной партии Д.Смирнов), новую постановку "Пиковой дамы", премьера которой состоялась 7 февраля 1920 г.

Вскоре после приезда в Париж (1921 г.) Кусевицкий участвует в постановке "Хованщины" на сцене "Гранд-опера". В 1923 году Кусевицкий ставит вместе с выдающимся режиссером А.Саниным "Бориса Годунова" и "Хованщину" в Барселонском "Лисео". Здесь его партнерами по оперной сцене выступают известнейшие певцы С.Белина-Скупевский, К.Кайданов, М.Давыдова.

В 1928 году Кусевицкий участвовал в важнейшем событии в истории оперного искусства. 14 апреля в парижском зале "Плейель" он впервые исполнил в концертном исполнении фрагменты (2-й акт) выдающейся оперы С.Прокофьева "Огненный ангел" (партию Ренаты исполняла знаменитая Нина Кошиц).

Нельзя не упомянуть еще о нескольких значимых для оперного искусства фактах. Так, например, именно Кусевицкий, поддерживавший дружеские отношения с Б.Бриттеном, стал инициатором (и заказчиком от лица своего Фонда) создания великим английским композитором его оперы "Питер Граймс" (1945). Он же первым открыл талант Марио Ланца, пригласив его в 1942 году на роль Фентона в постановку "Виндзорских проказниц" О.Николаи, которую маэстро осуществил на Танглвудском фестивале. Это выступление положило начало выдающейся карьере певца.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ