К 150-летию Густава Малера

Евгений Цодоков
Главный редактор

Не так часто рождаются музыкальные гении. Густав Малер принадлежит к ним. Нынче мы отмечаем его 150-летие. Великий австрийский композитор и дирижер родился 7 июля 1860 года в чешской деревне Калиште близ Иглау (ныне Йиглава) в бедной еврейской семье. Его отец, перепробовавший множество профессий, в конце-концов стал мелким торговцем и владел небольшой лавкой. И хотя в семье не было никаких музыкальных традиций, родители обратили внимание на необыкновенный талант сына Густава, одного из своих одиннадцати детей. Уже с шести лет его начали обучать игре на фортепиано. А в возрасте 15-ти лет в 1875 году отец отвез его в Вену к профессору Ю.Эпштейну, который был поражен способностями мальчика. Его принимают в консерваторию, в которой юный Густав проучился три года (до 1878). За ней последовали два года учебы в университете…

Так бесхитростно начинается биография великого художника.

Поскольку наш журнал специализируется на оперном искусстве, мы предлагаем читателям ознакомиться с дальнейшим творческим путем Малера именно как дирижера, многие годы посвятившего оперному искусству. На страницах OperaNews около 10 лет тому назад была опубликована серия материалов (три статьи) Е.Цодокова на эту тему: Густав Малер в опере. Воспоминания современников. Отсылаем читателей к ним.

Остается добавить несколько штрихов, не вошедших в те статьи. Сам композитор в юношеские годы (1877-1883) написал несколько опер (две из них остались незавершенными, одна - «Рюбецаль» - утеряна). Эти сочинения не оставили почти никакого следа в его композиторском творчестве. Тем интереснее, что на поприще оперного дирижирования он достиг небывалых высот. Более того, именно Малер заложил и постановочные (режиссерские) принципы оперного искусства, как целостного феномена, которые до него влачили зачаточное существование. Сейчас многие из этих принципов, пусть и придающих режиссерской составляющей существенное значение, но все-таки основанных на примате музыкального начала в синтетическом оперном жанре, безжалостно и цинично вычеркнуты из оперной практики. А роль дирижера, призванного воплотить музыкальную мысль композитора, теперь, подчас, сведена к роли статиста. Кому-то такое утверждение покажется слишком «экстремистским». Но надо научиться называть вещи своими именами. Ведь не секрет, что даже столь крупные дирижеры современности, как, например, Даниэль Баренбойм (можно назвать и других), вынуждены участвовать в той вакханалии бесстыдства, которая творится повсеместно на сценах музыкальных театров. Особенно досадно, что такая музыкальная страна как Германия, родина Баха, Бетховена, Шуберта, здесь в лидерах!

Можно только пожалеть, что нет управы на эту режиссерскую «шайку-лейку» вкупе с театральными менеджерами, которую смогли бы «утихомирить» только такие масштабные личности, как Тосканини или Вальтер, Фуртвенглер или Караян, Шолти или К.Клайбер. Впрочем, нынешняя ситуация не делает идеи Малера менее значимыми. Настанут другие времена и о них вспомнят!

Однако вернемся к Малеру. Его оперный дебют состоялся во время работы в качестве капельмейстера в оперном театре Лайбаха (ныне столица Словении Любляна). И первой исполненной им оперой (до этого были только оперетты) стал вердиевский «Трубадур». Это событие произошло 4 октября 1881 года (к сожалению, должен признаться, что 10 лет назад этот факт был мне неизвестен).* Дальнейшие подробности читатель найдет в вышеуказанном цикле статей.

Примечание:

* Свою карьеру капельмейстера музыкального театра Малер начал годом ранее в маленьком курортном городке Бад-Холле. Однако здесь он дирижировал только опереттами. Этим фактом я также уточняю свою статью десятилетней давности.

На фото:
Густав Малер

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ