Джованни Марио — 200 лет

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося итальянского лирического тенора 19 века Джованни Маттео кавалера Ди Кандиа (сценический псевдоним Марио). Родился Марио 17 октября 1810 года в Кальяри (Сардиния) в аристократической семье. Согласно фамильной традиции готовил себя к военной карьере. После окончания военной Академии в Турине служил офицером в Пьемонтской армии. Здесь проникся идеями борьбы за единство Италии, которая в ту пору была раздробленной, был участником революционного движения «Молодая Италия». Во многом по этой причине он в течение многих лет вынужден был жить за рубежом. В 1936 году вместе со своей возлюбленной (балериной) покидает Италию и отправляется в Париж. Все эти обстоятельства ускорили разрыв молодого человека с семьей.

Еще в годы военной службы Марио увлекся пением, выступал как любитель. В Париже познакомился с Мейербером, который настоятельно советовал ему избрать певческую карьеру. В 1836 году Джованни поступает в Парижскую консерваторию, где обучается у Д.Бордоньи и Л.Поншара. В 1838 успешно дебютирует в Гранд-опера в «Роберте-Дьяволе» Мейербера (заглавная партия). Затем поет в парижском Театре Итальен. В 1839 дебютирует на английской сцене в Театре Его Величества в партии Дженнаро («Лукреция Борджиа» Доницетти). В этом спектакле его партнершей была великая Джулия Гризи, которая в 1844 становится его женой. Впрочем, брак этот не был официальным, так как Гризи не получила развода от своего первого мужа.

Вместе с Гризи участвует в исторической мировой премьере оперы Доницетти «Дон Паскуале», состоявшейся в Париже в 1843 году. Марио исполнял партию Эрнесто, Гризи — Норины. В этой постановке пели также выдающиеся певцы Луиджи Лаблаш (заглавная партия) и Антонио Тамбурини (партия Малатесты).*

До 1847 года Марио преимущественно пел в Париже. В 1847 участвовал здесь в премьере «Стабат Матер» Россини.

В 1847 он впервые дебютирует в Ковент-Гардене. Именно с этим театром связана основная творческая деятельность певца. Он выступал на главной английской сцене почти ежегодно до 1871 года, став кумиром английской публики. В своем первом сезоне Марио участвовал в операх «Анна Болейн» (Перси), «Севильский цирюльник» (Альмавива), «Дон Жуан» (Дон Оттавио), «Дева озера» Россини (Яков V), «Сорока-воровка» Россини (Джанетто), «Лукреция Борджиа», «Пуритане» (Артур), «Двое Фоскари» Верди (Якопо). В дальнейшем участвовал в английских премьерах «Пророка» Мейербера (1849, Иоанн Лейденский) вместе с Полиной Виардо; «Риголетто» (1853, Герцог) вместе с Анджолиной Бозио; «Марты» Флотова (1858, Лионель); «Ромео и Джульетты» Гуно (1867, Ромео) вместе с Аделиной Патти и др. операх. В своем последнем сезоне на сцене Ковент-Гардена выступал в «Севильском цирюльнике», «Фаворитке» (Фернандо), «Фаусте», «Гугенотах» Мейербера" (Рауль), «Трубадуре», «Риголетто» и «Марте».

Наряду с Лондоном, Марио участвовал во многих парижских премьерах, например, пел в Театре Итальен партии Альфреда (1856), Лионеля (1858), Манрико в «Трубадуре» (1861) и др.

Особое место в карьере Марио занимают его гастроли в Петербурге с Итальянской оперой. Впервые он выступил здесь с Гризи в 1849 году. Затем пел регулярно до 1953 года. Наибольшего успеха он достиг в партиях Артура и Рауля. В России у него было немало поклонников, но находились и критики, причем такие авторитетные, как, например, М.И.Глинка, который в одном из писем из Парижа (от 29 сентября 1844 года), отмечал, что Марио «крайне неблагороден». Выступления Марио в России прекратились внезапно после инцидента с супругой Николая I, императрицей Александрой Федоровной, предложившей Марио спеть в задуманном ею гала-представлении в Эрмитажном театре в древнеримском стиле. Одним из условий выступления Марио было требование императрицы, чтобы певец сбрил бороду, в соответствии с древнеримскими традициями. Однако Марио, будучи аристократом, ответил следующее: «Madame, я готов положить к Вашим ногам мою жизнь, но мою бороду никогда» (цит. по книге: К.Плужников «Николай Иванов», СПб, 2006).

Среди гастролей Марио следует также отметить его выступления в Мадриде (1859, 1864), турне по США (1872-73) вместе с Патти. В 1873 он оставил сцену. К тому времени Джулия Гризи уже скончалась (1869). В конце 70-х гг. Марио попал в затруднительное финансовое положение. В его пользу в Лондоне в 1880 году был организован концерт-бенефис.

К лучшим достижениям певца принадлежат партии Дона Оттавио, Дженнаро, Артура, Эдгара в «Лючии ди Ламмермур, Рауля, Паолино в «Тайном браке» Чимарозы, Неморино, Фернандо, Альфреда, Манрико и др. Певец обладал красивым чистым голосом нежнейшего тембра. Кроме того, среди его достоинств можно назвать и артистизм (он обучался в юности и драматическому искусству).

Единственным источником более или менее подробных сведений о певце являются мемуары его дочери Годфри Пирс (написанные совместно Ф.Хердом) «Роман о великом певце» (Лондон, 1910).

Примечание:

* Сведения о выступлении Марио в мировой премьере «Линды ди Шамуни» (1842, Вена, Кернтнертортеатр) в партии Карло, указанные в отечественной 6-ти томной Музыкальной энциклопедии, а также в 5-ти томной Театральной энциклопедии, не соответствуют действительности. Эту роль исполнял другой итальянский тенор Наполеоне Мариани (1806-1878).

На иллюстрации:
Джованни Марио в роли Дон Жуана
Портрет из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ