«Пеллеас и Мелизанда» — вековой юбилей

Евгений Цодоков
Главный редактор

Вот уже целый век эта музыка, полная томления и изысканности, волнует слух чуткого слушателя, умеющего возвыситься над повседневностью и отточившего свое умение созерцать и ощущать прекрасное, расположенное на стыке звука и паузы...

Поговорим о «Пеллеасе и Мелизанде» Клода Дебюсси. 30 апреля 1902 года гениальный опус французского композитора стал артефактом и с той поры не сходит со сцен музыкальных театров мира.

... В 1892 году Дебюсси наткнулся в одной из книжных лавок на пьесу Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». Прочитав... нет, буквально «проглотив» ее, композитор понял - вот она, та единственная вещь, которую он давно ждал.

Находясь в метаниях между бесконечным вагнеровским тематизмом, интересом к музыке Мусоргского, с ее изумительной декламационной интонацией, и поисками собственной эстетики, он увидел здесь именно то, свое, французское, что увлекло его сразу и бесповоротно. Его друг Эрик Сати постоянно твердил, «как необходимо для каждого француза освобождение от вагнеровской авантюры, не соответствующей нашим естественным устремлениям». Именно Сати принадлежит еще одна знаменательная фраза: «Почему бы нам не использовать творческие находки Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и других? Почему выработанные ими приемы не использовать для создания музыки?..»

Так, причудливым образом литературный символизм с его зыбкой созерцательностью, тонкой нюансировкой настроений и философией «состояния», а не «действия», соединился с живописным импрессионизмом. Подобно художникам-импрессионистам, Дебюсси удалось расширить изобразительную палитру музыки, создав как бы «массу промежуточных тонов», с помощью которых можно раскрыть тончайшие колебания человеческих чувств. Другим замечательным достижением композитора стала «драматургия пауз». «Молчание - прекрасная вещь, и пустые такты «Пеллеаса» свидетельствуют о моей любви к этого рода эмоциям» (из письма к своему другу писателю П.Луису - прим. авт.).

Но вернемся к истории создания оперы. Еще одной характеристикой, отличающей творческий метод Дебюсси, можно считать его пассаж в одном из писем: «Сколько раз нужно написать и порвать написанное, чтобы добраться до обнаженной плоти чувств». Закончив в 1895 году первый вариант оперы, он вскоре отказался от него, сообщив в письме к Эрнесту Шоссону: «Я узрел призрак старого меченосца, колдуна из Байрейта...»

Кропотливая работа продолжалась. А в 1900 году состоялась премьера «Луизы» Шарпантье, вызвавшая гнев композитора, считавшего, что это музыка «для извозчиков». Сильную неприязнь испытывал он также и к музыке итальянского веризма с ее драматизмом, обнаженностью чувств. Дебюсси прекрасно понимал, что его «Пеллеас» исключительно для избранных, что он ни на что не похож, зато и подражать ему будет невозможно. Все так и случилось. Сочинение осталось единственным в своем роде даже у самого автора, который как-то воскликнул: «А можно ли что-нибудь написать после «Пеллеаса»?..»

Если говорить о музыке и драматургии «Пеллеаса», то в них, действительно, было много новизны. А ведь все новое весьма трудно для восприятия! Отсутствие динамики действия, эмоционального «нажима», традиционной распевной вокализации, индивидуальных музыкальных характеристик героев (главный герой - чувства!), своеобразный минимализм внешних эффектов для погружения в символистический «сумеречный» мир - вот в чем была сверхзадача композитора. Для этого, он отказывается даже от красоты верхних нот у тенора (что и дало позднее возможность исполнять партию Пеллеаса и баритонам), «заставляет», подчас, певцов петь вполголоса.

Лишь немногим избранным друзьям композитора удалось сразу почувствовать прелесть новой оперы. Если уж даже такая тонкая ценительница современного искусства, как Мизиа Серт* не сразу «раскусила» его достоинства, что уж говорить об остальных. В своих воспоминаниях эта удивительная женщина так описывает свои ощущения по постижению этой музыки:

«Кончив играть, Дебюсси спросил меня: «Ну так как же?» Я побагровела от стыда и молила бога, чтобы он принял за волнение мою беспросветную глупость. Только несколько месяцев спустя, услышав «Пеллеаса» в Опера-Комик, почувствовала все его волшебство. А ведь пошла на спектакль в очень плохом настроении, простуженная, без всякого желания слушать музыку <...>
...И вдруг, как только прозвучало «Вот что он написал своему брату Пеллеасу...», нервы мои содрогнулись, затрепетали, и я поняла, что совершалось великое чудо».

М.Гарден - Мелизанда Ж.Перье - Пеллеас

Подготовка к премьере не обошлась без скандала. Планировалось участие в постановке супруги Метерлинка Жоржетты Леблан**. Однако, Альбер Карре, директор Опера-Комик, желая увеличить и без того сомнительные шансы на успех премьеры, решил пригласить на главную роль шотландку Мэри Гарден, недавно прославившуюся в «Луизе». Поначалу Дебюсси возражал, но только до той поры, пока не услыхал пения шотландки. Его восхищению не было предела, и вопрос решился сам собой. Возмущенный писатель чуть ли не с кулаками набросился на Дебюсси, угрожал дуэлью. Разумеется, позднее конфликт был исчерпан, но осадок остался.

И вот - премьера!*** Публика разделилась на два лагеря. Ропоту недоумевающих и негодующих противостояли восторги интеллектуалов и студенческой молодежи на галерке.

Сценическая история оперы Дебюсси развивалась по нарастающей. После некоторого осмысления нового явления, музыкальные театры постепенно начинают ставить «Пеллеаса», его слава растет. В 1907 состоялась немецкая премьера (Франкфурт-на-Майне), в 1908 году «Пеллеаса» исполнил А.Тосканини в Ла Скала. Наконец, в том же году, выступавшая в «Манхэттен-опера-хаус» Мэри Гарден «донесла» звуки этой чарующей музыки до американцев. Оглушительный успех у консервативной американской публики удивителен, тем не менее, он имел место! Это факт подвигнул нового директора Метрополитен-опера Джулио Гатти-Казацца заключить контракт с Дебюсси на его последующие оперы (увы, все новые идеи композитора так и остались в виде набросков). В Париже, тем временем, оперу транслируют из театра по телефону! Именно так ее смог услышать великий затворник - Марсель Пруст.

Дальнейшая история оперы представляет собой бесконечную череду постановок на всех ведущих сценах мира, продолжающуюся по сей день. Среди лучших исполнительниц партии Мелизанды после Гарден можно отметить Мэгги Тейт, Ирен Иоахим, Жанин Мишо. В 1962 году в этой роли на Глайндборнском фестивале с успехом выступала Дениз Дюваль. Позднее партию пели В.де Лос Анхелес, И.Котрубаш, Х.Донат, П.Лоренгар, Б.Хендрикс, Ф.фон Штаде, М.Юинг и многие др.

Одним из наиболее выдающихся исполнителей роли Пеллеаса являлся скончавшийся недавно Жак Янсен (1913-2002)****. Его дебют в этой партии состоялся в 1941 году в Опера-Комик. Позднее он исполнял ее на ведущих сценах мира (в 1949 году в Ковент-Гардене и Метрополитен-опера). Среди исполнителей конца 20 века выделяется Франсуа Ле Ру (р. 1955), певший Пеллеаса, также, практически, на всех крупнейших сценах мира.

Сцена из постановки 1988 года в Вене

Яркую постановку шедевра Дебюсси осуществил в 1973 году в Мюнхене Жан-Пьер Поннель (в заглавных ролях Э.Матис и В.Брендель). Среди постановок последних лет можно отметить спектакли венской Staatsoper 1988 года (дирижер К.Аббадо, солисты Ф.фон Штаде и Ф.Ле Ру) и Зальцбургского фестиваля 1997 года (дирижер С.Кэмбрелинг, режиссер Р.Уилсон, солисты Д.Апшоу и Р.Браун).

Россия как всегда оказалась «на вы» с современной оперой. После премьеры 1915 года в петроградском Театре музыкальной драмы И.М.Лапицкого (в заглавных партиях Мария Бриан и Алексей Каншин*****) ни один театр более не включал эту оперу в свой репертуар. Среди редчайших обращений к этому произведению в нашей стране можно отметить концертное исполнение «Пеллеаса» Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (дирижер А.Дмитриев), совместный советско-французский проект конца 80-х гг. с участием оркестра Московской консерватории, осуществленный В.Зивой.

Среди многочисленных записей «Пеллеаса и Мелизанды» (свыше 20) выделяются следующие (только студийные):

1941 г. Дирижер Р.Дезормьер, солисты Жак Янсен и Ирен Иоахим (Arkadia)
1953 г. Дирижер Ж.Фурне, солисты К.Моран, Ж.Мишо (Philips)
1956 г. Дирижер А.Клюитенс, солисты Ж.Янсен, В. де Лос Анхелес (Testament)
1978 г. Дирижер Г.фон Караян, солисты Р.Стиллуэл, Ф.фон Штаде (EMI)
1991 г. Дирижер К.Аббадо, солисты Ф.Ле Ру, М.Юинг (Deutsche Grammophon)

28 апреля в 14.20 радиостанция «Орфей» транслирует оперу «Пеллеас и Мелизанда». Запись 1941 г. Оркестр Опера-Комик. Дирижер Роже Дезормьер. Солисты Жак Янсен (Пеллеас), Ирен Иоахим (Мелизанда), Анри Эччевери (Голо) и др.

Примечания:
* Мизиа Серт (1872-1950), урожд. Годебская, впоследствии Натансон, Эдвардс, Серт (по фамилиям мужей). Трудно назвать профессию этой женщины. Она являлась превосходной пианисткой, была тонким ценителем искусств, занималась меценатством, но, прежде всего, стала другом для многих выдающихся деятелей культуры - С.Дягилева, И.Стравинского, П.Пикассо и др. Ей посвящали свои сочинения Малларме и Верлен, Равель и Пуленк. Художники писали ее портреты. Среди них Ренуар и Тулуз-Лотрек, Боннар, Вюйяр, Валлотон. Последний муж Мизии Хосе-Мария Серт был известным художником, сотрудничал с Русским балетом Дягилева. Сергей Павлович очень ценил вкус Мизии (или Миси, как ее называли в русской среде), часто советовался с ней по различным художественным вопросам.
** Жоржетта Леблан (1875-1941). Французская певица. Выступала на оперной сцене с 1893 г. В 1895 году стала женой М.Метерлинка.
*** Мировой премьерой «Пеллеаса и Мелизанды» дирижировал А.Мессаже. В главных партиях наряду с Гарден выступали Жан Перье (Пеллеас) и Гектор Дюфренн (Голо).
**** Жак Янсен скончался 13 марта с.г.
***** Мария Бриан (1886-1965). Русская певица, сопрано. Училась в Париже, позднее в Петербурге у А.Жеребцовой-Андреевой. Выступала с 1909 г. в Народном доме, Театре музыкальной драмы. Была участницей дягилевской антрепризы (1913-14). В 1918-1933 гг. солистка Ленинградского ГАТОБа.
Алексей Каншин (годы жизни неизв.). Русский певец, тенор, позднее выступал как бас. В 1894-96 пел в Америке. В начале 20 века поступил в Большой театр, затем работал в Театре музыкальной драмы. 1-й исполнитель на русской сцене партии Парсифаля.

Иллюстрации:
Клод Дебюсси
М.Гарден - Мелизанда.
Ж.Перье - Пеллеас.
Сцена из постановки 1988 года в Вене.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Пеллеас и Мелизанда

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ