Рецензия на запись «Ифигении в Тавриде» Глюка

Рецензия на запись «Ифигении в Тавриде» Глюка
Оперный обозреватель

TELARC 80546. DSD. К.-В.Глюк. "Ифигения в Тавриде". Оркестр "Бостон барокк". Дирижер Мартин Перльман. Солисты: Кристина Герке, Винсон Коул, Родни Гилфри, Стивен Солтерз и др.

Великий музыкант-реформатор, выдвинувшийся на фоне общего обострения революционно-политической ситуации в Европе середины 18 века, неутомимый борец с оперной рутиной, чье творчество в значительной степени было обусловлено идеями просветительства, - так характеризуют Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787) исследователи зарубежной музыки. Глюк своевременно актуализировал идеи французской лирической трагедии, отодвинув бытовизм и упрощенность комической оперы с ее довольно мещанскими идеалами и подчеркнутой виртуозной красивостью.

Австриец Глюк, синтезировав и обобщив завоевания английской (Гендель, Перселл), итальянской (Вивальди, Галуппи) и французской (Рамо, Люлли) оперных школ, создал новую школу, называемую классической музыкальной трагедией.

Музыка Глюка строга и величественна, без слащавых излишеств. Вокальные партии драматичны и насыщены. Здесь не скроешься за внешними виртуозными эффектами и каждая деталь полна смысла. Музыка сопутствует поэзии, углубляя смысловое наполнение и не прерывая драматическое действо. Именно поэтому ее крайне трудно исполнить. Голоса певцов должны быть сильны и патетичны, без срывов в мелодраматизм. Речитативы у Глюка не просто связывают отдельные номера оперы. Они подчас даже более выразительны, чем арии. Сами же арии в операх Глюка выражают определенное чувство и являются логическим завершением речитатива. Это не дает певцам возможности расслабиться.

Поставленная в Париже в 1779 г., "Ифигения в Тавриде" является последней реформаторской оперой Глюка. Сюжет ее довольно запутан: брат и сестра, узнавшие друг друга на жертвенном камне, злые богини мести, трусливый правитель, Богиня Диана, являющаяся с вестью о прощении и прекращающая кровопролитный конфликт. Это красочное и динамичное произведение с красивыми хорами и мощными оркестровыми номерами, среди которых - знаменитая "Буря". Здесь Глюку удалось с помощью музыки изобразить волны в бушующем море, порывы ветра и даже град! В общем, опера эффектна, поэтому ее ставят и записывают охотно, тем более, что любой певец или певица высокого класса жаждут проверить свои силы в этой сложной музыке.

Новая запись фирмы "TELARC" отличается от всех предыдущих тем, что это первая аутентичная запись произведения. Замечательный американский дирижер-аутентист Мартин Перльман и его оркестр "Бостон барокк" исполняют оперу на музыкальных инструментах эпохи самого Глюка. Состав оркестра меньше обычного. Тембры инструментов с их индивидуальностью позволяют нам услышать оперу как бы впервые. Этот Глюк очень отличается от Глюка Гардинера, Мути и Гарделли. На мой взгляд, Перльману удалось в студийных условиях, что, кстати, несомненный плюс этой записи, создать явление театра с его неповторимой энергетикой. Музыканты оркестра "Бостон барокк" играют ритмически строго и дисциплинированно, со страстью и смыслом. Слушать это исполнение легко и интересно.

Сложную партию Ифигении пели самые знаменитые певицы. Но лишь великие Каллас и Режин Креспен обладали вокальной харизмой такого масштаба и индивидуальности, которая позволяла выразить весь спектр переживаний этой не самой однозначной оперной героини.

Перльман представляет нам относительно молодую певицу из США Кристину Герке. Это первый и явно удачный опыт работы певицы с аутентичным оркестром. У Герке молодой, сильный, искрящийся голос с яркими верхами и глубоким нижним регистром. Она легко справляется с партией Ифигении, умело управляя своим большим голосом, который хорошо сочетается со специфическими тембрами аутентичных инструментов. Сопрано Кристины Герке само, по мере необходимости, приобретает то инструментальный оттенок, то живые тона. У певицы хорошее французское произношение. Вместе с оркестром она умело и точно выстраивает интонационно - мелодический рисунок в речитативах и ариях. Герке - безусловная удача записи.

Баритон Родни Гилфри имеет определенный опыт пения с аутентичными ансаблями Гардинера, Якобса и Херрвегга. Но и для него это премьера в смысле обращения к музыке Глюка. Он исполняет партию брата Ифигении Ореста, преследуемого богинями мщения - эвменидами. Светлый баритон Гилфри очень подвижен. В других записях баритоны, поющие Ореста, звучат темнее и старше, что делает их героя почти обреченным. Родни Гилфри - это мятущийся и борющийся Орест, до конца верящий в спасение. Убийство матери и отчима он совершил явно в порыве юношеской горячности. Он раскаивается. Он жаждет понимания и поддержки. Сильное сопрано Герке и светлый баритон Гилфри определяют концепцию всего произведения: Орест в данном случае ищет материнской защиты и находит ее у младшей сестры. Сестра, спасающая от смерти брата, заменяет убитую им мать.

Партия друга Ореста Пилада отдана Винсону Коулу - крепкому тенору с хорошей международной репутацией. По сравнению с Джоном Эйлером у Гардинера и Франко Бонизолли у Ламберто Гарделли, Коул по качествам голоса ближе всех к чисто французскому haute-contre, что является положительным качеством трактовки и украшением записи в целом. Тем более интересно, что в активе певца партии в операх Верди и Пуччини.

Абсолютно новое имя - баритон Стивен Солтерз в партии злобного царя Тоаса. Здесь много эмоционального начала, которое не мешает певцу справляться с вокальными трудностями. Слушая, как поет Тоаса Стивен Солтерз, угадываются устремления певца в образный мир немецкой романтической оперы: король Марк, Тельрамунд, Рокко, Пизарро.

Хороши в своих маленьких партиях Лейн Уэст и Шерон Бейкер. Обе обладают небольшими, красивыми инструментальными сопрано, которыми пользуются мастерски. Певицы часто поют с аутентичными ансамблями, особенно с "Бостон барокк".

Фирма "TELARC" использовала при записи этой оперы технологию DSD, разработанную совместно с "SONY". Это обстоятельство является особенно важным для аудиофилов, так как даже запись Гардинера на "PHILIPS" далека от совершенства. На "TELARC" острое звучание аутентичных инструментов подано корректно и мягко. Звук при этом всегда яркий и естественный, что наполняет запись атмосферой живого спектакля. Этот вариант оперы Глюка "Ифигения в Тавриде" станет украшением любой коллекции.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ