Коротко о разном

Мстиславу Ростроповичу — 75 лет

Музыкальная общественность мира отмечает в эти дни 75-летие выдающегося музыканта Мстислава Ростроповича, родившегося 27 марта 1927 года в Баку. Прославившись, прежде всего, как виолончелист, он продолжил затем свою карьеру и на дирижерском поприще. В 1967 году маэстро дебютировал в Большом театре («Евгений Онегин»), где проработал до 1971 года. В 1974 году артист вместе с супругой Галиной Вишневской был вынужден покинуть родину по политическим мотивам. Здесь его оперная деятельность продолжилась. Так, в 1975 году он исполнил «Пиковую даму» в Сан-Франциско, в 1986 «Царскую невесту» в Монте-Карло.

Участвовал в мировых премьерах опер А.Шнитке «Жизнь с идиотом» (1992, Амстердам) и «Джезуальдо» (1995, Вена). В 1995 году поставил «Хованщину» в Большом театре. В 1996 исполнил в БЗК «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (1-я редакция «Катерины Измайловой»). Исполнение первой редакции этого шедевра композитора было приурочено к его 90-летнему юбилею. В дальнейшем Ростропович неоднократно выступал и продолжает выступать с этой оперой на различных сценах мира (Мадрид, Рим, Буэнос-Айрес и др.).

Наряду с постановками опер, маэстро также осуществил ряд записей. Среди них: «Война и мир», «Борис Годунов», «Леди Макбет Мценского уезда».

Мы поздравляем маэстро со славным юбилеем и желаем ему творческого долголетия.

Кончина Гёсты Винберга

В Вене 18 марта на 59-м году жизни скончался видный шведский тенор Гёста Винберг. Певец родился 30 декабря 1943 года в Стокгольме. Учился в Королевской академии музыки. Дебютировал на оперной сцене в 1971 году в Гётеборге (партия Рудольфа в «Богеме»). Получил известность, прежде всего, как исполнитель моцартовских ролей (Дон Оттавио, Феррандо, Тамино, Бельмонт и др.). Именно ими он дебютировал на большинстве ведущих сцен мира (1982, Ковент-Гарден - заглавная партия в «Милосердии Тита»; 1982, Венская Staatsoper - Бельмонт; 1983, Метрополитен - Дон Оттавио; 1985, Ла Скала - Тамино). Винберг выступал на крупнейших оперных фестивалях в Глайндборне, Зальцбурге и др. Успешно пел вагнеровские партии (Лоэнгрин, Вальтер в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Парсифаль, в последние годы к ним добавились Тристан, Зигмунд, Зигфрид). Особо надо отметить первое выступление тенора в партии Лоэнгрина в Цюрихе (1991). Он оригинально подошел к музыкальной трактовке роли, придав ей моцартовский колорит. Такой подход добавил образу новые яркие краски и получил одобрение публики и критики. В 1999 году певец гастролировал в Петербурге, где исполнил Лоэнгрина на фестивале «Звезды Белых ночей». В его репертуаре были также партии Хозе, Рудольфа, Фауста, Герцога, Альфреда, Ленского, Еника («Проданная невеста»), Императора («Женщина без тени»). Среди последних работ певца также Гийом в веберовском «Обероне» (1998, Цюрих). Последней ролью Винберга стала партия Флорестана в «Фиделио». Ее он пел в Венской опере вечером, накануне своей скоропостижной кончины.

Туган Сохиев — музыкальный руководитель Уэльской оперы

Молодой 24-летний осетинский дирижер Туган Сохиев назначен музыкальным руководителем Уэльской национальной оперы (УНО). Он приступит к своим обязанностям с 1 января 2003 года, сменив на этом посту известнейшего Карла Рицци.

Сотрудничество с театром уже началось. Запланирован ряд концертов с оркестром театра, ближайшие театральные планы включают постановку «Сельской чести» и «Паяцев». Дирижерский дебют Сохиева на Западе состоялся в феврале прошлого года («Богема» в Исландской Опере»). В сентябре та же опера была исполнена в УНО.

После окончания в 1996 году Владикавказского музыкального училища, Сохиев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс Ильи Мусина), закончив ее у Юрия Темирканова. Он является лауреатом III Международного конкурса имени С.Прокофьева, участвовал в мемориальном концерте памяти своего легендарного учителя И.Мусина. С 2000 г. Сохиев - Главный дирижер Северо-Осетинского симфонического оркестра, а с января 2002 г. является Главным дирижером Московского Государственного симфонического оркестра п/у В.Дударовой. В декабре минувшего года он дебютировал в Мариинском театре в концертной программе «По страницам опер Россини» («Севильский цирюльник», «Путешествие в Реймс»).

«Тоска» с А.Ланцовым в Дуйсбурге

В Дуйсбурге (Дойче Опер ам Рейн) состоялась премьера «Тоски» в постановке Дитера Хильсдорфа. Как свидетельствуют очевидцы, спектакль оказался весьма любопытным.

Вот фрагмент статьи обозревателя П.Обиера, опубликованный в местной прессе:

«…тот факт, что Тоска не погибает, а Скарпиа в третьем акте ходит как сомнамбула, ставит все родные сердцу традиции с ног на голову. Одновременно, изменяя таким образом финал, Хильсдорф подходит довольно близко к провокационному содержанию пьесы. Ведь даже сам Пучинни боролся, правда безуспешно, с драматургом Сарду за то, что бы Тоска осталась жива.
Попытка Хильсдорфа интерпретировать заключительный акт, как видение счастья, которое лопается от шквала пуль исполнительных коммандос, приводит к тому, что драматургия переживает в этом акте свою наивысшую точку».
Далее обозреватель выделяет яркую работу маэстро Джона Фиоре, сумевшего «провести этот спектакль без поверхностных эффектов и излишней сентиментальности».

Отмечая мастерство исполнителей главных ролей, Обиер так характеризует Д.Вегнера (Скарпиа), Т.Вальднер (Тоску) и А.Ланцова (Каварадосси):

«…актер, играющий Скарпиа, показывает свою опасную власть с помощью ума, шарма и харизмы, которым в конце первого акта чуть было не поддается Тоска».
«Тереза Вальднер поет Тоску очень светлым, сильным голосом. Она очень убедительно показывает разрыв между католическим происхождением, болезненной ревностью и гнусностью, связанной с ее профессией».

Особый интерес для российского любителя оперы представляет выступление Андрея Ланцова, о котором наш журнал совсем недавно писал в связи с его дебютом в «Ла Скала». И здесь немецкий рецензент не жалеет похвал:

«Несмотря на то, что Андрей Ланцов был болен гриппом, мы все равно услышали его замечательный тенор. С точки зрения внешнего имиджа, он не является совершенным воплощением Кавардосси, однако его тембр и актерские способности делают его исполнение высшей точкой всего спектакля…»

(Перевод фрагментов статьи П.Обиера осуществлен Э.Пружанской).

Редакция.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ