Коротко о разном

"Риголетто" в Волгограде

В Волгограде 27 января, в 100-летнюю годовщину со дня смерти Верди, состоялась премьера "Риголетто", осуществленная Волгоградской оперной антрепризой под руководством Юрия Пятакова совместно с театром "Геликон-опера". Корреспондент газеты Валерий Кичин в своей статье отмечает блестящую организацию этого мероприятия, полный полуторатысячный зал, битком набитый молодежью, и яркое зрелище. Все это может только радовать. Вопрос - какими средствами достигается успех? Ответ - попыткой совместить классическое произведение с эффектным современным (привлекательным для молодежи) театральным действом.

Осуществил постановку молодой ученик Д. Бертмана Сергей Куница. Следующая цитата из статьи дает достаточно полное представление о стилистике спектакля:

"26-летний Куница, похоже, не ведает о "берлинской стене", отделяющей оперу от эмтивишного клипа, посеребренных ценителей от стадионной толпы. Эту стену наиболее дальновидные режиссеры давно пытаются уничтожить, Куница ее не замечает вовсе: он уже вырос при клипе, оперирует его эстетикой без надрыва и "гуляния в народ", он тут свой. Берет нужную краску, кладет в нужное место. Риголетто шут, он в маске, почему бы ему не стать Фредди Крюгером? Взращенные "Кошмарами на улице Вязов" зрители заинтригованы, не знающие кинохитов оперные критики шокированы когтями. Слезовыжималка про благородного отца, пострадавшего от богатеев-куртизанов, куда-то делась. Леонид Завирюхин - Риголетто явился как бес ненависти, творец интриг, его раздирает зависть к молодым и влюбленным, он плетет сеть и сам в нее попадает. Спектакль состоит из знаков-символов, приблизительно так, как бывает в гиньольном клипе: сеть - паутина - цепи - клетка - кокон - безумный взлет - картонный рай - цинизм реальности - адское пламя - пепел - могильный крест... Добро и зло абсолютны, порок неистребим, бог и дьявол лишь два лика одной иконы".

Здесь не место давать анализ данным принципам создания оперных спектаклей. Проинформируем читателей об исполнителях, принявших участие в этой постановке.

В главных партиях выступали: Риголетто: Андрей Вылегжанин (солист театра "Геликон-опера" и Леонид Завирюхин из Киева (его В.Кичин характеризует как "феноменального певца"); Джильда: Марина Андреева и Татьяна Куинжи (обе из "Геликон-оперы"), Герцог -Алексей Косарев (из того же театра). Дирижер - Владимир Стачинский.

Удачное начинание, как далее продолжает корреспондент, авторы собираются развивать. Уже есть планы совместной постановки на берегах Волги "Аиды".

По материалам газеты "Известия" от 30.01.2001

День памяти Верди в Москве

То, что весь мир отмечает в последние дни 100-летие со дня смерти Верди все мы, конечно знаем. А как этот памятный день был отмечен в нашей столице Москве? На это вопрос отвечает Лариса Долгачева в газете "Культура". Эта заметка показалась нам настолько примечательной, что мы перепечатываем ее целиком без комментариев.

Любовь к Верди. Как Москва отметила великую кончину

Это где-нибудь в Милане или Нью-Йорке прогремело: сто лет назад умер Верди - да здравствует Верди! Москва отметила величественную дату тихо. Филармония приготовила порцию арий маэстро (своими силами и в своем, имени Чайковского, зале). Молоденькая "Арбат-опера" устроила вечер в окраинном Царицыне. Новая Опера в родных стенах исполнила "Реквием" виновника торжества, который и оказался самым ярким розаном в скромном венке "От благодарных москвичей". Эксклюзивность колобовского цветка заключалась не в названии - "Реквием" давно в репертуаре театра, и не в исполнении - его незаурядность была предсказуема. Эксклюзивность происходящему сообщило то, что театр оказался единственным из всех столичных музыкальных, кто почтил память великого итальянца, и то, что команду солистов специально для этого случая подбирала Любовь Казарновская. А где она - там театр с его цветением интриги. Интрига вечера в Новой Опере: каков окажется импресарский вкус певицы, и на какой стадии борьбы за собственный угасающий голос находится она сама? Второй вопрос так и не разрешился - накануне концерта Казарновская, предназначавшая партию сопрано для себя, заболела. Но ее команда вышла на поле. В ней был красавец-бас 25 лет, соблазняющий своим роскошным, замечательно "сделанным" голосом кого угодно, но не земляков-москвичей. По этому соображению - отечество должно знать своих героев - Казарновская и ангажировала Станислава Швеца в свой проект. Но герой отчаянно "плавал" в материале, то ли не успев выучить текст, то ли не совладав со стилем вердиевской мессы. Теноровая партия была отдана итальянцу, которого Казарновская упорно рекомендует восходящей звездой мировой оперы. Почему звезда по имени Серджио Панайя, десятый год прокладывающая себе дорогу на небосклон, все никак не достигнет апогея, Москва уже имела возможность догадаться (Панайя пел с Казарновской в колобовской постановке "Сельской чести" в прошлом сезоне и в ее рождественских шоу этого года). Теперь он лишь дорисовал свой вокальный портрет: настоящей кантиленой не владею, мастерить piano могу с трудом, из всех красок знаю две - "пионерскую" и "сиротскую". В довершение оказалось, что он тот "гвоздь", который никакими силами не вбить в доску, то бишь в ансамбль. Ансамбля и не будет. За исключением тех случаев, когда сходились в дуэте сопрано и меццо, вполне сопоставимые на пространстве этого "Реквиема" как по фактуре, так и по уровню мастерства. Хотя одна певица известна только завсегдатаям Новой Оперы (Татьяна Смирнова, "с колес" заменившая Казарновскую), а другая прославлена и ангажирована лучшими театрами мира, число которых, впрочем, сокращается. Стефания Точиска, а речь о ней, немолода. Но ее возраст лишь иногда выдавало дребезжание на верхах. В остальном меццо польки (давно обосновавшейся в Австрии) - это девичья легкость и стильность. Резюме: Казарновскую в роли импресарио освистали бы где угодно. У нас ей нужно и должно рукоплескать. Без пестрой команды приглашенных ею Новая Опера ничего б не потеряла, но Москва бы не приобрела розана в веночек, над оригинальностью которого поленилась потрудиться сама. Дай колобовцы "Реквием" своими силами, "Реквием" вышел бы цельнее - да торжества бы не получилось. Поскольку нет торжества там, где нет эксклюзива.

Лариса Долгачева. Газета "Культура", № 4 (7261) 1-7 февраля 2001 г.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ