Уильям Т. Уолтон. 100 лет со дня рождения

Евгений Цодоков
Главный редактор

16 апреля в 19.00 в Колонном зале Физического института Российской Академии наук (Ленинский проспект, 53) состоится юбилейный вечер, посвященный 100-летию английского композитора Уильяма Тёрнера Уолтона. Вечер организован нашим журналом совместно с Вердиевским оперным обществом России. На нем силами артистов Московского камерного музыкального театра под управлением Б.Покровского будет исполнена опера Уолтона «Медведь». Режиссер постановки - Михаил Кисляров. В спектакле заняты заслуженные артисты России Евгений Болучевский и Алексей Мочалов, а также солистка театра Людмила Геника. Партию фортепиано исполняет Владимир Апекишев.

Мы приглашаем читателей нашего журнала на это мероприятие. Вход свободный.

Несколько слов об Уолтоне

Не напиши этот композитор оперы на чеховский сюжет, вряд ли его творчество привлекло бы особое внимание в России. Но он ее написал - яркую, искрящуюся юмором, одноактную комическую миниатюру по знаменитой шутке Антона Павловича. И сегодня, в день 100-летнего юбилея, мы отдаем дань талантливому, пусть и не самому знаменитому английскому композитору Уильяму Тёрнеру Уолтону, родившемуся в Олдеме 29 марта 1902 года и прожившему долгую жизнь. Последние годы Уолтон провел на итальянском острове Искья, где и скончался 8 марта 1983 г.

В своем творчестве Уолтон испытал влияние различных стилей, от Шёнберга до французской «Шестёрки», от Сибелиуса и Элгара до Прокофьева и Стравинского. Однако среди всего этого многоцветья музыки 20 века он сумел найти свое место. Его творчество весьма разнообразно. Оно включает в себя симфонические и инструментальные опусы, хоровые произведения, балеты, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам. Особенно композитора интересовал исторический жанр. Среди фильмов с его участием такие, как «Гамлет», «Генрих V», «Ричард III».

"Троил и Крессида". Мировая премьера

Уолтон - автор двух опер. Первая - «Троил и Крессида» - представляет собой масштабное полотно, созданное по мотивам античной мифологии и истории. Первоисточником трагической истории любви сына Приама троянского царевича Троила и Крессиды на фоне войны с греками стал средневековый рыцарский «Роман о Трое» Б. Де Сент Мора (12 век). Этот сюжет позднее был использован Дж.Бокаччо, у которого, в свою очередь, заимствован классиком английской литературы Джефри Чосером, одноименный роман в стихах которого (ок. 1385) и лег в основу оперного либретто. Премьера оперы состоялась в 1954 году в Ковент-Гардене и имела большой успех. В ней участвовали такие знаменитые певцы, как Питер Пирс, Отакар Краус, Герайнт Эванс. В заглавных ролях блистали венгерское сопрано Магда Ласло и тенор Ричард Льюис.

Безусловно, одним из самых удачных произведений Уолтона стала комическая опера «Медведь», созданная им по заказу фонда Сергея Кусевицкого. Премьера оперы, осуществленная «Английской оперой группой», прошла в 1967 году на традиционном музыкальном фестивале в Олдборо, основателем которого был Б.Бриттен. Главные партии (Смирнова и Поповой) пели Джон Шоу и Моника Синклер.

Сценическая судьба «Медведя» оказалась счастливой. По опере снят фильм на Би-Би-Си (в главных ролях Томас Хемзли и Регина Резник). Она ставится на сценах мира. Среди недавних постановок спектакль 1999 года в Опере Монте-Карло, где «Медведь» шел в один вечер с «Иолантой» Чайковского. Готовил постановку наш Г.Рождественский. Но разногласия с оркестром во время репетиций привели к тому, что маэстро покинул Манте-Карло и спектаклями дирижировал англичанин Д. Ллойд-Джонс, считающийся специалистом по русской музыке.

"Медведь". Сцена из спектакля в Монте-Карло

В 1991 году идея постановки этой оперы «докатилась» и до России. По инициативе солиста Московского камерного музыкального театра Евгения Болучевского, несколько артистов театра, возглавляемых режиссером Михаилом Кисляровым, осуществили постановку сочинения в театре «Модерн-опера», художественным руководителем которого являлся Кисляров.

В спектакле были заняты Е.Болучевский (Смирнов), Е.Гущина (Попова) и В.Федоренко (Лука). Несколько представлений шло в сопровождении оркестра Камерного музыкального театра (дирижер В.Агронский). Позднее произведение стало исполняться под аккомпанемент фортепиано (концертмейстер В.Апекишев).

И вот нынче оно снова прозвучит в честь его создателя.

На фото:
Уильям Т. Уолтон «Троил и Крессида». Мировая премьера (1954). Сцена из спектакля.
«Медведь». Сцена из спектакля в Монте-Карло» (1999). Смирнов (П.Сидхом), Попова (С.Жирарди).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ