Жемчужины нашлись — и немало

Концертное исполнение «Искателей жемчуга» в Москве

Концертное исполнение «Искателей жемчуга» в Москве
Оперный обозреватель

Интрига «Золотой маски» и анализ итогов этого конкурса (о них еще пойдет речь подробнее на страницах нашего журнала) не должны заслонять других оперных событий. В Концертном зале имени П.И.Чейковского выступили солисты Мариинского театра. Была представлена в концертном исполнении опера Ж.Бизе «Искатели жемчуга». Мы посчитали это событие достойным «Темы недели». О нем материал нашего корреспондента.

Французская лирическая опера сегодня определенно не в чести. Действительно, много ли произведений этого жанра предлагает нынешняя афиша московских театров?

«Фауст» в Театре Станиславского в более чем спорной постановке соотечественников Гуно. «Таис» Массне там же, идущая все реже и реже. Урезанный по всем статьям «Гамлет» Тома в «Новой опере», потерявший в редакции Евгения Колобова половину своих музыкальных красот и даже некоторых персонажей. Не так уж и много для пяти полноценно функционирующих оперных театров и еще примерно такого же количества экспериментальных музыкальных студий. Не лучше ситуация в Петербурге, да и в российской провинции. Если же мы обратим свой взор к практике всегда шагающей на несколько шагов впереди нас Европы или к американскому континенту, где популярность оперного искусства в последние десятилетия как никогда высока, то найдем на удивленье схожую картину: редкие, эпизодические обращения к творчеству таких признанных мастеров жанра, как Гуно, Массне, Бизе («Кармен», к обсуждаемому жанру имеющая весьма опосредованное отношение, не в счет), Тома, Делиб. Исключение составляет, пожалуй, лишь Франция, что, в общем-то, естественно, хотя и здесь популярность этого направления оперной музыки несравнимо ниже, чем 30-50 лет назад. Во второй половине ХХ века французская лирическая опера все более и более сдавала свои позиции и сегодня этот жанр музыкального театра преимущественно для легких голосов можно с уверенностью назвать мало востребованным. На смену нежным, утонченным, изысканным переживаниям лирических героев пришли более кровавые страсти опер Верди и веристов, что во многом объясняется их созвучностью остро драматическим коллизиям современности, где полутона явно не в моде. И хотя во второй половине ХХ века мы стали свидетелями возрождения опер бельканто, чуть позже ренессанс музыкально-театральной мысли стряхнул пыль с опусов барокко – все это (особенно в последнем случае) больше напоминает гурманскую игру в отвлеченное эстетство, имеющего мало общего с реальной жизнью. Когда же хотят говорить о подлинных страстях, то чаще прибегают к более экзальтированному, плакатному искусству итальянской оперы второй половины XIX – начала ХХ веков, по-прежнему составляющей львиную долю репертуара оперных театров на всех пяти континентах.

Хоть в какой-то мере восполнить существующий пробел попытались в северной столице, представив первый шедевр Жоржа Бизе – ориентальную оперу «Искатели жемчуга» – в концертном исполнении. А по весне мариинские солисты во главе с дирижером Леонидом Корчмаром прибыли в Первопрестольную, чтобы вместе с московскими коллективами - Хоровой капеллой им. Юрлова и Симфоническим оркестром п/у Вероники Дударовой исполнить ее в Концертном зале им. Чайковского.

Известно, что Мариинский театр в Петербурге – один из лучших оперных коллективов нашей страны, поэтому от исполнителей, его представляющих, всегда ждешь уровня мирового класса. Известно также, что Мариинка – это, прежде всего, театр Валерия Гергиева: в последние 10-15 лет эти два «бренда» связаны органично и неразрывно, что вполне справедливо – получив в 1988 году второй театр страны Гергиев состоялся здесь как музыкант, в свою очередь сделав театр первым в России и в творческом, и в организационном плане. Поэтому человеку, мало информированному в вопросах музыкальной жизни нашей страны, наверное, даже в голову не приходит мысль, что в театре есть еще дирижеры помимо художественного руководителя. Ограничивается ли их роль только спектаклями текущего репертуара, довольствуются ли они лишь ролью дублеров Гергиева, тем более, что помимо главного дирижера выпускать премьерные работы на мариинской сцене изредка доверяют лишь главному приглашенному дирижеру театра Джанандреа Нозеде? Видимо нет. По крайней мере, Леонид Корчмар попытался найти свою нишу в Мариинке, исполнив в течение нескольких последних сезонов в концертном исполнении ряд опер, отсутствующих в афише, среди них – «Орфей и Эвридика», «Сельская честь», «Набукко», «Самсон и Далила», «Паяцы».

Московское исполнение оперы Бизе в целом заслуживает всяческих похвал, в чем, несомненно, проявилось мастерство дирижера. Работая с чужим оркестром, Корчмару удалось добиться от коллектива, прямо скажем в последние годы не блиставшего, интонационной точности звучания, слаженности ансамблей, тонкой градации нюансов, понимания стиля исполняемой музыки. Хотя мелкие неприятности случались, и тут как всегда отличились медные духовые, это не смогло испортить общего впечатления: музыка Бизе предстала во всем своем очаровании – то меланхоличной, то страстной, то ориентально изысканной и утонченной, то по-французски терпкой и сладостной одновременно. Манеру дирижирования Корчмара отличает уравновешенность, ясный жест, точность указаний, хорошее взаимодействие с солистами. Благодаря этому архитектура исполняемого произведения предстала гармоничной, а работа в целом быть может и не столь ярко индивидуальной, но добротной и грамотной. Несколько в аутсайдерах на этом фоне оказалась Юрловская капелла, в особенности это относится к мужским партиям: плохой унисон, неточность вступлений, так не подходящая французской музыке грубоватая манера звукоизвлечения – вот отличительные черты хорового звучания в тот вечер.

Квартет солистов доказал, что отличные мастера в Мариинке есть и среди не самых раскрученных звезд. В труднейшей партии Лейлы Ольга Кондина продемонстрировала неувядающий красивый тембр, отличную технику лирико-колоратурного сопрано (пианиссимо на верхних нотах были выше всяких похвал) и наполненное смыслом, «умное» пение. В ее исполнении не столько не к чему придраться, а просто не хочется этого делать – настолько одухотворенным и одновременно виртуозным оно было. Жаль, что в родном театре потенциал артистки не используется в полной мере – в последние годы ставка делалась на певиц более молодого поколения. Московский концерт ясно показал, что Кондина в плане и технического мастерства, и эмоциональной осмысленности пения способна соперничать с настойчиво продвигаемыми Анной Нетребко, Ириной Джиоевой, а также с Ольгой Трифоновой, и уж тем более Ларисой Юдиной с ее «стеклорезным» тембром.

Вполне достойным партнером Кондиной стал Евгений Акимов в также отличающейся ювелирной сложностью партии Надира. Можно, конечно, высказать претензии к его плосковатому звуку, однако нельзя не отметить, что певец продемонстрировал приличную технику, его верхний регистр свободен, а ориентальные украшения он выпевал аккуратно и не без изящества. Стилистическая точность не была в тот вечер сильной стороной Акимова, хотя «ударные» номера – знаменитый романс Надира и дуэты с Зургой и Лейлой – прозвучали вполне в традициях тенорового лирического пения, собрав заслуженные овации зала.

Молодой баритон Владимир Мороз (Зурга) со своим несколько тяготеющим к камерному звучанию голосом, быть может, более других соответствовал стилю лирической оперы. Если по звонкости и яркости звука он и уступал своим маститым коллегам, то этого решительно нельзя сказать об общей музыкальности артиста, а также о чувстве ансамбля. Неплохо для начинающего певца проявил себя и Вадим Кравец (Нурабад), чей богатый бас, несомненно, обещает в будущем значительных достижений.

Что ж, остается только пожалеть о том, что москвичи лишены возможности слышать чаще столь прекрасную музыку, тем более в достойном исполнении. И будем надеяться, что в недалеком будущем в столице все же появятся и свои «Искатели жемчуга», и «Вертер», и «Манон», и «Лакме», и «Луиза» и многие другие прекрасные шедевры французских композиторов.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ