Концертные исполнения от Полянского

Концертные исполнения от Полянского
Оперный обозреватель

В середине декабря, с разницей всего в неделю, Валерий Полянский и его Симфоническая капелла представили публике в Московском международном доме музыки сразу два больших оперных полотна в концертном исполнении – «Набукко» Джузеппе Верди и «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова. Наши корреспонденты побывали на обоих мероприятиях и спешат поделиться с читателями нашего журнала своими впечатлениями. Героем наших публикаций ГАСК России становилась уже не раз, ибо жанр «концертной оперы» в последние годы стал одним из важнейших направлений творчества коллектива.

Верди требует театра

Во все времена находятся завистники, которые даже в признанном шедевре видят изъян. Так, после ошеломительной премьеры «Набукко» Джузеппе Верди немецкий композитор Отто Николаи высказался весьма негативно не только об опере, но даже и о самом Верди. «Оперы Верди действительно ужасны. Он пишет как глупец и совершенно не профессионален технически, он, должно быть, имеет сердце осла и, по-моему, это жалкий, отвратительный композитор». Причиной такого негодования, скорее всего, был тот факт, что собственная работа в «Ла Скала» над оперой с аналогичным названием у Николаи сокрушительно провалилась, после чего театр расторг контракт с композитором. Исключая подобные, весьма ангажированные недовольства, опера Верди имела сокрушительный успех. А сам автор после премьеры признал это творение началом его «настоящей деятельности в искусстве».

«Набукко» действительно впечатляет не только масштабами, но и колоритом, силой эмоций, накалом страстей. Такая опера не может не привлечь внимание публики, не может не найти бурный отклик.

Опера в концертном исполнении, конечно, не в состоянии проиллюстрировать всю мощь вердиевского шедевра, но наличие хороших голосов всегда спасает любую ситуацию. Концертный вечер 10 декабря в Московском международном доме музыки не пестрел яркими именами, поэтому больших ожиданий от певцов не было. Однако, было приятно обнаружить уже в начале произведения, что, по крайней мере, одним хорошим голосом исполнение оперы похвастаться может. Солистка Большого театра Елена Евсеева (Абигайль) продемонстрировала по-настоящему насыщенный, драматический вокал и, в каком-то смысле, вытянула на себе большую часть постановки. Партия Абигайль в ее исполнении прозвучала эмоционально, насыщено, напористо. Властный характер героини был воплощен певицей с впечатляющим мастерством. Технически Евсеева великолепно справилась со сложнейшей тесситурой и продемонстрировала железную выдержку. Абигайль — центральная и одна из самых сложных партий в «Набукко», если не во всем творчестве Верди. До последней ноты зрители видели воплощаемый певицей образ — певица с честью прошла всю дистанцию. Довольно удачно выступил и Олег Долгов в партии Измаила. Его голос настолько совпал с исполняемой ролью, что образ романтического героя, переполняемого эмоциями, был очень гармонично реализован.

Партия Фенены нашла менее удачное воплощение в лице Людмилы Кузнецовой. Лирический, полный драматизма образ героини никак не сочетался с бронебойной вокальной подачей певицы.

В попытке создать метущийся характер сильной надломленной личности преступного царя исполнитель титульной партии Сергей Топыгин испытывал сильные трудности, связанные даже не столько с драматической, сколько с вокальной составляющей. В центральной фигуре оперы Верди собирает все разнообразие человеческих эмоций: от гордыни до раскаяния. Такой контраст чувств в концертном исполнении возможно воплотить только вокально. Для Топтыгина наиболее сложными моментами оказались первые выходы, когда от голоса требовалась мощь и сила. Певец осторожно взбирался на верхние ноты, не потеряв равновесия, но при этом нарисовать объемный, колоритный характер ему не удалось. Образ харизматичного первосвященника Захарии был дан Михаилом Гужовым аккуратно, но несколько пресно, без искры.

Однако самым неприятным моментом вечера стал тот факт, что в силу несовершенной акустики, певцы пели с подзучкой, что уж совсем не украсило исполнение. С одной стороны их можно понять, ибо они совсем не должны рвать себе связки ради того, чтобы покрыть оркестр и хор (достаточно громогласные в описываемый вечер), но зрителей было уж не так много для того, чтобы возникла необходимость прибегать к звукоусилению. Возможно, музыканты хотели добиться мощного звукового эффекта в связи с отсутствием декораций и костюмов, но это лишь подчеркнуло масштабы «Набукко» — оперы, для которой нужен полный антураж, без которого трудно ощутить всю мощь и силу творения Верди.

Фёдор Вяземский

Развлекаем — просвещая

За оперу Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского берется уже не в первый раз. Премьера состоялась в январе 2008-го, юбилейного для композитора года (100-летие со дня смерти). Но поскольку жанр оперы в концертном исполнении в последние годы привлекает маэстро Полянского все больше и больше, то проекты такие случаются все чаще и чаще (в этом сезоне, например, концертных исполнений от ГАСК в московской афише значится аж четыре). И в целом обращение капеллы к ныне нечасто звучащему произведению русского классика (в Москве постановка этой оперы в последний раз случилась двадцать лет назад — в 1990-м в Большом театре замечательный спектакль сделал Александр Титель) вызывает уважение и заслуживает похвалы. На этот раз шедевр Римского-Корсакова фигурирует наряду с «Кащеем бессмертным», которого можно будет услышать по весне, в абонементе сказочных опер для детей. Идея просветительская и образовательная — очень благородная сама по себе. Но в ее реализации пока не все получается, о чем мы скажем в заключение нашего обзора. Пока же уделим внимание собственно музыкальному исполнению.

Вокальный каст корсаковской оперы не таил в себе никаких сюрпризов: пели солисты, с которыми Полянский работает из сезона в сезон — задействованы собственные силы капеллы, а также солисты различных столичных (и не только) театров. В целом, за редким исключением, подбор вокалистов надо признать удачным. В первую очередь очень гармоничной вышла лирическая пара Оксана — Вакула. Первую диканьскую красавицу воплотила солистка капеллы Анна Пегова, продемонстрировав красивое лирическое сопрано и хорошее им владение. Особенно удалась певице ария из четвертого действия, где своим исполнением Пегова по-настоящему смогла увлечь зал. Если первый опыт Пеговой в опере (партия Татьяны) едва ли можно занести в актив артистки, а ее Виолетта вследствие сложности самой партии была исполнена еще очень по-ученически, то с Оксаной Пегова справилась просто на отлично, что говорит и в пользу правильного выбора партии (средней сложности), и в пользу очевидного профессионального роста певицы.

В настоящего тенора-премьера вырос и другой солист капеллы Олег Долгов: если ранее, в течение многих лет Полянский поручал ему роли компримарио, то в последнее время Долгов уверенно и очень качественно поет центральные партии. Вакулу бесспорно можно отнести к особым удачам певца: он порадовал публику красивым легато, яркими верхними нотами, и в целом образ удалого парубка у него, несомненно, получился.

Как всегда яркий вокал, большой и красивый голос явил самарский певец Андрей Антонов (Чуб). Ему заметно уступали в голосистости три московских баса — Алексей Антонов (Панас), Николай Галин (Пацюк) и Сергей Топтыгин (Голова), хотя и их пение в целом было интересным. У Максима Сажина чрезвычайно подходящий тенор для партии Черта — пронзительный, резковатый, с явно характерным звучанием — и отличная дикция. А вот у многоопытного Леонида Виленского передать весь комизм дьяка Осипа Никифоровича не получилось именно вследствие слишком уж округлого, «итальянского» вокала — здесь хочется слышать голос более комичный, характерный, напоминающий своеобразное звучание церковных теноров.

Расклад в неглавных женских партиях опять же был предсказуем. Заглубленный, надсадный звук Людмилы Кузнецовой (Солоха) — это уже давно общее место всех проектов Полянского: упорство, с каким маэстро предлагает слушателям эту певицу на любые роли (от самых маленьких до вердиевской Азучены), поражает. При этом на небольшую партию Царицы приглашена маститая Ирина Долженко, чей вокал был по-царски роскошен. Поменяться бы Долженко и Кузнецовой партиями — и опера заиграла бы совсем другими красками. А лучше бы и на Царицу взять другую исполнительницу — хотя бы ту же Викторию Смольникову (певшую одну из сварливых диканьских баб), обладающую звонким, ясным голосом.

Интерпретацию Полянским рождественской сказки Гоголя — Римского-Корсакова стоит признать одной из наиболее удачных во всем оперном творчестве его капеллы: партитура выучена добротно и с любовью, во всем исполнении чувствуется отношение, неравнодушная участливость, забота о максимально яркой, выпуклой подаче материала. Благодаря этому опера прозвучала свежо и по-настоящему захватывающе. В оркестре отыскались интересные тембры, в целом слаженное, гибкое звучание отличало игру музыкантов: оценить эту работу можно было бы исключительно высоко, если бы не досадные киксы у меди, в особенности у валторны, заметно и неоднократно портившие общее впечатление. Хорош был и хор с его прозрачным, мягким звуком: пусть и не вполне оперным (недостаточно мощным, густым и вязким — что обычно принято слышать в русских операх), но само исполнение было точным, аккуратным и весьма музыкальным.

Музыку Римского-Корсакова сопровождал видеоряд, проецируемый на две большие панели Светлановского зала: в его основу были положены кадры из старых советских рисованных мультфильмов середины прошлого века, что было вполне уместно для детской аудитории. Что было не слишком продуманно, так это отсутствие купюр в опере: я являюсь принципиальным противником оных, но для детской аудитории монументальная большая опера в полном формате слишком уж тяжела, особенно в концертном варианте. Хотя в концерте и наличествовали элементы театра (малороссийские наряды ряда исполнителей), все-таки сценически ярких моментов явно не хватало: певцы пели по нотам, их диалоги не превращались в полноценные сцены и пр. Представляется, что условия Светлановского зала вполне пригодны для театрализованных вариантов, по крайней мере, в формате semi-stage, как то делала неоднократно Московская филармония в Зале Чайковского или как на регулярной основе играют оперы в Концертном зале Мариинского театра — и над этим стоит подумать.

Александр Матусевич

На фото:
Валерий Полянский

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ