Grazie di tutto, Signor Arancam!

Большой московский дебют Тьяго Аранкама

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

«Чертовски хорош!» — первое, о чем невольно подумалось, едва этот молодой Хозе появился на сцене (на новой сцене Большого театра). Первые еще не музыкальные, а разговорные реплики сразу же сказали о многом и оправдали явно повышенные ожидания по отношению к этому исполнителю. Почти целый год Москве пришлось завидовать Петербургу — с того самого момента, когда Тьяго Аранкам впервые приехал в Россию и выступил на сцене Михайловского театра в партии Туридду в «Сельской чести» Масканьи (единственное выступление состоялось 9 февраля прошлого года). Как всегда, на помощь пришел Интернет — и его «штудирование» привело к достаточно обширным виртуальным результатам: в «YouTube» оказались выложенными фрагменты практически всех основных театральных и концертных выступлений певца, на сегодняшний день имеющихся в его творческом арсенале, в том числе и отрывки из петербургской «Сельской чести». Но живое восприятие голоса не заменит ничто, поэтому надо ли говорить, что два спектакля «Кармен» Бизе с участием Тьяго Аранкама (12 и 14 января) создали для московских меломанов безусловный прецедент необходимости «их обязательного посещения».

В последние годы всё устойчивей и устойчивей складывается тенденция, когда меломаны «отметившись» на той или иной оперной премьере в Большом театре, а затем отойдя через какое-то время от шока очередной увиденной «новомодно-прогрессивной» постановки, постепенно напрочь забывают о ней, причем — с совершенно спокойным сердцем. Несомненно, широкая публика придет на «Кармен» всегда — в любую погоду! Однако для того, чтобы заставить вернуться в зрительный зал настоящих меломанов — особую и не слишком многочисленную категорию истинных ценителей музыкально-театрального искусства, — им должны быть предъявлены исключительно веские основания. И Тьяго Аранкам, музыкальная Вселенная слухами о котором полнится уже давно, как раз и сыграл роль того самого веского основания, которое и дало силы пересилить отвращение к постановочной «клюкве» Дэвида Паунтни и снова оказаться в Большом (именно поэтому о постановке — ни слова!). И несмотря на то, что на протяжении двух спектаклей молодой темпераментный тенор «общался с нами» на французском, всё же большое человеческое спасибо за эти два вечера — в силу итало-бразильских корней певца — хочется сказать ему на языке, которым впервые в мире заговорила опера: «Grazie di tutto, Signor Arancam!» Именно так — «спасибо за всё» и сразу! За то, что, вообще, доехал до Москвы... За то, что Москва «взяла реванш» над Петербургом со счетом 2:1, ведь спектаклей у нас было два... За то, что в целом, не считая отдельных моментов, певец не просто не разочаровал нас, а своим искусством доставил истинное неподдельное удовольствие.

Заметим, вокально-музыкальный стержень премьеры «Кармен» 2008 года целиком держался на потрясающе фактурной и мастеровитой болгарской певице Наде Крастевой в главной партии, а Хозе в исполнении ярко выраженного лирического тенора, американца Жерара Пауэрса, предстал лишь очень аккуратным и стилистически культурным вокалистом, так и оставшись абсолютным «артистическим андрогином». На этот раз спектакль в лице Хозе и его исполнителя Тьяго Аранкама, в котором уже можно было ощутить и подлинную «теноровую породу», и вокальную стать, обрел, наконец, мощь истинно мужского темперамента: такой игрой, одновременно рафинированной и страстной, таким огнем в глазах, такой драматической аффектацией сей персонаж оперы Бизе на Новой сцене Большого театра просто никогда и не был еще наделен! Но этот огонь, этот порыв, эта страсть в нашем рассказе будут впереди. Пока же преданная Микаэла еще не разыскала своего — в начале первого акта явно мечтательного — возлюбленного... Кармен еще пока не сделала Хозе свой роковой подарок в виде цветка, который он, распрощавшись с этого мгновенья с мечтательностью, будет хранить под сердцем... И пока наш 28-летний итало-бразильский тенор еще только готовится спеть в Москве свои «арии заморского гостя», остановимся немного на его curriculum vitae.

Уроженец Бразилии, Тьяго Аранкам начал обучение пению на родине в Муниципальной школе музыки Сан-Паулу, затем продолжил его в Музыкальном университете имени Карлоса Гомеса, который в 2003 году закончил по специальности «академическое пение». Весь свой имевшийся на то время репертуар он подготовил под руководством маэстро Бруно Роччеллы, уроженца итальянского Поццуоли, концертмейстера и дирижера, обосновавшегося в Бразилии и впоследствии ставшего одной из ключевых фигур в музыкальной жизни Сан-Паулу. В 2004 году в возрасте 22-х лет Тьяго Аранкам удостоился престижной Премии «Открытие» в Белене (Бразилия) на V Международном вокальном конкурсе имени выдающейся бразильской певицы Биду Сайян (1902 — 1999). В октябре того же года он был приглашен пройти курсы усовершенствования вокальной техники в Академию молодых певцов при театре «Ла Скала» и стал первым бразильцем, обучавшимся в ней. Заметим, в то время ею всё еще руководила выдающаяся турецкая певица Лейла Генчер (1928 — 2008), одна из звезд «Ла Скала» и легенд бельканто второй половины XX века. Именно здесь, в Милане, он и нашел своего нынешнего вокального педагога — маэстро Винченцо Манно. «Академическим» дебютом Тьяго Аранкама на сцене «Ла Скала» стало его участие в оперном концерте 27 февраля 2005 года. После этого он продолжал выступать в подобных вечерах, а также выходил в ряде оперных постановок театра, исполняя эпизодические второстепенные роли. 24 июня 2007 года молодой певец получил Диплом оперного певца Академии «Ла Скала». В декабре 2007 года состоялся его важный итальянский дебют в качестве исполнителя главной партии в оперном спектакле. Ею стала партия Роберто в «Виллисах» Пуччини, с большим успехом спетая им в Новаре (Teatro Coccia) и в Мантуе (Teatro Sociale). В Больцано, в рамках Фестиваля «Легкая муза» («La musa leggera»), он получил не менее престижную (чем у себя на родине) награду итальянской области Трентино — Альто-Адидже «Восходящий оперный талант 2007/2008», которая была присуждена ему Оперной ассоциацией «Объектив» («L’Obiettivo»). В 2008 году на конкурсе «Опералия» в Квебеке наш герой одержал, пожалуй, самую главную в своей жизни победу, ибо попал в поле зрения всемогущего Пласидо Доминго, одного из ведущих мировых игроков на поле открытий молодых вокальных талантов. В тот год на «Опералии» Тьяго Аранкам собрал весьма неплохой «урожай»: стал лауреатом II премии, а также обладателем Приза за лучшее исполнение сарсуэлы и Приза зрительских симпатий.

В сезоне 2008/2009 певец дебютировал в Вашингтонской национальной опере (партия Хозе в «Кармен»), в Опере Франкфурта (Каварадосси в «Тоске» Пуччини), в туринском Teatro Regio (Маурицио в «Адриенне Лекуврер» Чилеа). В сезоне 2009/2010 дебютировал в Teatro Massimo в Палермо в партии Измаила («Набукко» Верди), спел Каварадосси в Teatro Perez Galdos в Лас-Пальмасе (Гран-Канария), Хозе в Польской национальной опере, Пинкертона и Луиджи в операх Пуччини «Мадам Баттерфляй» (Дворец искусств Валенсии) и «Плащ» (Латвийская национальная опера). В первой половине нынешнего сезона дебютировал в Опере Сан-Франциско в «Сирано де Бержераке» Альфано (партия Кристиана) с Пласидо Доминго в главной партии и успел исполнить партию Канио в «Паяцах» Леонкавалло в Стокгольме с Симфоническим оркестром Шведского радио. В последние два сезона летним французским фестивалем «Оперные вечера в Санксэ» (Soirees Lyriques de Sanxay) молодой исполнитель ангажировался на роли Радамеса («Аида» Верди) и Поллиона («Норма» Беллини), а этим летом снова приглашен туда на «Кармен». После Москвы Тьяго Аранкама ждет Вашингтон («Мадам Баттерфляй»), Филадельфия («Тоска») и Берлин (Deutsche Oper), выход певца на сцену которой, опять же, планируется в «Тоске». Ближе к концу нынешнего года, уже в следующем сезоне, запланировано возвращение певца на сцену Оперы Сан-Франциско в постановке «Кармен». На счету исполнителя имеется и один аудиоальбом с записями оперных арий Пуччини (8 из 11-ти треков), Верди и Леонкавалло, который так и называется «Arias» (2004, TBA Records).

Так какой же голос у нашего героя, синьора Аранкама? Официальный curriculum vitae сообщает, что это tenore lirico spinto. Вряд ли в данном случае уместно говорить о спинтовости, ибо данное свойство вокальной фактуры всё же всегда остается принадлежностью чисто лирического голоса. Однако в природе звучания Тьяго Аранкама, несмотря на его молодые годы, явственно прослушивается драматическая форманта. Конечно, пока она еще очень «точечна», звонка и не отягощена «намоленным» багажом сценического и жизненного опыта. Естественно, сей голос не нарастил пока еще своей «вокально-пластичной массы», как это давно уже «успел сделать» голос маститого убеленного сединами Доминго, голос, который всё густея и густея, наконец, окончательно стал баритоном! Сегодняшнее звучание Аранкама не успело еще пока обзавестись и «бородой» испепеляющей чувственности, что также естественно, но в том что перед нами не tenore lirico spinto, а tenore drammatico, сомневаться не приходится: просто на данном этапе становления и развития этот голос закономерно проходит через свою лирико-драматическую стадию. И два вечера в Большом театре заставили почувствовать то, что этот голос уже сейчас реально обжигает своим драматизмом, пусть еще во многом наивным, но таким необыкновенно искренним и эмоциональным! Да и наличие в репертуаре Аранкама таких партий, как Радамес или Туридду, Каварадосси или Канио, для тенора lirico spinto было бы весьма проблематично! К тому же, и репертуарная подборка первого сольного диска исполнителя «Arias» также склоняет на сторону его врожденного вокального драматизма. В этом отношении весьма красноречиво то, что его действительно ярким итальянским дебютом стала именно партия Роберто в «Виллисах»!

Что касается партии Хозе, то мы как-то совершенно успели подзабыть, что она, по своей сути, — лирическая. Забыли потому, что в исполнительских традициях ХX века эта благодатная сценическая роль оказалась намертво узурпированной тенорами драматическими. На данном же, начальном, этапе карьеры Тьяго Аранкама его трактовка партии Хозе удивительно органично балансирует между лирической образностью и первозданной доверительностью еще не окрепшего, но весьма проникновенного драматизма. Внимательно вслушавшись в пение нашего героя, понимаешь, что самые сильные стороны его интерпретации заключены не в лирически окрашенных эпизодах, будь то дуэт первого акта с Микаэлой или хрестоматийная ария с цветком. Даже в завязке финальной сцены с Кармен «лирические» выразительные краски исполнителя сначала не производят должного эффекта, но когда певец «расходится в аффектации драматических кульминаций», своим вокальным и артистическим посылом буквально наэлектризовывая воздух в зрительном зале, становится понятно, что вот оно, его истинное амплуа — амплуа драматического певца и драматического героя. Иными словами, Тьяго Аранкам — бесподобный мастер драматических кульминаций. Обладая вполне уверенным диапазоном, этот голос особенно красив на forte и mezzo forte: благородно ровен, не криклив, интеллектуален и потрясающе выразителен. Если это дается певцу легко и изящно, то в лирике на piano наблюдаются определенные, но вполне преодолеваемые им усилия. К сожалению, при пользовании подобными музыкальными штрихами голос певца несколько теряет свою обертональность, которая весьма впечатляет при полновесном звучании на forte. Думается, что в силу молодости певца, этот недостаток относится к разряду устранимых. Закономерно, что артистическими кульминациями для исполнителя закономерно становятся второй и четвертый акты (отчасти — и третий). Именно в них у певца есть возможность раскрытья в полной мерее — и реализует он ее на все сто процентов!

Голос певца нельзя назвать «стенобитно» мощным, однако пространство зрительного зала Новой сцены Большого театра он заполняет вполне уверенно: слышно его очень хорошо. Боюсь, что акустический объем зрительного зала Основной сцены Большого театра «заполнить звуком» ему будет гораздо сложнее. Примерно такая же «акустическая» ситуация наблюдается и с недавней солисткой Молодежной программы, а ныне — приглашенной солисткой Большого театра Оксаной Волковой, исполнившей с Аранкамом партию Кармен в его второй вечер. Когда вы слушаете ее хабанеру, кажется, что всё — на должном музыкальном уровне: неплохой голос, вполне приемлемое владение стилем, уверенная техника. Вроде бы есть всё, но голос маленький, нет масштаба личности, масштаба настоявшей героини. Впрочем, для дебютного спектакля в качестве приглашенной солистки этим можно вполне и удовлетвориться: для Новой сцены этого может и хватить, а для Основной — решительно нет! Этот голос очень быстро устает, он весьма уязвим в быстрых темпах и проблемен на forte: оркестровую ткань ему не прорезать ни за что и никогда — этот уж точно! Напротив, Светлана Шилова, Кармен моего первого вечера, заслуживает всяческого пиетета. Так случилось, что после ее давней Весны в «Снегурочке» Римского-Корсакова, спектакля, которым как раз и открывалась Новая сцена Большого театра, эта певица на долгие годы выпала из поля моего зрения, поэтому ее интерпретация партии Кармен стала для меня настоящим «переоткрытием» некогда уже открытого. Светлана Шилова в этот вечер была хороша по всем статьям: большой сильный голос, его уверенная техническая оснащенность, высокий уровень певческой культуры, драматическая притягательность, наконец, масштаб по-настоящему большой артистической личности...

Если на первом спектакле Вадим Лынковский просто разочаровал своим Эскамильо в силу неожиданно обозначившихся у него тесситурных проблем, то через день богато фактурный, потрясающе звучащий во всех регистрах бас Дмитрий Белосельский произвел в этой партии настоящий — и заслуженный! — фурор. Если Лолитта Семенина в первый вечер изо всех сил пыталась убедить публику (но так и не убедила!), что и такая ее безликая вокальная трактовка партии Микаэлы может иметь право на существование, то Анне Аглатовой убеждать никого и ни в чем не было надобности: то что, она сумела сделать «картинку» из этой, вообще говоря, совсем невыигрышной партии, было очевидно «с первого слуха» и с первого взгляда. Ну, а то, что на этот раз дирижер Эммануэль Жоэль-Орнак, хотя он и был специально выписан из Франции, найдет полный творческий контакт с оркестром, предугадать было далеко не очевидно. Но факт остается фактом — Оркестр Большого театра под управлением французского маэстро на этот раз просто превзошел себя, поэтому необходимость «обязательного посещения» двух спектаклей «Кармен», вызванная участием в них Тьяго Аранкама, стала не просто приятной, а приятной вдвойне. Спасибо за это и тебе, Господин Большой театр! Иногда, в последнее время, правда, довольно редко, и на твоей сцене случаются музыкальные чудеса! На этот раз речь идет именно о новогодних чудесах на «Новогодней режиссерской елке для взрослых» Дэвида Паунтни, ведь последнее ее представление состоялось именно в старый Новый год 14 января...

Но фото:
Тьяго Аранкам

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Тьяго Аранкам

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ