Счастливое завершение сезона

«Золушка» Массне в «Ковент-Гардене»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Сезон 2010-2011 года в Royal Opera House в Лондоне завершен, как и полагается, балом, а именно - очаровательной, развлекательной, сказочной премьерой оперы «Золушка» рафинированного Жюля Массне по мотивам всем известной сказки Шарля Перро. Более ста лет ей понадобилась, чтобы добраться до сцены Королевской оперы «Ковент-Гарден», что весьма объяснимо: не престижно, несолидно, и опять-таки, вновь так нехарактерно для оперы – счастливый конец! Сказка! Не знаю, возможно ли было придумать лучший «десерт» после «Питера Граймса», «Макбета» и «Аиды», но зрителю, однозначно, опера пришлась по душе.

Красиво, местами - грустно, но чаще – смешно или даже потрясающе весело, особенно в тех эпизодах, где абсолютно четко прослеживается блистательная, тонкая пародия на манерный, жеманный французский аристократический двор. Постановщик Лоран Пелли, а он также сделал эскизы костюмов, - «оторвался» на славу! И я его понимаю, упустить эту возможность было бы просто непростительно! Между англичанами и французами, а также шотландцами, валлийцами, ирландцами, по моим многолетним наблюдениям, сложилась та же «любовь» и «дружба», что у нас с украинцами или грузинами на текущий момент. Очень все-таки хочется верить, что во времена оные мы действительно любили друг друга и не держали камня за пазухой.

1/5

Так вот, костюмы – все одного цвета - бордо, но столь разной конфигурации и дизайна, напоминающие все возможные геометрические фигуры, а также варианты на свободную тему, как, например «а ля бутылка» или «а ля елка». Фантазии Пелли стоит отдать должное!

Где он набирался вдохновения? Я предполагаю, в английских, а также французских садах, которые пытаются перещеголять друг друга оригинальностью и непредсказуемостью форм флоры.

Но француженка-сценограф Барбара де Лимбург тоже не осталась в стороне, создав очень скромные, даже слегка аскетичные декорации, пытаясь, видимо, подчеркнуть неброскость и скромность английского королевского двора. В моих глазах, эта скромность и некоторая воздержанность всегда выгодно отличали англичан от других монархов. Может быть, именно поэтому здесь, в отличие от Франции и России, несмотря на также имевшую место кровавую революцию, монархий удержалась до сих пор. Тем не менее, – и такие декорации пришлись к месту.

Я обожаю мелодичную музыку Массне, хотя в «Золушке» лаконичность высказывания и зачастую слишком подвижные темпы не производят того привычного для «Ковент-Гардена» впечатления, благодаря которому чувствуешь невероятное очищение, душевный подъем, но – слово из песни не выкинешь, ноты – не перепишешь! Французский дирижер Бертран де Билли, главный дирижер симфонического оркестра Венского радио, дирижировавший Королевским оркестром впервые после десятилетнего перерыва, сделал все возможное, чтобы слушатель был доволен.

В этой опере мне не хватило тенора! Мне отчаянно хотелось услышать тенора, но очаровательного принца исполняла...певица, британкa Элис Кут. И хотя сочетание ее меццо-сопрано и сопрано Джойс Ди Донато (Люсетта-Золушка) звучало довольно-таки оригинально... но, консерватор в душе, я отдаю предпочтению традиционному.

Мадам мачеху, супругу Пандольфа, отца Золушки, исполняла знаменитая польская контральто Ева Подлесь. Она была просто очаровательна в своем далеком от очарования образе несправедливой, жестокой мачехи-тиранши. Ее дочери – Наоми, спетая Мадлен Пьерар из Новой Зеландии, получившей, однако, образование в Англии, и Дороти, исполненная эстонкой Каи Руутель, вместе с «мамá» создали поистине комическую троицу – озорные, веселые и совсем незлобные. Актрисы удивили зрителя как своим вокальным мастерством, так и сценической выразительностью.

Их «папá» в исполнении Жана-Филиппа Лафонта, на счету которого более ста представлений на таких мировых сценах, как «Метрополитен-опера», «Ла Скала» и другие... был, однако не столь выразителен, как того можно было бы ожидать.

Волшебница-Фея – американка кубинского происхождения Эльиз Гутиэррес, без сомнения, произвела впечатление. Ее кристально чистое, светлое сопрано весьма соответствовало той возвышенной и благородной роли, которую она исполняла. Всегда в окружении своих эльфов-светляков, одетых в те же платьица, что и бедная Люсетта, но с фонариками в руках, они – все вместе - создали удивительно сказочную, почти рождественскую, предновогоднюю атмосферу, когда хочется верить, что чудеса случаются, если не в жизни, то хотя бы на сцене.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Элис Кут, Жюль Массне

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ