Гала-концерт в Михайловском театре: «Мост Дрезден-Петербург»

Гала-концерт в Михайловском театре: «Мост Дрезден-Петербург»
Оперный обозреватель

В наступившем 2011 году исполняется 50 лет с тех пор, как Дрезден и Ленинград стали городами–побратимами. Именно эта дата стала поводом для большого гала-концерта в Михайловском театре.

Вообще просто удивительно, сколько общего объединяет два города-побратима, один из которых получил в литературе название «Флоренция на Эльбе», а другой – «Северная Венеция». Любопытно, что название «Дрезден» имеет славянские корни; в своё время будущий город был рыбацким посёлком сербо-лужицких славян. Дрезден в Германии, как и Санкт-Петербург в России, являются самыми посещаемыми иностранными туристами городами; оба славятся своими памятниками архитектуры, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств, историческими библиотеками и университетами, мостами над Эльбой и Невой…

Тесная дружеская связь и множество исторических событий веками связывают Саксонию, и в особенности Дрезден, с Санкт-Петербургом – и отсчёт этому, наверное, был положен ещё многолетней дружбой Августа Сильного и Петра Великого. Несколько лет в городе на Эльбе жил великий русский писатель Фёдор Достоевский; в Дрездене родилась его дочь, и здесь он написал роман «Вечный муж» и первую редакцию романа «Бесы». Петр Столыпин в Дрездене родился и был крещен.

Ещё более впечатляет музыкальное содружество городов; в XIX веке постоянной практикой было приглашение русских музыкантов для концертов в Дрезденской опере. Чайковский часто дирижировал оркестром дрезденской Филармонии, а его произведения на сцене «Semperoper» по сей день радуют зрителей. Такие известные композиторы, как Рубинштейн и Рахманинов, не просто выступали в Дрездене, но и жили, вели здесь активную творческую жизнь. Прощаясь с Дрезденом, Рубинштейн издал цикл фортепианных произведений, посвященных городу, под названием «Souvenir de Dresde». Сергей Рахманинов, вместе с семьей проведший зимние месяцы 1908 года в Дрездене, ценил живые музыкальные традиции города и охотно писал здесь новые произведения. Именно в Дрездене он написал симфонию № 2, фортепианную сонату № 1 и симфоническую поэму «Остров мертвых».

Саксонского художника и профессора Академии искусств Роберта Херманна Стерла и русского пианиста и композитора Александра Скрябина соединяла тесная дружба. Они познакомились в 1911 году в Дрездене. До смерти Скрябина в 1915 году они делили свою любовь к музыке и живописи импрессионизма. Роберт Стерл создал самые известные портреты Скрябина, которые хранятся в «Музее гравюры на меди», в картинной галерее современных мастеров, а также в доме им. Роберта Стерла в Саксонской Швейцарии. Дмитрий Шостакович, будучи в Дрездене, написал одно из самых своих известных произведений – струнный квартет № 8.

В праздничном концерте, помимо хора и оркестра Михайловского театра, были задействованы «ударные силы»: шведское сопрано Ирен Теорин, немецкий бас Рене Папе, почти «прописавшийся» в Михайловском театре тенор Нил Шикофф, а также Елена Образцова и баритон Сергей Лейферкус.

Владимир Юровский – всемирно известный музыкант, представитель русской дирижерской школы, в Петербурге выступил впервые. Кроме того, он взял на себя ответственность за «концепцию» гала-концерта. Юровский хорошо известен в Европе и в Америке как любитель сложных концертных программ, и в интервью одному из телеканалов он заявил: «В гала-концертах обычно вообще нет концепции – они проводятся по принципу «сборной солянки». Но меня этот формат не устраивает…».

Увы, та программа, которая устраивала проповедника современной музыки и любителя сложных концертных программ, не смогла устроить высоких гостей – премьер-министра РФ Владимира Путина и петербургского губернатора Валентину Матвиенко. Начнём хотя бы с того, что они не вспомнили о пресловутой немецкой пунктуальности и явились в театр на полчаса позже объявленного времени. Публика изнывала…

В общем, из двух отделений и тринадцати номеров по концепции Владимира Юровского, де-факто в программе остались семь номеров, легко уместившихся в одно отделение. Согласно основной идее концерта, музыка была написана в Дрездене и Петербурге, либо исторически связана с этими двумя культурными столицами – правда, не совсем понятно, как в программу попали Прокофьев и Мусоргский, но не будем столь придирчивы.

Главным, наверное, оказалось другое: дебютировавший в Петербурге Владимир Юровский ничем «особенным» публику не покорил. Кстати, в этом концерте над сценой располагался огромный экран, на который транслировались крупные планы солистов, оркестрантов и самого дирижера, что позволяло меломанам во всех деталях ознакомиться с техникой маэстро.

Юровский, бесспорно, хороший музыкант, превосходный аккомпаниатор – но по всей видимости, на Западе он привык иметь дело с оркестрами, которые «играют сами». Поэтому, например, четвёртая картина из «Пиковой дамы» или сцена коронации из «Бориса Годунова» – то есть, вещи оркестру хорошо знакомые и «сделанные» коллективом ранее с другим дирижёром – прошли просто блестяще; Юровский мог спокойно музицировать. А вот незнакомый для оркестра Михайловского театра репертуар (увертюра к «Летучему голландцу» Вагнера или, например, знаменитый терцет из «Кавалера розы» Р. Штрауса) звучал не самым блестящим образом.

Хотя к акустике претензий нет: специально к дате концерта в театре установили уникальную акустическую раковину-бокс, спроектированную и сделанную в Англии. Специальные щиты особой формы были подвешены над сценой и установлены в кулисах; они отражают звук, как бы не позволяя ему «утекать» в колосники и закулисную часть сцены.

В четвёртой картине из «Пиковой» упомянутый выше большой экран сыграл с Нилом Шикоффым забавную шутку: когда, как бы в аффектации, его Герман отбегал к дирижёрскому подиуму, на экране было отчётливо видно, что он спрашивает у г-на Юровского текст – ну а последний, разумеется, его подсказывает.

А вот сопрано Ирен Теорин, наоборот, выучила фрагмент партии Лизы буквально накануне, и ни слов, ни нот не забыла. Она обладает очень большим, настоящим «вагнеровским» голосом – оставалось только сожалеть, что в концерте она исполнила не объявленную в программе арию Елизаветы “Dich, teure Halle” из «Тангейзера», а только Балладу Сенты из «Летучего голландца». Сергей Лейферкус спел арию Вольфрама весьма культурно, но несколько отстранённо, не поразив публику ни голосом, ни проникновением в образ своего героя.

В то время, пока высокие гости и петербургские меломаны праздновали юбилей городов-побратимов, Елена Образцова отметила собственный день рождения выходом на сцену в своей коронной партии Графини. В этой роли Образцова до сих пор отличается каким-то особым магнетизмом и могучей харизмой – чего, к большому сожалению, уже нельзя сказать о голосе. После завершения концерта певицу поздравили с днем рождения коллеги-артисты, в их числе Рене Папе, Сергей Лейферкус и маэстро Юровский, а Владимир Путин вручил Елене Образцовой Почетную грамоту правительства России и преподнёс букет цветов.

В общем, наиболее сильное впечатление произвели, как ни странно, четвёртая картина из «Пиковой» и сцена коронации из «Бориса Годунова». Когда Рене Папе вышел на сцену и запел, то его голос, по сравнению с другими солистами, показался раза в два крупнее и объёмнее – а ведь у Теорин и у Шикоффа голоса никак «камерными» не назовёшь!

Для открытия вечера художник-постановщик концерта Глеб Фильштинский смонтировал десятиминутный фильм о Петербурге и Дрездене; оркестр же в это время исполнял некую «нарезку» из музыки Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Штрауса, Генделя и других композиторов. Если бы концерт открывался какой-нибудь торжественной увертюрой или симфоническим фрагментом – возможно, впечатления были бы другими. Но в данном случае, объективности ради, следует признать досадный и не очень приятный факт: в этот раз оркестр так и остался в роли пусть и очень хорошего, но аккомпаниатора.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ