Тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга» на сцене Финской оперы

Тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга» на сцене Финской оперы
Оперный обозреватель

Наш автор Ян Коваленский недавно побывал в Финской опере на постановке «Кольца нибелунга». Его материал весьма живописно и подробно, хотя и несколько восторженно, характеризует новую постановку «Кольца». Вызывают интерес и имена исполнителей главных ролей, многие из которых упоминаются на нашем сайте впервые.

Летом и осенью 2011 года в Хельсинки на сцене Финской оперы дважды была показана знаменитая тетралогия Вагнера. Идея поехать в Хельсинки и послушать «Кольцо» возникла сразу, как только я узнал, что руководителем постановки и дирижёром будет выдающийся финский музыкант – композитор, дирижёр и блестящий оратор Лейф Сегерстам. Сценический вариант осуществил немецкий режиссёр Гёц Фридрих, состав исполнителей был международный – финские, шведские, немецкие и английские певцы. Свои впечатления я предлагаю читателям журнала.

Здание финской оперы построено около 20 лет тому назад и расположено на севере Хельсинки на берегу озера. Его внешний вид вполне урбанистический, но внутри зал уютный, вместительный и удобный – широкий партер и три яруса. Акустика прекрасная. Оркестр оперы весьма хорош и для постановки Вагнера был полностью укомплектован. Режиссёр трактует тетралогию в модном нынче вкусе: действие происходит как бы в наши дни, точно время не устанавливается, но поведение и внешний облик персонажей вполне соответствуют современным людям. Никаких богов нет, скорее это семейная сага, и на сцене есть всё – любовь, ненависть, предательство, скандалы и т.п. Эта концепция режиссёрски проработана и тщательно показана, герои достаточно убедительны. И публика внимательно следит за действием, моментами кажется, что это настоящий детектив. Очень продуманы и костюмы персонажей, что для этой постановки оказалось чрезвычайно важным: Вотан (его поёт норвежский баритон Терье Стенсвольд) – высокий представительный мужчина, вальяжного вида, с лицом дога, одетый в эффектную военную форму – сапоги, брюки галифе, плащ и т. д. Но в конце тетралогии у него понурый вид, полунищенская одежда и от дородности нет и следа. У певца красивый и сочный голос, он им владеет, хотя уже не молод. Кстати, поёт Стенсвольд во многих оперных столицах в сочинениях Моцарта, Бетховена, Вагнера, Пуччини. Фрику пела финская певица Лилли Паасикиви – красивая, роскошно одетая высокая женщина. У неё большое меццо-сопрано с хорошими высокими нотами. Когда она начинает спорить с Вотаном на ней изумительное меховое манто с лисицей и эффектная шляпа. Красивая пара! Другие, так называемые боги, выглядят весьма прозаически – просто люди с их заботами и волнениями. Например, Фрейя, сестра Фрики (эту роль исполняла Паулина Линносари). По Вагнеру она обеспечивает богам их молодость и свежесть. Здесь это молодая и очаровательная девушка в элегантном платье, увы, далёкая от каких-то проблем, которыми озабочены главные герои. Кстати, всех богов исполняли в основном финские певцы – пели ровно с пониманием и хорошей артикуляцией. В роли Эрды также финская певица Сари Нордквист, обычное меццо-сопрано, но её появление и пророчества были поставлены замечательно: она появлялась из глубины сцены вся закутанная в шаль и свои волосы и постепенно раскрывалась перед зрителями. В партии Логе также был занят финский певец, тенор Йорма Силвасти, он поёт в театре более 20-ти лет, а на сцене более 30-ти. Голос характерного тембра уже поизносился, но звук артист доносит хорошо, изображает бывалого «малого», умеет всё улаживать. И не случайно Вотан его приглашает участвовать в различных трудных операциях. Сцены с двумя карликами – Миме и Альберихом – чрезвычайно экзотичны, да, в общем, они здесь и не карлики, а гнусного вида персонажи, жаждущие урвать что-то в жизни. Всех ненавидящие и всех проклинающие мерзопакостные типы.

Начало оперы «Золото Рейна», где русалки и Альберих боролись за владение золотом Рейна, поставлено замечательно. Реки и воды на сцене нет, но создаётся полное впечатление плавания русалок в реке.

Главные исполнители в «Валькирии» были тоже высокого класса. В роли Брунгильды – очень хорошая английская певица Кэтрин Фостер. Она училась пению в Бирмингемской консерватории и поёт эту партию во многих странах, также в её репертуаре Леонора (Фиделио), Донна Анна, Сента, Турандот, Елизавета в «Тангейзере» и др. У неё большой и красивый голос с яркими верхами, отменное голосоведение, прекрасная внешность и ещё масса достоинств и вокальных, и сценических. Всех остальных валькирий исполняли молодые финские певицы с хорошими голосами и прекрасной внешностью, одетые в модные комбинезоны. Когда они поют вместе, это производит неизгладимое впечатление. Все эти сцены – валькирии и Вотан, их споры и финал оперы сделаны на высочайшем сценическом и музыкальном уровне.

Валгалла представляет собой огромный «зал», куда все валькирии доставляют погибших героев, все они лежат на носилках абсолютно обнажённые (как мне показалось это были не муляжи, а живые люди). Однако сделано всё замечательно и без пошлости. Зигмунда и Зиглинду исполняли довольно молодые финские певцы, также молод был и Хундинг. Все сцены с ними были обставлены очень лаконично и просто. По замыслу режиссёра они – обычные люди. Финал «Валькирии» и дуэт Вотана и Брунгильды был спет с огромным накалом: здесь нежная отцовская любовь и тоска, преданность любящей дочери и её отчаяние – всё это выражено очень ясно и вокально убедительно.

Пора сказать о главном человеке в этих спектаклях, который всех вдохновляет и всё аккумулирует – это музыкальный руководитель и дирижёр Лейф Сегерстам. Крупная личность, он сумел донести замыслы Вагнера до слушателей убедительно. Оркестр высокого класса. У него мощное и в то же время ровное звучание, звуковой баланс замечателен, нежен звук скрипок и альтов, а группа виолончелей играла особенно ярко. Иногда были проблемы у духовых инструментов, но в целом они тоже справились со своей задачей. Дирижёр любит акцентировать и выделять определённые темы, например, в сцене «Ковки меча» звук был очень насыщенный и, тем не менее, основная тема звучала ещё ярче, как набат. В кульминационных моментах оперы и в сложных дуэтах дирижёр не сбавляет накала звука и не делает послаблений для певцов, и вокалисты должны, как говорится, выкладываться до конца. У многих это получается, например у К.Фостер и Т.Свенсвольда. Но в то же время, нужно сказать, что излишней форсировки звука оркестра не было. Всё это говорит о мастерстве дирижёра. Все известные симфонические эпизоды, как например, «Путешествие Зигфрида по Рейну», «Ковка меча», «Полёт валькирий» и другие звучали как-то по-новому, хотя узнаваемость музыки очевидна, но она казалось свежей и не заигранной. После окончания каждого из спектаклей публика устраивала шумные овации дирижёру, все вставали и стоя провожали Сегерстама.

Несколько слов о «Зигфриде». Его поёт немецкий тенор Юрген Мюллер. Он закончил консерваторию имени Мендельсона в Лейпциге в 2000 году, с успехом поёт в операх «Фиделио», «Лулу», «Парсифаль», «Саломея», «Енуфа» и др. У него крепкий и ровный голос, прекрасный посыл звука и очень хорошая артикуляция. Он изображает молодого и неформального современного героя и одет как обычные молодые парни. Первое и второе действия «Зигфрида» он исполнил прекрасно, его путешествие по лесу и встреча с птичками, его взросление и огромный дуэт с Миме – всё было сделано по высшему разряду. Сцена ковки меча также спета здорово. Звук Мюллера заполнял весь зал, он был и зычным, и нежно-прекрасным. Встреча с великаном-чудовищем интересно поставлена и смотрелась как современный триллер. Но к третьему действию, где у певца большой дуэт с Брунгильдой, его голос просто «сдох». Он не мог петь, и просто, как говорится, декламировал текст. Дуэт, к большому сожалению, был провален. В роли Миме – английский певец Колин Джадсон. Это единственная замена во всей тетралогии, так как в «Золоте Рейна» Миме пел другой певец. И это было отлично – у Джадсона большой голос с несколько характерным тембром. Дуэт двух теноров – чудесный ход Вагнера. Интересной оказалась и придумка режиссёра: молодой герой, открытый миру, и немолодой антигерой, злой и коварный, но умный, и никакой не карлик по виду. Было какое-то соревнование во время их пения. Оба тенора звучали просто блестяще! Джадсон окончил Гудхолл-школу музыки в Лондоне и много поёт в Англии, Германии, Франции в операх Моцарта, Верди, Р.Штрауса, Бриттена. Автор статьи слушал его в Ковент Гардене, и всегда восхищался его интерпретациями.

«Гибель богов» - последняя опера из тетралогии Вагнера. Оркестр был, как обычно, великолепен. В пении же ощущалась какая-то усталость, как мне показалось. Начиналось представление со сценами трёх норн. Их пели финские певицы (одна из них Сари Нордквист). Выглядели они довольно прозаически, и передавали друг другу своеобразную нить судьбы. Вообще, для всей постановки характерно большое внимание к слову, к тексту и немецкий язык у большинства певцов почти безупречен. А на верхних табло даётся перевод на финский и шведский языки, так как оба языка являются государственными. Сцены Гунтера и Гутруны были поставлены просто. Их пели молодые финские певцы Томми Хакала и Женни Латтила. Ясные и хорошие голоса, но у Хакала баритон, а для этой партии всё же нужен бас. Брат, и сестра выглядели довольно трогательно. Но вот появляется на сцене выдающийся бас Матти Салминен, исполняющий партию Хагена. Описать его выход и пение невозможно. Никакой форсировки голоса, я смотрел в бинокль на него, не отрываясь, и минутами мне казалось, что певец вообще не открывает рот, а голос льётся откуда-то с небес, легато бесподобное и фразировка волшебная. Жаль только, что партия не очень большая. Как тут не вспомнить великого К.С., что нет маленьких ролей! Его игра, коварство поведения и манера общения с вассалами – всё это высший класс сценического совершенства! Овации были сумасшедшие! Уже после окончания спектакля, анализируя всё слышанное и виденное, я понимаю, что у Салминена уже нет прежней силы голоса и тембр потускнел, но мастерство – небывалое. Как теперь говорят – харизма! Зигфрид и Брунгильда пели замечательно, Ю.Мюллер полностью восстановил свою вокальную форму после «Зигфрида» и его сцены с Брунгильдой были хороши. Все сцены охоты и убийство Зигфрида Хагеном поставлены без ложной патетики и напоминают современные варианты сведения счётов различных кланов и бандитов, которые непрерывным потоком идут на экранах. Ты сделал своё дело (убил дракона), и ты уже нам мешаешь! Очень интересно поставлена сцена встречи Брунгильды и Вольтрауты, которую пела Лилли Паасикиви. Их голоса тембрально были не схожи, но в этой несхожести была заложена красота. Их пение – праздник вокала! Появление русалок и их стенания по поводу золота Рейна и мольба к Зигфриду создавали (как и в «Золоте Рейна») полную иллюзию реки и воды. Вообще, сценических эффектов в постановке было немало, чего стоит только огонь, окружавший спящую Брунгильду, причём «горел» весь овал сцены, а при этом Вотан медленно удалялся от своей дочери, объятой пламенем! В Голливудских блокбастерах такого не увидешь! А рабы в кандалах, копошащиеся на дне сцены по повелению Альбериха под надписью «danger»; и огнедышащий дракон, которого убивает Зигфрид, а порхающие птички по деревьям и др. Всё это сделано на очень высоком техническом уровне. И, конечно никакой «вампуки», которой грешат многие оперные сцены. Решение сценических и вокальных задач исходило от музыки, было связано с либретто и, конечно, подчинено музыке Вагнера. А это самое ценное. Сама постановка, перенесённая в нашу эпоху, производит глубокое и незабываемое впечатление – перед зрителями развёртывается картина мира, которая понятна всем и каждому. А слушать гениальную музыку Вагнера – это несравненное удовольствие. Я пережил счастливые дни в Финской опере.

На фото: Т.Стенсвольд в роли Вотана.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Кольцо нибелунга

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ