Рубикон не перейдён

Реквием Верди на «Площади искусств»

Иван Фёдоров
Оперный обозреватель

С 14 по 25 декабря в Санкт-Петербурге проходит двенадцатый фестиваль «Площадь искусств», основные события которого разворачиваются на сценах Большого и Малого залов филармонии. За годы своего существования этот музыкальный форум завоевал большую любовь и популярность у петербургской публики, благодаря авторитету его художественного руководителя Юрия Темирканова. Дирижёр, которого причисляют к кругу мировой дирижёрской элиты, старается приглашать в северную столицу лучших музыкантов со всего мира.

В Год Италии и Испании в России на «Площади искусств» впервые выступают оркестр и хор Королевского театра Пармы, итальянский ансамбль старинной музыки «Capella Augustana», молодые итальянцы — дирижёр Андреа Баттистони и пианист Джузеппе Альбанезе, испанский дирижёр Хесус Лопес-Кобос. Среди «новичков» фестиваля также всемирно признанные певцы Лео Нуччи и Даниэла Барчеллона, молодые пианисты Николас Ангелич и Аими Кобаяши. В программе форума концерты с участием Джона Лилла, Элисо Вирсаладзе, Наталии Гутман, Ефима Бронфмана, Дмитрия Хворостовского, Валерия Гергиева.

«Изюминкой» фестиваля обещает стать первое выступление в России старейшего коллектива Швейцарии — Люцернского симфонического оркестра — с недавно написанным по заказу оркестра сочинением Вольфганга Рима «Близкое далёко» (Комментарий к Первой симфонии Брамса). В рамках фестиваля даже запланирована конференция «Вольфганг Рим и пути развития современной музыки» с участием швейцарских и русских музыковедов!

Одним из главных событий зимнего фестиваля стали первые в России гастроли Королевского театра Пармы (Teatro Gegio di Parma), музыкальным руководителем которого с 2009 года является маэстро Темирканов. Основанный в 1829 году театр по сей день сохраняет традиции итальянского вокального искусства. На его сцене преимущественно исполняются оперы Россини, Беллини, Доницетти и, в первую очередь, Джузеппе Верди, родившегося неподалеку от Пармы. Тем интересней было услышать 16 декабря Реквием этого композитора в исполнении хора и оркестра театра и международного квартета солистов: Димитры Теодоссиу, Даниэлы Барчеллоны, Стефано Секко и Александра Виноградова.

Несмотря на то, что реквием по тексту связан с католической церковной заупокойной службой, шедевр великого композитора по своему эмоциональному строю не отличается  умиротворением и благочестием. Это — не исповедь, но музыкальное воплощение драмы человека в конце жизненного пути, в котором слышны страх смерти, отчаяние, крик... и покорность судьбе. Реквием Верди стилистически связан с его последними операми, не случайно, что, впервые прозвучавший 22 мая 1874 года в Милане, в соборе Сан Марко, с тех пор он исполняется на концертных площадках.

Необычайно трудно на протяжении почти двух часов, которые длится произведение, сохранять огромный энергетический заряд, ни на секунду не отпуская внимание слушателя. Драматургия сочинения такова, что даже немногочисленные паузы усиливают эмоциональное напряжение. Реквием необходимо исполнять на пределе возможностей, и музыканты должны отдаться ему без остатка, до последней «капли крови», только тогда интерпретация может стать конгениальной  или хотя бы приблизиться к замыслу композитора. Только в этом случае в конце произведения слушателя охватывает чувство катарсиса, и он уходит с концерта обновленным и облагороженным.

К сожалению, с этой сверхзадачей большому коллективу музыкантов удалось справиться лишь частично. Причины? Их, на наш взгляд, несколько...

Одна из главных состоит в том, что пармский оркестр и хор все-таки не являются коллективами экстра-класса. Да, они аккуратны, прилежны, даже «культурны», если хотите... Унисоны — почти хороши, быстрые темпы — почти устойчивы, хоровое звучание — почти выровнено тембрально, сложнейшие туттийные эпизоды — почти вместе. Кругом эти «почти», которые очерчивают тонкую грань между искусными ремесленниками и подлинными мастерами. И даже высокий уровень дирижера Темирканова не помог итальянцам перешагнуть этот Рубикон.

Другая причина — в неоднородном составе солистов. В первую очередь хочется отметить высокий исполнительский уровень нашего соотечественника баса Александра Виноградова. Выпускник Московской консерватории, работающий в Германии, блеснул завидной вокальной культурой в сочетании с благородным тембром голоса. Можно лишь посетовать на некоторую отстранённость, недостаточную эмоциональную наполненность высказывания. Хороша была знаменитая исполнительница россиниевских партий  Даниэла Барчеллона — вот уж поистине «медовый» голос и королевская стать! А вот не менее знаменитая Димитра Теодоссиу стала одним из главных разочарований вечера. Пение вполсилы, некачественные верхние ноты и нижний регистр, неудачное, на наш взгляд, исполнение заключительного Libera me. Либо это был не её день, либо лучшие годы певицы, увы, позади... Тенор Стефано Секко продемонстрировал много старания, но небольшой и малоинтересный голос с зажатым верхом диссонировал с голосами других солистов.

И, наконец, нужно признать, что музыкантам попросту не хватило сил на всё произведение. И если первая половина Реквиема была исполнена на очень хорошем уровне, то, начиная с хаотичного Sanctus, воздействие на слушателей становилось всё меньшим...

Фестиваль набирает ход. Впереди — уже упоминавшаяся российская премьера сочинения Вольфганга Рима (20 декабря), вокальный вечер Дмитрия Хворостовского (21 декабря), бетховенские сонаты в исполнении Наталии Гутман и Элисо Вирсаладзе (22 декабря), Седьмая симфония Малера в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (24 декабря). Закрывает форум Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.  Под управлением Юрия Темирканова прозвучат Вторая симфония и Второй фортепианный концерт Брамса (солист — Ефим Бронфман).

До встречи на «Площади искусств»!

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ