Красота и пустота

«Ирис» Масканьи в театре Филармонико в Вероне

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Красота и пустота: два слова, которые гулко прозвучали в голове, когда окончился первый акт оперы «Ирис» в веронском театре Филармонико. Было бы справедливее поменять порядок слов: сначала пустота, ибо красно-золотой зал театра не был заполнен даже наполовину, потом красота, ибо сценография Пьер Паоло Бислери не только прекрасна, но минималистски рафинированна, и взгляд от нее оторвать невозможно.

Опере Масканьи на японский сюжет так и не удалось снискать популярности, темпераментному уроженцу Ливорно так и не удалось создать ничего даже близко стоящего к его первому творению, «Сельской чести», и он навсегда остался «композитором одной оперы».

1/8

«Ирис», опера полностью в духе времени (достаточно вспомнить несравненно более знаменитую и успешную «Мадам Баттерфляй» Пуччини) и на либретто того же Иллики, страдает монотонностью и вялостью и не может похвалиться яркими кусками, способными завоевать сердце меломана. История нежной и до невероятия наивной девушки Ирис, дочери слепца, ставшей предметом эротических притязаний пресыщенного представителя знати Осаки, им похищенной и оказавшейся в публичном доме, заканчивающейся смертью несчастной под лучами солнца и превращением в цветок, что получает ее имя, никак не может набрать драматическую силу и взлететь, а претензии творческого союза Иллика-Масканьи на создание итальянской параллели символизму Метерлинка-Дебюсси предстают бессильно-провинциальными.

Пьер Паоло Бислери не дал увлечь себя фальшивой экзотикой в псевдояпонском духе: сценография трех актов различна, но одинаково элегантна и отмечена хорошим вкусом. Первое действие наиболее классично, и самым прозрачным образом апеллирует к театру кабуки, второй переносит зрителя в наши дни, в мегаполис, где люди носят современное платье, в третьем взамен публичного дома мы видим переполненный бар, основной приманкой которого являются почти полностью раздетые девицы, танцовщицы в стиле лап-данс, извивающиеся вокруг шестов. Именно в этом месте и выставлена напоказ несчастная Ирис, и именно там проклинает ее слепой отец.

Часто случается, что эксперименты представителей «режоперы» с классическими творениями вызывают возмущение и чуть ли не слёзы у поклонников Владычицы Оперы. На сцене Филармонико возникла полностью противоположная ситуация: постановка режиссера Федерико Тьецци в союзе с Бислери украсила и улучшила не слишком интересное детище Масканьи. Режиссер обошелся с «Ирис» со вкусом и деликатностью. Источником вдохновения послужили для него манга — японские романы в картинках. Именно этот выбор придал страдающей искусственностью и излишней сентиментальностью истории Ирис естественность и убедительность на сцене.

Открывающий оперу хор поют «рабочие сцены», в задачу которых входит установка декораций. Эти декорации не что иное, как театр в театре. Тема спектакля, до начала которого остается совсем немного времени — история юной девушки, дочери нелюбимого отца, что почитает ее существование бесполезным и только и думает, как ее продать.

Тьецци ставит спектакль в гармоничном союзе со сценографом: первый акт — самый «классический», во втором стилизация присутствует в гораздо более скромной степени, сценическое движение освобождается от стилизации, использованы современные костюмы, третий — самый яркий по цвету и самый насыщенный по движению. Изумительно красив финал, смерть Ирис на рассвете, в объятиях солнечных лучей: сцена залита ярко-розовым сиянием, немногочисленные деревья кажутся сделанными из шариков клубничного мороженого...

Ракеле Станиши в главной роли явила персонаж очень убедительный, ей удалось одинаково хорошо обрисовать как обезоруживающие простоту и наивность Ирис, так и несомненное человеческое достоинство. Крепкий голос певицы не поражает индивидуальностью тембра, и верхние ноты звучат чуть «кисловато», но утонченностью фразировки она способна почти заворожить.

Сунг-Кю Парк чувствовал себя не вполне «в своей тарелке». Голос корейского тенора звонок и приятен, певец может похвалиться отчетливостью дикции, но очевидное напряжение, создавшее ощущение неуверенности, испортило впечатление.

Прославленный бас-буффо Бруно Де Симоне, которого публике гораздо более привычно видеть в россиниевских ролях, выступил в роли Киото, подарив персонажу все свое скромное обаяние, наработанную за долгие годы карьеры вокальную уверенность и верность акцентов и не имеющий цены актерский опыт.

На своем месте дирижер Джанлука Мартиненги, который дирижировал с искренностью и горячностью, яркими динамическими оттенками и оказался способен увлечь за собой как всегда превосходный хор Арены, так и оркестр.

Как часто случается в городе Ромео и Джульетты, публика не проявила особого интереса к очередному названию на афише театра Филармонико, невзирая на визуальную красоту постановки и достойный уровень исполнения. Так что слово «пустота» может быть отнесено не только к факту заполнения театра...

Foto — Ennevi

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Пьетро Масканьи

Персоналии

Ирис

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ