Памяти Федоры Барбьери

Международный конкурс меццо-сопрано в Санкт-Петербурге

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Когда в начале двадцатых чисел июля главные оперные театры обеих музыкальных столиц завершали свои затянувшиеся сезоны, в Северной Пальмире наконец-то произошло событие, которого так долго ждали, но которое несколько раз откладывалось в силу целого ряда объективных причин и весьма прозаических обстоятельств. Ничего не поделаешь: мировой экономический кризис ударил и по искусству, и в немалой степени – по музыкально-оперному. На этот раз «досталось» Международному конкурсу меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери (1920 – 2003), замечательной итальянской певицы, блиставшей на мировых оперных сценах с начала 40-х по конец 70-х – начало 80-х годов прошлого века. Памятные конкурсы, то есть конкурсы памяти выдающихся мастеров мирового музыкального театра, – лишь одна из сфер многогранной деятельности Культурного центра Елены Образцовой, основанного ею в Санкт-Петербурге в 1996 году. Первое вокальное состязание подобного рода – Международный конкурс теноров памяти Лучано Паваротти – состоялось осенью 2008 года, второе, намеченное на конец 2010-го, – лишь только сейчас.

Несмотря на то, что, по отношению к первоначальным срокам своего проведения, этот конкурс, прошедший с 21-го по 26 июля 2012 года, смог назвать своих лауреатов лишь с полуторагодовым опозданием (!), продолжение сей фирменной конкурсной линии Культурного центра Елены Образцовой, без сомнения, стало огромной музыкально значимой победой. Понятно, что сама Елена Образцова, являясь директором этого некоммерческого института, прилагает для осуществления его музыкально-творческой деятельности немало профессиональных усилий и привлекает весь свой весомый международный авторитет. Однако без кропотливой организационной работы не может состояться ни один конкурс в мире. Весьма непростой – а зачастую просто непредсказуемый – конкурсный механизм запустился и функционировал, как хорошо отлаженные часы, благодаря усилиям команды во главе с исполнительным директором Центра Виктором Бочаровым.

Конечно, можно долго сокрушаться и стенать по поводу того, что, в связи с неоднократными переносами сроков конкурса (если не ошибаюсь, последний перенос на июль этого года – третий), из первоначального состава жюри приехать смогла лишь Тереса Берганса. Ведь изначально предполагалось, что помимо председателя жюри Елены Образцовой в его состав войдут только всемирно известные меццо-сопрано: упомянутая Тереса Берганса (Испания), Криста Людвиг (Германия), Агнес Бальтса (Греция) и Тамара Синявская (Россия). Но в результате «ансамбль» жюри вместе с двумя знаменитыми меццо-сопрано международного класса составили не менее именитое сопрано Маквала Касрашвили (Россия), режиссер и художественный руководитель Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс (Латвия), а также основатель и директор журнала «Ópera Actual» Фернандо Санс Ривьер (Испания). Жаль, конечно, что на этот раз оригинально красивая идея подбора состава жюри так и не смогла реализоваться. Ведь своими корнями она уходит еще в Международный конкурс теноров памяти Паваротти, когда членами жюри, возглавлявшегося Еленой Образцовой, были сплошь тенора с мировыми именами. И всё же драматизировать ситуацию не стóит, ведь, к чести организаторов, альтернатива была изыскана вполне достойная и респектабельная.

Местом проведения Международного конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери стал удивительный по красоте зал Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга имени Глинки, одна из лучших концертных площадок города. Новейшая история этого зала ведет свой отсчет с 1 октября 2005 года, когда он распахнул свои двери для публики после скрупулезной капитальной реконструкции. Выдержанная в стиле парадного зала итальянского палаццо, эта площадка и сегодня покоряет обновленной красотой своего декоративного убранства: изящной лепниной, сияющей позолотой, необычностью отделки стен (со вставками огромных мраморных панелей) и наборного «шашечного» орнамента потолка. И, конечно же, этот зал не перестает восхищать своей замечательной акустикой. Так что условия для выступлений конкурсанток были созданы, можно сказать, просто царские!

Очевидно, если бы обсуждаемый конкурс меццо-сопрано состоялся в первоначально предполагаемые сроки, то и состав его участников, и их количество, и распределение лауреатских мест могли бы быть совсем иными. Но история, в том числе и музыкальная, сослагательных наклонений, как известно, не терпит. Статистика состоявшегося состязания такова: из 49-ти участниц, представленных в буклете, приехали в Санкт-Петербург и приняли участие в жеребьевке 37 человек, а число участниц, фактически выступивших на конкурсе – 35. Из них представительниц России – 28 (подавляющее большинство); Украины – 3; Белоруссии – 2; Азербайджана – 1; Германии – 1. Как видим, состав участников обширной интернациональной географией отличиться не смог, но, тем не менее, благодаря авторитетному жюри во главе с Еленой Образцовой, состязательная планка всё равно оказалась на весьма высоком международном уровне.

Конкурс, состоявшийся в его «окончательной редакции», однозначно убедил во мнении, что в принципе неплохих от природы меццо-сопрано, пытающихся делать свои первые шаги на исполнительском поприще, на белом свете не так уж и мало. В то же время выявилась и другая тенденция: благодатный вокальный материал зачастую оказывался совершенно не подкрепленным технической оснасткой и погружением в стиль исполняемой музыки. Но и это, как говорится, «еще полбеды»! Гораздо больше удручало то, что подавляющая часть конкурсанток не смогла показать свою собственную артистическую индивидуальность: участницы – кто лучше, кто в меньшей степени – старательно пели ноты, а не музыку. Увы, формула «петь музыку, а не ноты», кстати, постоянно внушаемая своим ученикам и самой Еленой Образцовой, срабатывала на конкурсе далеко не часто…

И всё же звездочки на этом конкурсе зажглись: на международном оперном небосклоне это пока лишь звезды молодые, однако у них есть все шансы через несколько лет «засиять» уже наравне с маститыми и признанными. Главное – не останавливаться на достигнутом и постоянно трудиться: работать много, неустанно, с полной отдачей. А пока назовем эти имена – все они из России – и запомним их: Ксения Леонидова (1-е место), Юлия Меннибаева (2-е место), Александра Ковалевич (3-е место). Сколько помню себя в качестве наблюдателя конкурсных состязаний, мало когда мои личные приоритеты и симпатии стопроцентно совпадали с точкой зрения компетентного жюри. На этот раз, хотя отдельные моменты промежуточного «непонимания» всё же присутствовали, «чувство глубокой удовлетворенности» финальными результатами конкурса поселилось во мне на редкость легко и непринужденно. В силу непреодолимых обстоятельств, мои непосредственно живые впечатления от конкурса оказались ограниченными лишь первым туром, второй выпал из поля моего слуха и зрения вообще, а о третьем я смог судить впоследствии лишь только по видеозаписи, любезно предоставленной организаторами. Согласно регламенту, на первом и втором турах исполнялись арии, а на третьем – дуэты из опер, причем все произведения должны были выбираться из обширнейшего репертуара Федоры Барбьери.

В последнее время в моей личной практике как-то повелось, что к прослушиваниям на разных вокальных конкурсах я присоединялся, начиная только со второго или даже с третьего тура. Однако сейчас ситуация была иной, и я рад что мне удалось услышать всех без исключения участниц, ведь первое конкурсное впечатление и оценка общей вокальной картины мне представляется чрезвычайно важной. Повторимся: на этом конкурсе было много от природы неплохих голосов, но считанные единицы творческих индивидуальностей. Именно такой эта картина и была нарисована ранее. Когда «включаешься» в конкурс со второго или третьего тура и не слышишь участников, не прошедших в следующий раунд, это одна ситуация, но когда знаешь предысторию, то ситуация совсем иная, ведь жюри надо выбрать ограниченное число конкурсантов – и зачастую за бортом остаются те, которым именно ты очень и очень симпатизируешь. Так из 35-ти человек во второй тур прошли 14. Присутствие в этом списке 10-ти участниц, на мой взгляд, никаких сомнений вызывать не могло, но наличие в нем оставшихся 4-х оказалось для меня непонятным. В то же время хотя бы в частичной корреляции с моим недоумением находится тот факт, что трое из этой четверки дальше второго тура так и не прошли, а участница, прошедшая на третий тур, явно на нем не впечатлила, усердно «трубя» всё те же самые «злополучные» ноты…

В данном контексте я намеренно не называю имен, ибо любые конкурсные неудачи – это всегда личная и очень болезненная драма каждого участника. На то он и конкурс, что все победить не могут. В силу этого хочется меньше критиковать неудачи, а больше радоваться успехам, пусть даже и «не замеченным» жюри (на самом-то деле жюри замечает всё, но конкурсный регламент – вещь неумолимая, и с ним приходится считаться). Так, на первом туре явно стоило обратить внимание и на почти контральтовое звучание Виктории Преображенской (Россия), и на «легкое» подвижное колоратурное меццо-сопрано Антонины Ревуцкой (Россия), и на вполне фактурное, хотя и явно не обработанное с точки зрения стиля, звучание сильного и достаточно богатого голоса Елены Князевой (Россия). Поскольку на прослушиваниях второго тура я не был, то и давать оценку списку из 8-ми участниц, прошедших на третий тур, просто не вправе. В то же время не могу не сказать, что трех претенденток, прошедших на второй, но не прошедших на третий тур, я с явным удовольствием вспоминаю по первому туру. Это Александра Чухина (Россия), показавшая весьма неплохую техническую выучку, но явно не добиравшая в артистизме. Это и Валентина Фетисова (Германия): единственным, но, думается, со временем устранимым камнем преткновения ее чувственно-выразительного голоса стало пение в высокой тесситуре. Это, наконец, и Жанна Смолего (Россия) с роскошным звучанием нижнего регистра, певица, которая, на мой взгляд, действительно «пела музыку, а не ноты».

Если второй тур – это естественное продолжение первого, но на более пристальной ступени отбора, то третий тур в сопровождении оркестра – это уже как бы новый конкурс с совсем иными музыкальными задачами. Они предполагают еще более акцентированное погружение в артистическую сущность вокальных портретов представляемых оперных героинь, ведь их образы должны раскрываться в живом непосредственном контакте с партнером, дирижером, оркестром. Аккомпанировал участницам третьего тура Оркестр Государственного Эрмитажа, а за его дирижерским пультом стоял итальянец Джузеппе Саббатини, в прошлом известный лирико-драматический тенор, маэстро, который не раз принимал участие в музыкальных мероприятиях Культурного центра Елены Образцовой в Санкт-Петербурге и Москве, а потому успевший стать нашим добрым знакомцем. Что и говорить, дойти до третьего тура и выступить на нем – это уже само по себе творческое достижение: если не на звание лауреата, то на звание дипломанта в качестве «утешительного приза» претендовать можно уж точно!

Когда я смог ознакомиться с видеозаписью третьего тура, принципиальных сомнений в выборе тройки лауреатов у меня не возникло. Александра Ковалевич (дуэт Амнерис и Аиды из «Аиды» Верди) по праву заслужила свое 3-е место, хотя мои личные впечатления от певицы на первом туре – несравненно более яркие. Но вот что касается распределения первого и второго мест, то – склоняю при этом голову перед высоким профессионализмом жюри – я бы, наверное, сделал рокировку между ними. Занявшая 1-е место Ксения Леонидова (дуэт Азучены и Манрико из «Трубадура» Верди) из всех финалисток предстала наиболее раскрепощенной артистически, в ее героине жила страсть и бился подлинный нерв оперы: ее очевидная музыкальность не осталась не замеченной еще на первом туре. Однако сам голос певицы – достаточно высокое меццо, едва ли не скрытое драмсопрано, поэтому ее оперные страсти были вполне профессионально сделаны, а не обусловлены природным вокальным темпераментом.

Другое дело – оказавшаяся на 2-м месте Юлия Меннибаева (дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина). Возможно, она пока чрезмерно увлекается внешней, а не внутренне-психологической стороной создаваемого образа, но ее голос – это удивительно фактурное, насыщенное обертонами подлинное меццо-сопрано: вибрации этого голоса проникают в слушательскую ауру на уровне подсознания, уже самим этим доставляя небывалое «физическое» удовольствие. Прослушав всех участниц первого тура, я сразу же сказал себе: вот оно, 1-е место, но ошибся, хотя и не намного… Приковавшая мое внимание на первом туре очень «спокойная» и технически уверенная Юлия Маточкина (Россия), на третьем туре также выступила в дуэте Кончаковны и Владимира Игоревича, но «класс» Юлии Меннибаевой, несомненно, был значительно выше. Кроме этого, на третьем туре меня порадовали своими интерпретациями еще три певицы, которые также сумели расположить к себе еще с первого тура. Это весьма яркое и чувственное колоратурное меццо-сопрано, пожалуй, даже с контральтовым отливом, Анна Кóстылева (Россия, дуэт Секста и Корнелии из «Юлия Цезаря» Генделя). Это и феерически завораживающая, темпераментная, хотя и не во всем одинаково убедительная Регина Рустамова (Азербайджан, дуэт Адальджизы и Нормы из «Нормы» Беллини). Это, наконец, и очень выразительная и вдумчивая Ольга Слепнёва (Украина, дуэт Кармен и Хозе из «Кармен» Бизе). Непростая задача выдалась на третьем туре Станиславу Леонтьеву, на мой взгляд, просто замечательному тенору и партнеру. Имена трех сопрано, исполнявших в дуэтах с конкурсантками соответственно партии Аиды, Корнелии и Нормы, я забыл сразу же по окончании просмотра видеозаписи. Но забыть «героя дня» Станислава Леонтьева, исполнившего на одном прослушивании подряд пять (!) дуэтов, просто невозможно: два раза он выходил Владимиром Игоревичем, по разу – в образах Манрико, Радамеса и Хозе…

…Федора Барбьери никогда не выступала в России, но петербургские меломаны хорошо помнят ее по участию в работе жюри Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. На нынешнем конкурсе присутствовал ее сын, который также имеет отношение к сфере музыкального театра и, как это делала в последние годы своей жизни его знаменитая мать, помогает молодым исполнителям, осуществляющим первые шаги в непростом и достаточно замкнутом мире современного оперного исполнительства. Ни для кого не секрет, что сегодня начинающему певцу войти в этот «элитарный клуб» без поддержки на начальном этапе чрезвычайно сложно – практически невозможно! В силу этого важность состоявшегося Международного конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери нельзя переоценить ни при каких обстоятельствах. Когда на оперном небосклоне зажигают новые звёзды, это нужно не только самим исполнителям – это нужно всем! А всем тем, кто живет оперой, дышит ею и не представляет себя без нее, это нужно в первую очередь. И значит, всё это необходимо в первую очередь завсегдатаям и театралам, почитателям и меломанам. Значит, всё это просто необходимо всем нам с вами…

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ