«Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова появилась в репертуаре Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко полтора десятилетия назад: премьера была приурочена к празднованию 850-летия Москвы в 1997 году. Все эти годы спектакль оставался в активной афише коллектива, даже во время реконструкции он игрался на Новой сцене Большого театра, а после оной вернулся на родную, уже обновлённую. Причина – неослабевающее зрительское внимание, каковым он пользуется: когда бы вы не пришли в Стасик на «Салтана», зал театра полон. Это спектакль для семейного просмотра, сюда ходят «всем кланом», охотно водят детей, причём не по одному разу. Не только знакомые всем с детства пушкинский сюжет и пушкинский стих, а также гениальная музыка Римского-Корсакова стабильно привлекают москвичей и гостей столицы на эту постановку, но и исключительно удачная работа режиссёра Александра Тителя и художника Юрия Устинова. Без преувеличения можно сказать, что «Салтан», наряду с «Богемой», «Эрнани», «Обручением в монастыре» и «Игроком» относится к лучшим спектаклям Тителя на московской сцене.
Режиссёру удалось здесь главное: по-новому поставить оперу, сказать своё слово в истории её интерпретаций, оставаясь при этом полностью в рамках традиции, оставаясь верным духу и букве произведения. Получился настоящий светлый праздник, который одинаково радостен для всех пришедших в зал – равнодушным он не оставляет никого. Постановщикам удалось воссоздать атмосферу произведения, выразить его сущность, не прибегая к замысловатостям режиссёрского высказывания, но в то же время быть оригинальными и новыми.
В спектакле много такого, что вызывает восхищение всякий раз, когда ты это видишь: вот здорово, как просто и одновременно талантливо это придумано! Например, город Леденец, «построенный» из хора и миманса – артисты выходят в шапках, имитирующих крыши домов и главки храмов, становятся плотной и многочисленной стеной и – вот он «город встал большой»! Никакой бутафории, никаких рисованных изб и церквей в натуральную величину, а ощущение правдоподобия и одновременно сказочности – полное. Или другой пример: небольшой выпуклый круг, сегмент шара, на котором разворачивается действие, и который периодически вращают ангелы: это и универсум именно данной сказки, это и мир царицы Милитрисы, оставленной мужем ради войны, это и остров Буян посреди океана-моря. Просто, но действенно и выразительно! А гигантские крылья-волны-облака? Они всё время присутствуют в спектакле в разных «ролях» и всегда в нём уместны, просто необходимы!
Деревья, животные надводные и подводные, дома и храмы – всё сыграно людьми и всё оживает, делается одновременно и загадочным, и понятны, близким тебе. В сочетании с талантливым световым оформление мир оперы-сказки становится очень тёплым и живым, увлекательным и каким-то интерактивным, приглашающим публику к сопереживанию происходящему на сцене. Очаровательны костюмы Ирины Акимовой, в них есть и красота, и юмор одновременно, чего добиться на самом деле не так-то просто!
Об этой талантливой работе театра можно писать ещё очень много, но о лучшем доказательстве её удачности я уже сказал – это спектакль, на который стабильно ходит публика вот уже пятнадцать лет. Для труппы «Салтан» стал важным этапом, кроме того является сегодня удобной площадкой для ввода молодёжи, для первого «боевого крещения» артистов. Спектакль 7 октября не стал в этом смысле исключением: партию Милитрисы впервые в нём исполнила Мария Макеева, выпускница ГИТИСа этого года, только что вошедшая в труппу театра.
Макеева ещё только ищет себя: в её пока немногочисленном репертуаре партии сопрано совсем разного «размера» и «от разных кутюрье». Достаточно сказать, что в «Волшебной флейте» она поёт и сложнейшую колоратурную Царицу ночи, и лиричную Памину. Теперь вот к этому списку прибавилась и героиня оперы Римского-Корсакова, традиционно являющаяся вотчиной лирико-драматических сопрано. Разброс колоссальный и хотелось бы пожелать певице всё же определиться как можно быстрее – чтоб не навредить своему голосу. А голос хороший, сильный и полётный, и с Милитрисой Макеева справляется, но всё-таки остаётся ощущение, что спета эта небольшая, но показательная партия уже на пределе: следующего шага в сторону драматического репертуара категорически делать не стоит, необходимо сосредоточиться на ролях, не столь затратных вокально, словом на репертуаре лирическом, дающим возможность голосу и артистизму развиваться естественно, без форсировки и поспешности.
Ансамбль дебютантке составили исполнители высокого уровня. Как всегда ярок и харизматичен был Дмитрий Степанович в титульной партии: голос у певца отменный, это известно всем, а его сценическое решение на этот раз не грешило переигрыванием, что иногда со Степановичем случается. Очень понравилась Дарья Терехова в партии Царевны-Лебеди: её не слишком вокально удачная Олимпия в «Сказках Гофмана» и лучше сделанная, но ещё бесконечно ученическая Царица ночи, говорили лишь о перспективной дебютантке; Лебедь же спета исключительно – мягким и одновременно звонким звуком, на полутонах, с прекрасной кантиленой. Высокопрофессионален Андрей Батуркин (Гонец), в очередной раз делающий конфетку из небольшого эпизода своего героя. У Антона Иванова (Гвидон), безусловно, сильный и яркий тенор, но пение частенько чересчур аффектированное, как бы не совсем из этой оперы.
Евгений Бражник проводит оперу с любовью – это чувствуется во всём: это не просто профессиональная работа или интересная интерпретация, это именно музыка, пропущенная через себя и поданная так, что слушателям не понравиться не может. Мир корсаковской доброй сказки раскрыт во всём его музыкальном великолепии, это мир гармонии и света, и ведомые Бражником оркестр и хор, несомненно, доносят эти ощущения и идеи до зала, радуя публику вдохновенным исполнением.
Фото с официального сайта театра
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения