Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Суми Йо или Суми Чо услышит Москва? 80-летие Кабалье. Нетребко спела Татьяну. Кончина Колина Дэвиса. «Стасик» отправляется в Китай. Второй фестиваль искусств в Одессе.

Суми Йо или Суми Чо услышит Москва?

Завтра, 17 апреля, на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко пройдёт очередной концерт фестиваля «Королевы оперы». На сей раз московскую публику ожидает встреча с искусством южно-корейской колоратуры Суми Йо. Аккомпанировать певице будет оркестр «Новая Россия» под водительством маэстро Александра Сладковского.

Выбор этой пары нельзя назвать безупречным: ни оркестр, ни дирижёр не зарекомендовали себя ранее в качестве оперных исполнителей, а петь кореянка собирается белькантовые сцены безумия, где роль оркестра – «большой гитары» столь скромна, что как с этим справятся подопечные Башмета и симфонический дирижёр из Казани – большой вопрос.

Накануне состоялась пресс-конференция певицы, на которой в ряду прочих прозвучал и вопрос о том, чем вызвана смена имени певицы? Более четверти века корейскую сопрано знают в России именно как Суми Йо: сначала она к нам приходила на многочисленных записях, а с 2004 года – и живьём, с сольными концертами. Сложилась определённая традиция восприятия этого звёздного имени в России, и зачем её понадобилось разрушать в угоду весьма странной и ложно понятой «фонетической правильности», понять весьма трудно. Ведь стоит только начать процесс переписывания-переиначивания иностранных имён, уже известных в России десятилетиями и даже столетиями, и конца-края этому процессу видно не будет!

Абсурдность этой новации фактически подтвердила своими словами и сама госпожа Йо. Да, действительно, по-корейски её фамилий звучит как Чо, или даже Чой. Но в испаноговорящих странах её величают Хо, в англосаксонских – Джо, в немецкоязычных – Йо, то есть, другими словами, никакого строго узаконенного правила нет, и каждый народ именует певицу так, как ему удобней. В заключении госпожа Йо с обезоруживающей улыбкой добавила: «Зовите меня просто Суми».

80-летие Кабалье

Величайшее сопрано 20 века, испанская мега-звезда Монсеррат Кабалье 12 апреля отпраздновала своё 80-летие. Первоначально планировалось, что этот день она проведёт в Москве – ведь было объявлено о её концерте с Николаем Басковым на сцене Кремлёвского дворца съездов. Однако планы дивы поменялись и свой юбилей она встретила дома в Испании.

Кабалье дебютировала на оперной сцене в середине 1950-х, но около десяти лет прозябала на второстепенных сценах Европы и США. О ней заговорили в 1965-м, когда она спела в «Карнеги-холл» «Лукрецию Борджиа» Доницетти, экстренно заменив Мэрелин Хорн. Её техникой бельканто с того памятного вечера не переставали восхищаться в лучших оперных театрах Европы и Америки: певица вошла в историю музыки именно как одна из лучших интерпретаторов итальянского классического репертуара. В одной из своих лучших партий Нормы в одноимённой опере Беллини она выступала в 1974 году в Москве на гастролях театра «Ла Скала».

Кабалье имеет огромный репертуар – более 120 партий, и является, пожалуй, самой знаменитой оперной певицей 20 века после Марии Каллас. Её популярности способствовали не только выступления в опере, но и эксперименты в жанре кросс-овер, в частности, широко известен её дуэт с Фредди Меркьюри, а также другими поп-исполнителями.

Нетребко спела Татьяну

Перешагнув сорокалетний рубеж, Анна Нетребко, начинавшая карьеру как колоратурное сопрано, решилась спеть главную женскую роль русского репертуара для крепкого голоса – Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского. На днях она дебютировала в этой партии на сцене Венской государственной оперы в постановке Фалька Рихтера 2009 года. Её партнёром стал Дмитрий Хворостовский – знаменитый русский баритон исполняет титульную партию в этой опере уже многие годы.

Билеты на этот спектакль заказывали за год. Два месяца назад их нельзя было достать уже ни за какие деньги. А желающие попасть на стоячие места начали выстраиваться в очередь вскоре после полудня – почти за семь часов до начала спектакля. Дирижировал серией спектаклей латыш Андрис Нельсонс. В партии Ольги выступила Алиса Колосова, а Ленского – Дмитрий Корчак.

Строго говоря, это уже не первая ходка Нетребко на территорию более тяжёлого репертуара, чем предписано природой её сугубо лирического сопрано. Но если Татьяна – это ещё не экстрим, то Леди Макбет, которую певица планирует петь в ближайшие годы, уже настоящий прыжок в бездну. Хотелось бы надеяться, что кто-то или что-то всё же воспрепятствует этому амбициозному, но весьма сомнительному намерению.

Кончина Колина Дэвиса

14 апреля в Лондоне на 86-м году жизни скончался знаменитый британский дирижёр сэр Колин Дэвис. Один из крупнейших дирижёров второй половины 20 века Дэвис внёс значительный вклад как в развитие симфонического, так и оперного исполнительства. Колин Дэвис родился в графстве Суррей в 1927 году. Он учился в Королевском колледже музыки по классу кларнета, однако хотел быть дирижером. Его карьера в этом качестве началась с должности помощника дирижера Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си, где в 1967-х он стал главным дирижером. В 1971-м он был назначен музыкальным руководителем Королевского оперного театра «Ковент-Гарден».

Дэвис был приглашенным дирижером Бостонского симфонического оркестра, с 1983 по 1993 годы возглавлял Симфонический оркестр Баварского радио. В 1990 стал почетным дирижером Саксонской государственной капеллы, в 1995 году – главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, президентом которого его назначили в 2007-м. Колин Дэвис оказался первым английским дирижером, которого пригласили выступить на Байройтском фестивале.

Колин Дэвис выступал на сцене главных музыкальных театров мира — от Венской Штаатсопер до нью-йоркской «Метрополитен». Он обладал почетными наградами Франции, Италии, Дании и Германии, премиями «Грэмми» и Classical Brit Award. Кроме того, он был удостоен Ордена Британской империи и Ордена Кавалеров почета.

«Стасик» отправляется в Китай

С 1 по 3 мая 2013 г. оперная труппа, хор и оркестр Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко покажут на сцене Большого театра Тяньцзиня спектакль "Евгений Онегин". После успешных гастролей в Нидерландах опера П. И. Чайковского "Евгений Онегин" снова покинет родную сцену, чтобы на этот раз быть представленной в Китае. Год назад балет Музыкального театра был первым гостем только что открытого театрального комплекса, показав "Лебединое озеро" и "Ромео и Джульетту".  После успешного тура балета на гастроли в этот же китайский театр приглашена оперная труппа «Стасика».

Второй фестиваль искусств в Одессе

В первую декаду июня прекраснейший город на черноморском побережье и его знаменитый театр планируют проводить второй международный фестиваль оперного и балетного искусства. Его открытие состоится 1 июня сценической кантатой Карла Орфа «Кармина бурана», дирижировать премьерой будет главный дирижёр Одесской Оперы Александр Самоилэ.

В оперной афише фестиваля – «Алкид» Бортнянского (дирижёр – Оксана Лынив, режиссёр – Сергей Зуенко), «Аида» (дирижёр – Андрей Юркевич, режиссёр – Карло Антонио де Лючия, солисты – Оксана Крамарева, Михаил Кит, Август Амонов, Станислав Трифонов), «Турандот» (дирижёр – А. Самоилэ, режиссёр – Кристиан фон Гец, солисты – Анна Шафажинская и Константин Андреев). Завершится фестиваль 9 июня грандиозным гала-концертом.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ