Снегурочка растаяла, но спектакль остался…

На XXIII фестивале «Сыктывкарская весна»

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Фестиваль «Сыктывкарская весна» («Сыктывкарса тулыс», 28 мая – 4 июня) в этом году немного задержался, открывшись в столице Республики Коми не в апреле, как это бывает обычно, а лишь в конце мая, когда в городе незадолго до наступления календарного лета установилась по-настоящему летняя погода. Сыктывкар запомнился ярким солнцем, ясным ослепительно голубым небом, нежной зеленью берез на улицах и в парках, поднял настроение волнующей романтикой белых ночей. За три дня в этом приветливом и уютном городе на берегу Сысолы мне удалось побывать на трех фестивальных спектаклях. О «Севильском цирюльнике» Россини и «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») Пуччини речь пойдет в следующий раз, но прежде объектом нашего внимания станет фестивальная премьера – опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Ее либретто написано самим композитором по мотивам одноименной пьесы Островского, в силу чего название оперы, как и пьесы, также снабжено подзаголовком «Весенняя сказка». А это уже как нельзя лучше соотносится с текущим моментом!

1/7

Парадокс, но – при абсолютной музыкальной «читаемости» и очевидной обращенности к исподволь русской духовной ментальности – театральные полотна Римского-Корсакова (исторические, эпически-былинные или сказочные) для широкой публики зачастую предстают академически дистанцированными. Не выпадает из этого ряда и масштабно- величавая «Снегурочка», опера по своей стилистике одновременно и лирически светлая, и трагически безысходная, и комически гротесковая. Она вряд ли когда-нибудь обгонит по популярности «Евгения Онегина» или «Руслана и Людмилу», но тем не менее в Государственном театре оперы и балета Республики Коми на сей раз решили поставить именно «Снегурочку», тем более что премьер больших русских опер не было в этих стенах очень давно. С момента основания фестиваля в начале 90-х эта сцена является его неизменной площадкой. И кажется, что именно нынешний выбор «Снегурочки» впервые за всю фестивальную историю просто идеально попадает в «тематическую десятку»: когда в конце мая вовсю благоухает весна – почти что лето, весеннее музыкальное настроение, передаваемое со сцены, улавливается в зале наиболее восприимчиво.

Премьера, состоявшаяся 29 мая, со всей очевидностью показала, что музыкальная афиша Сыктывкара пополнилась великолепным спектаклем для семейного просмотра: на него можно и нужно приходить с детьми, ибо его постановочная эстетика однозначно прививает молодому поколению музыкальный вкус и интерес к этнической истории наших далеких предков. Это одна из тех постановок, которая никакой дистанции между собой и публикой не обнаруживает, потому что ее режиссерско-сценографическая концепция апеллирует, прежде всего, к эстетической красоте и зрелищности, рождая ту самую глубоко захватывающую театральность, от которой современный музыкальный театр начинает нас потихоньку отучать. Для небольшого коллектива в Сыктывкаре обращение к большой русской опере «Снегурочка» едва ли не подвиг, но, главное, плоды такого безусловно смелого шага рождают устойчивый эмоционально-психологический позитив.

Постановка режиссера Бориса Лагоды, сценографа Юрия Самодурова, художника по свету Нелли Сватовой и балетмейстера Татьяны Бирюковой вполне традиционна, но никакого негативного подтекста в этой оценке нет: традиционно не значит скучно или плохо. Новый спектакль – не только образец художественной добротности, но и полновесного синкретического подхода к его воплощению, свидетельствующего о несомненном профессионализме всех его создателей. Правда, необходимо заметить, что эта постановка гораздо более интересно смотрится, чем слушается. Что же касается музыкальной стороны спектакля и кадровой укомплектованности предъявленного на премьере состава солистов, то ситуация здесь – более прозаическая, но, как известно, в этом отношении у маленьких оперных театров – всегда больше проблем, чем у крупных.

Итак, на сцене оживает не просто сказка ради самой сказки, а настоящая социальная притча, наполненная перипетиями сложных человеческих взаимоотношений и рассказываемая философско-содержательной и эстетически образной музыкой Римского-Корсакова. В мир музыки и драматически контрастного сюжета властно погружает по-весеннему яркая, но не кричащая аляповатостью сценография, тяготеющая не к монументальности, а к языческой символичности, старинной славянской обрядовости и тонкой живописности раздольных природных картин. В ткань спектакля гармонично вплетен и богатый хореографический пласт, а мизансцены и хоровые эпизоды, кажется, намеренно решены естественно просто и абсолютно эпично, так что реалистичная «плакатность» визуального ряда доверительно правдиво создает всеобъемлющее ощущение большого оперного стиля.

Основной режиссерский акцент направлен на раскрытие драматических перипетий внутри сложносочиненного «четырехугольника» главных героев – Снегурочки, Мизгиря, Купавы и Леля. Все остальные персонажи – его неотъемлемые, но явно вспомогательные спутники. Это Дед Мороз и Весна-Красна – «биологические», с позволения сказать, родители Снегурочки. Это и ее приемные родители Бобыль Бакула и Бобылиха. Это Царь Берендей и его ближний боярин Бермята. Это и Леший, которому Дед Мороз и Весна-Красна поручают заботу о Снегурочке, и многочисленные лесные обитатели. Это, наконец, и добропорядочное население справедливого Берендеева царства. Внутри главного «четырехугольника» неожиданно обрести счастье суждено лишь вновь возникшему союзу Купавы и Леля. Мизгирь же, после того как Снегурочка истаивает, не бросается в озеро, а увлекаемый снежными лешими в чащу, в финале перевоплощается в земную ипостась Бога Ярило, который своим огнем и губит перед этим Снегурочку. Но выходит, что косвенно и Мизгирь – тоже. И это становится точно найденной аллегорией: Снегурочка и Мизгирь-Ярило растворяются в призрачной субстанции «эфирного бытия».

Несомненно кропотливую музыкальную работу проделал дирижер Антон Ледовский, собравший многопланово расцвеченную партитуру в органично единое интеллектуальное целое. И хотя получилось у него далеко не всё, в оркестре явно ощущалась «симфоническая жизнь»: даже при переменном качестве звучания, впечатлявшем далеко не всегда, оркестр показал себя не просто рядовым аккомпаниатором, а полноправной творческой единицей. В премьерном составе главного «четырехугольника» поразительно цельное впечатление в партии Леля производит Галина Маликова, обладательница чувственного, насыщенного, фактурно-сочного голоса. Неплоха и весьма аккуратна в вокальном рисунке партии Купавы оказывается и Елена Лодыгина, но в актерском отношении образ, созданный ею в этой благодатной роли, можно рассматривать пока лишь как предварительный эскиз. Артистически состоятельными персонажами-архетипами на двух основных полюсах спектакля – в партиях Снегурочки и Мизгиря – предстают соответственно Альфия Коротаева и Анатолий Измалков, но в вокальном и музыкально-стилистическом аспекте своим драматическим воплощениям эти исполнители несколько проигрывали: первой явно недоставало лиричности и отделки звучания на piano и mezza voce, второму – опять же, лирического благородства, романтики чувств и певучей раздольной кантилены.

Исполнителей других партий назовем лишь «для протокола», хотя небольшую партию Деда Мороза, порученную Николаю Глебову, и чуть более значимую роль Царя Берендея, порученную Анатолию Журавлеву, пожалуй, и следует отметить скорее в положительном смысле. С партией Весны-Красны не слишком корреспондировало землисто-сухое и недостаточно музыкальное звучание голоса Тамары Савченко. Лишь «к сведению» можно было принять работы Александра Жаворонкова (Бермята и Масленица в прологе), Геннадия Гуляева (Бобыль Бакула) и Антонины Белобровой (Бобылиха). Последние двое персонажей как раз и олицетворяют комический пласт оперы – и делают это гораздо лучше, чем озвучивают свои партии. Особо следует отметить великолепное звучание хора (хормейстер – Наталья Масанова), ведь хоровые страницы этой оперы, придавая эпичность всему музыкальному повествованию, отсылают к собственным этническим корням. А, как известно, без корней и истоков не было бы ничего, в том числе и этой самобытной партитуры Римского-Корсакова.

Подведем итоги: Снегурочка растаяла, но спектакль остался… Сама постановка удалась на славу, но музыкальная сторона при определенных удачах выявила и ряд отмеченных недостатков. И всё же несомненный оптимизм вселяет то, что подготовлен и второй, молодежный, состав. И если в партиях Снегурочки и Мизгиря со временем зазвучат молодые голоса, спектакль, думается, как раз и предстанет по-весеннему обновленным, ведь процесс созидания в искусстве сродни вечному обновлению, непрерывному поступательному движению вперед, которое никогда не должно прекращаться: любая остановка в творчестве для искусства погибельна. Пока же, на нынешнем премьерном этапе, я вынес для себя главное: среди певцов-солистов, хора, миманса и музыкантов оркестра абсолютно не наблюдалось сценического равнодушия. Всё, что происходило на сцене и в оркестровой яме, было искренне и от души – и это чрезвычайно важно.

Фото Евгении Габовой

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Снегурочка

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ