Два триумфа Глайндборнского фестиваля

Дарья Денисова
Оперный обозреватель

Сегодняшнюю публикацию из зарубежной прессы мы посвящаем двум спектаклям Глайндборнского фестиваля нынешнего года. Британский оперный обозреватель Руперт Кристиансен делится впечатлениями от постановки «Ринальдо». Три года назад она ему совершенно не понравилась. Сейчас он полагает, что просто всё неправильно понял. Другой критик, Уильям Хартстон рассказывает о новой постановке «Травиаты». Особый интерес для отечественного любителя оперы вызывает выступление в вердиевском шедевре Венеры Гимадиевой.

«Ринальдо» в Глайндборне: «абсолютно очаровательный»

Со мной случилась весьма забавная ситуация с определенной долей морали.

Три года назад, когда публике была представлена эта постановка, она вызвала всеобщее разочарование как у зрителей, так и у критиков, включая меня самого. Первоначально опера «Ринальдо» задумывалась как яркое театральное представление и, по словам одного из современников Генделя, сопровождалась «громом, молнией, фейерверками и иллюминацией». Довольно простой сюжет, в центре которого рыцарь Ринальдо, пытающийся спасти свою возлюбленную от сарацинов и волшебницы Армиды, послужил всего лишь предлогом для написания нескольких арий и сцен отчаянной храбрости героев. В этой жизнерадостной опере вы услышите лишь отдельные проблески музыкального величия и мощи, свойственные более зрелым работам Генделя, например таким, как «Альцина» или «Ариодант».

Постановка Роберта Карсена по-настоящему всех удивила. В сотрудничестве с драматургом Йеном Бертоном он придумал создать на сцене скромно обставленный учебный класс и велосипедную стоянку 50-х годов, а действие решил перенести в воображаемый мир школьника, увлекающегося комиксами.

Школьная доска служит своеобразным порталом, попадая в который директор школы и учительница превращаются в коварных злодеев. Ринальдо смело летит навстречу победе на своем велосипеде фирмы Raleigh, а в решающем поединке герои сражаются при помощи клюшек для хоккея и лакросса.

В 2011 году, эта постановка мне совсем не понравилась. Я ожидал увидеть что-нибудь более традиционное, колоритное и не всегда успевал следить за логикой режиссера (не читал произведений Дж. К. Роулинг и подозреваю, что в постановке было несколько отсылок к ее книгам, которых по этой причине я не уловил). Режиссура Карсена представляла собой скорее авантюрную идею, нежели действительно свежую интерпретацию истории…

Но в этот раз, я был абсолютно очарован. У меня не настолько хорошая память, чтобы я мог конкретно отметить, какие детали подверглись изменениям или до какой степени они были подкорректированы, но мне показалось, что в 2014 году бурные, но точно скоординированные действия на сцене с фривольными шутками, курьезными падениями и лабораторными взрывами, отлично задали игривый тон всей постановке. Так что приходится извиниться перед Робертом Карсеном. Я неправильно его понял. Значит ли это, что возобновление той или иной постановки всегда должно восприниматься режиссером как возможность для ее улучшения, а не повторения?

Исполнители тоже заслуживают похвалы. Обладая уверенной колоратурой и настоящим музыкальным талантом, Йестин Дэвис представляет собой идеал современного контратенора. И в этой постановке его способности отчетливо проявляются. Он прекрасно исполняет роль застенчивого, но в то же время храброго школьника (в 2001 году заглавную партию пела известная меццо-сопрано; оглядываясь назад, мне кажется, что она совсем не подходила для нее).

Как следствие, другие контратеноры, которые играли соратников Ринальдо, оказались в тени его триумфа. По сравнению с исполнителем главной партии Тим Мид (Гоффредо) звучал немного несобранно, Энтони Рот Костанзо (Эвстазий) покрикивал местами. В остальном же они были на высоте и замечательно исполнили свои сольные номера во втором акте.

Кристина Ландсхамер (Альмирена) пела очень нежно и чисто, изображая невинную возлюбленную Ринальдо. Музыкально утонченная Карина Говен (Армида) не была идеальным воплощением волшебницы Армиды. Ей не хватало блеска, огня в голосе, но она, по-видимому, получала большое удовольствие, играя такую женщину-вамп. Джошуа Хопкинс создал образ бесшабашного сарацинского правителя Арганта, а Джеймс Лейнг неистовствовал на сцене в партии Мага.

Великолепное исполнение партитуры Оркестром эпохи Просвещения (особо хотелось бы отметить блок-флейту, трубу и фагот облигато) под управлением Оттавио Дантоне также поспособствовало тому, что спектакль имел большой успех у публики.

«Травиата» Верди: Блестящая игра и великолепное сопрано

В новой постановке оперы «Травиата» вы насладитесь пением замечательной русской певицы Венеры Гимадиевой, чарующим оркестром и, если вам повезет, еще и прекрасным солнечным днем…

Как правило, вы посещаете оперный спектакль для того, чтобы услышать великолепных певцов или чтобы послушать великую музыку или, как в случае Глайндборнского фестиваля, чтобы провести день на свежем воздухе на залитых солнцем лужайках Суссекса. Когда все эти три повода соединяются в одном месте, то такое событие становится поистине уникальным.

Новая постановка «Травиаты» режиссера Тома Кейрнса превзошла все мыслимые ожидания.

В этой опере повествуется о том, как неизлечимый романтик встречает неизлечимо больную девушку, но все осложняется тем, что напыщенный отец бедного юноши чинит препятствия на пути их истинной любви. Все три исполнителя заглавных партий справились со своей задачей блестяще.

Русская сопрано Венера Гимадиева в роли обреченной на смерть куртизанки стала настоящей находкой этой постановки. Ее голос был полон энергии и эмоций, начиная с радостной сцены приема гостей в первом акте до жалостливого и трагического финала. Она исполнила свою партию безукоризненно. В отличие от многих других Виолетт, которых я видел в своей жизни, она внешне хорошо соответствовала роли, стройная и красивая, что добавляло достоверности ее героине особенно в заключительной сцене оперы.

Американский тенор Майкл Фабиано был не менее убедителен в партии ее возлюбленного Альфреда. Этот герой очень часто производит впечатление занудного, не способного на решительные действия персонажа, но Фабиано изобразил Альфреда как романтического идеалиста, пытающегося повлиять на исход событий.

В этом спектакле певец, представший публике в роли Жермона, создал на редкость правдивый образ этого героя, тем самым оживив всю историю. Это греческий баритон Тассис Христояннис. Он прекрасно сыграл самодовольного отца Альфреда, тембрально показав всю его силу и власть.

Однако, несмотря на потрясающее выступление этих трех певцов, все же главным триумфатором вечера стал дирижер Марк Элдер, который мастерски сумел показать все великолепие партитуры Верди.

Начиная с мерцающих первых нот оркестровой прелюдии, исполняемых очень медленно и тихо, до последних мгновений жизни Виолетты, оркестр раскрывал истинную страсть этого произведения и делал это даже более убедительно, чем пение и игра исполнителей.

На протяжении всего спектакля оркестр был полон энергии, трепета и свежести, что редко удается встретить, особенно в таких хорошо узнаваемых операх как «Травиата». В данном случае игра оркестра пробирала до мурашек. Зрители устроили оглушительные овации исполнителям главных партий и еще более восторженно аплодировали Марку Элдеру. И обращаясь к тем людям, которые остались недовольны тем, что Виолетта умерла в одиночестве, а не в объятиях Альфреда, я могу сказать, что это придало изюминку и без того впечатляющей постановке Тома Кейрнса.

Мне кажется, в этой опере не нужна излишняя сентиментальность: смерть – это сугубо личное событие, и режиссерская задумка Кейрнса демонстрирует этот тезис намного ярче, чем традиционный вариант. В день спектакля была прекрасная солнечная погода. Эта постановка — яркий хит Глайндборнского фестиваля.

Перевод с английского Дарьи Денисовой

Оригиналы статей:
telegraph.co.uk
express.co.uk

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Глайндборнский фестиваль

Театры и фестивали

Ринальдо, Травиата

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ