«Ксеркс» — бравада, пафос и элегантность

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Эту постановку Николаса Хитнера (сценограф Дэвид Филдинг) Английской Национальной оперы можно смело назвать классикой оперного искусства. Опера Генделя «Ксеркс», однако, была поставлена на сцене Колизеума 29 лет назад. «Долгожительница» возвращается на сцену уже в шестой раз. Тем не менее, ее визуальная концепция по-прежнему современна, костюмы актуальны, пластика безупречна, а исполнение блестящего «букета» комедийных оперных певцов достойно отдельного похвального слова. Эта постановка по-прежнему «пикантна и очаровательна, как это было в 1985 году», о чем свидетельствуют очевидцы, уверяющие, что это одна из лучших масштабных версий «Ксеркса». От себя добавлю: она элегантна и развлекательна, в спектакле прослеживается оригинальный стиль и безупречный вкус. Наслаждение, полученное в этот вечер, было абсолютным, улыбка не сходила с уст, и три с половиной часа – да кто их тогда заметил?

1/4

Сюжет – прост. Герой оперы – историческая персона, персидский царь Ксеркс. Не знаю, каким он был в жизни, но в опере этот герой – личность амбициозная, самодовольная и малопривлекательная. На этом исторические параллели исчезают, за исключением двух моментов, в том числе известного факта — краха во время шторма моста Геллеспонта через Дарданеллы, как называли древние греки узкий пролив между Азией и Европой.

Все остальное – вымысел, базирующийся на любовном треугольнике. Ксеркс пытается влюбиться (или все-таки влюблен) в Ромильду, но ее сердце принадлежит его брату Арсамену (искренняя и настоящая любовь), которого не желает упустить – так, больше из спортивного интереса – сестра Ромильды Аталанта. Опера полна милых любовных интрижек, абсурдных ситуаций, комических элементов.

Ксеркса – и это ее дебют в этой роли — исполняет меццо-сопрано Элис Кут. Своего рода дань традиции, сложившейся в АНО – в свое время персидского царя на этой сцене исполнили Энн Мюррей (Марри), Луиза Винтер и Сара Конноли, которую мне бы очень хотелось бы увидеть в этой роли. Полагаю, что она на данный момент была и остается самой подходящей кандидатурой.

Элис Кут удалось передать характер хвастливого и не совсем удачливого монарха, но я остаюсь при своем мнении – вряд ли эта роль создана для нее. Были моменты, когда ее игра была невыразительна. А в пении не было стабильности, ее заключительные арии слегка разочаровали.

Кого хотелось слушать и слушать – это солистку Английской оперы Сару Тайнан (Ромильда), которая чувствовала себя в своей роли свободно и раскованно и пела впечатляюще. В паре с контратенором Эндрю Уоттсом (Арсамен) они были великолепны: забавные, несчастные, беззащитные влюбленные, так благополучно и неожиданно пришедшие к своему счастью. Уоттс на протяжении всего спектакля – это сгусток пафоса и бравады.

Райан Лоис блистала как Аталанта. Мягкое зернистое меццо-сопрано Екатерины Янг искрилось в плаче Амастрис. Нил Дэвис (Ариодат, военачальник царя) и Адриан Поутер (Эльвиро, слуга Арсамена) были настолько смелы и впечатляющи в своих партиях, что даже жаль, что возможности их ролей ограничены.

В постановке использован довольно вольный перевод либретто, с характерными вставками, выразительными для английской публики, ведь в АНО поют на английском, да и подавляющее число зрителей – англичане. Но они удачно легли на основную сюжетную линию, подтверждением чего стали взрывы зрительского смеха.

В программке сказано: оригинальный свет (художник по свету Пол Паянт), и это истинная правда. Освещение было великолепным и весьма оригинальным.

Эта опера воздействует на зрителя не только визуально, но и на глубоком эмоциональном уровне. Ты наблюдаешь за тем, как и каким образом персидский царь у Генделя приходит (далеко не сразу) к понимаю того, что узы любви не могут быть навязаны.

Дирижер Михаэль Хофштеттер наслаждается музыкой Генделя, оригинально интерпретируя ее: повторы в ариях – часть общего праздника, и каждое повторение становится более экстравагантным.

Авторы фото — Mike Hoban, Cory Weaver, Clive Barda

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ