Вивальди и Гендель от Виктории Яровой

Игорь Корябин
Специальный корреспондент
На этом концерте во всем своем великолепии царил Его Величество певческий голос — роскошный, сильный и чувственный голос Виктории Яровой. Эмоциональные обертоны, проступавшие в его звучании, настолько властно увлекали в возвышенные эмпиреи барочной оперы, настолько мощно в вихре вокальной экспрессии не только проникали в слушательское сознание, но и воздействовали на слух явно на подсознательном уровне, что возвращаться из сказки в повседневную реальность, право, совершенно и не хотелось.

На концерте в Зеркальном фойе «Новой Оперы»

Музыкальными событиями последний месяц года насыщен – даже перенасыщен! – всегда, но сольный концерт солистки театра «Новая Опера», меццо-сопрано Виктории Яровой, состоявшийся 19 декабря в Зеркальном фойе театра «Новая Опера» в общем потоке по-настоящему ярких впечатлений не затерялся. На этот раз в сопровождении камерного ансамбля прозвучала программа арий из опер Вивальди и Генделя. Вокальные номера, как и заведено на концертах подобного формата, время от времени перемежались инструментальными пьесами, и при варьировании состава музыкантов от номера к номеру ансамбль в этот вечер – в максимальном своем охвате – сложился в следующем составе: Анна Июдина (скрипка), Анастасия Птицына (скрипка), Павел Безинский (альт), Дмитрий Устименко (виолончель), Глеб Чернобровкин (контрабас), Сергей Гречаников (флейта), Денис Голубев (гобой), Олег Бойко (барочная гитара), Татьяна Сотникова (клавесин).

На этом концерте во всем своем великолепии царил Его Величество певческий голос – роскошный, сильный и чувственный голос Виктории Яровой. Эмоциональные обертоны, проступавшие в его звучании, настолько властно увлекали в возвышенные эмпиреи барочной оперы, настолько мощно в вихре вокальной экспрессии не только проникали в слушательское сознание, но и воздействовали на слух явно на подсознательном уровне, что возвращаться из сказки в повседневную реальность, право, совершенно и не хотелось. Но прежде чем остановиться на впечатлениях вокальных, сначала определенно хотелось бы отметить удивительно чуткий и стилистически изысканный инструментальный аккомпанемент, при котором певческому голосу, по моим слушательским ощущениям, вести свой доверительный диалог с залом было очень комфортно. Хотелось бы обратить внимание на то удивительно органичное взаимопонимание, которое сложилось между солисткой и музыкантами. И в этом, понятно, был залог успеха всего затеянного творческого предприятия.

Вторичным аспектам художественных впечатлений всегда как-то уделяешь внимания меньше… Но только не в этот вечер! И просто невозможно не сказать о прекрасных солистах-инструменталистах! В прозвучавшем Adagio из Сонаты Вивальди для гобоя и basso continuo соль минор (RV 28) блестяще солировал Денис Голубев, а в Концерте Вивальди для флейты, струнных и basso continuo соль минор («La Notte», RV 439) – Сергей Гречаников. В Adagio и Allegro из Сонаты Генделя для скрипки и basso continuo ми мажор просто не могло оставить равнодушным соло Анны Июдиной, а в Сонате Генделя для гобоя и basso continuo до минор – соло уже упомянутого Дениса Голубева. Переходя к вокалу, снова назовем имя Сергея Гречаникова, солировавшего на флейте в аккомпанементе арии Руджеро «Sol da te, mio dolce amore» из оперы «Неистовый Роланд» Вивальди.

Из четырех представленных арий этого композитора эта ария Руджеро из «Неистового Роланда» оказалась единственным cantabile – потрясающе элегантным и, как водится в опере барокко, поэтически возвышенным, расцвеченным обилием мелких колоратурных пассажей и трелей. В этом номере соревнование певческого голоса и нежного звучания флейты предстало поистине восхитительным! Остальные вокальные пьесы Вивальди явились типичными ариями di bravura, спетыми с весьма нешуточной ажитацией в быстром напористом темпе, что, конечно же, обусловлено соответствующими ситуациями, диктующими оперным персонажам именно такое неистовое выражение чувств.

В этой подборке прозвучали ария Роланда «Nel profondo cieco mondo» из «Неистового Роланда», ария Ориджиллы (героини) «Anderò, volerò, griderò» из оперы «Роланд, мнимый сумасшедший» и ария Вагауса «Armatae face et anguibus» из оратории «Торжествующая Юдифь». Главный акцент и в репертуаре Вивальди, и в репертуаре Генделя Виктория Яровая делала именно на ариях di bravura. И это вовсе не безрассудство, с которым бросаются в пропасть, а профессиональная убежденность в правильности избранного концертного амплуа. Техническая оснащенность исполнительницы в отношении виртуозной вокальной эквилибристики, в отношении умения «заводить» рулады, легко и «спокойно» переключаться между регистрами и уверенно чувствовать себя во всем тесситурном диапазоне исполненных оперных арий как раз и дает слушателю полную убежденность в серьезности и продуманности подхода к такому весьма непростому музыкальному материалу.

Оперный Гендель был представлен шестью ариями, последняя из которых – ария Руджеро «La bocca vaga» из оперы «Альчина» – была спета в качестве биса. Не быстрая и не медленная, а умеренно энергичная в отношении темпов и «безмерно сладкая» (даже «приторная») в отношении музыкальной изощренности, вокальная линия этой арии стала весьма эффектным завершением генделевского блока. И в нем также нашлось место для трех арий di bravura, буквально напичканных колоратурными пассажами и бушующих страстями любви и ревности, надежды и отчаяния. Прозвучали ария Брадаманты «È gelosia» из «Альчины», а также ария Ариоданта «Dopo notte, atra e funesta» и ария Ксеркса «Crude furie degl’orridi abissi» из одноименных опер, и в каждом из этих номеров техническим возможностями исполнительницы было, что сказать и чем удивить слушателя.

Знаменитое lamento Ринальдо «Cara sposa, amante cara» из одноименной оперы Генделя предстало образцом глубокой музыкальной чувственности, так что «не пустить слезу» по поводу душевных страданий главного героя было просто невозможно. В этой арии есть и небольшой центральный раздел di bravura, но, в целом, вся пьеса зиждется на обрамляющих его тягуче-медленных cantabile. В представленной на контрасте с этим арии Секста «Svegliatevi nel core» из оперы «Юлий Цезарь» ситуация прямо противоположная: центральный раздел – медленный, а обрамляющие его секции – быстрые. Обе арии – типичные образцы арий da capo, и обращение к этой старинной музыкальной форме в интерпретациях Виктории Яровой предстало поистине незабываемым…

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ