Изумрудные поля и элегантные наряды девять лет спустя

«Сомнамбула» в театре Филармонико в Вероне

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент
Изысканный спектакль Де Ана доставляет высокое наслаждение всем: тем, в ком еще живо воспоминание о Каллас и Висконти, и тем, кто свободен от ностальгии по призракам прошлого. В год премьеры музыкальная сторона постановки не уступала визуальной, хотя опасение, что певцов, способных на должном уровне исполнить партии Амины и Эльвино, никогда не исчезало полностью. В год 2016 состав певцов оставляет желать лучшего. Всех перепел и переиграл Сергей Артамонов в роли графа Родольфо. Всем был хорош наш соотечественник: превосходной сценической статью, благородством игры, красивым голосом, мягкостью звукоизвлечения и тонокостью фразировки.

Нынешний сезон порадовал любителей “прекрасного пения”: театр Филармонико в Вероне поставил в афишу «Золушку» Россини и «Сомнамбулу» Беллини. Вторая опера появляется на афише гораздо реже первой. Написанная в 1831 году для легендарных голосов современников Беллини и Доницетти, а в середине минувшего века связанная с именем незабвенной Марии Каллас, они представляет большие трудности для исполнителей, хотя нельзя утверждать, что голосов для нее вовсе не находится. Нынешний спектакль не новость на сцене веронского театра: постановка была осуществлена в 2007 году знаменитым аргентинским режиссером и дизайнером Хуго Де Ана и находится в собственности Арена ди Верона.

1/4

От Де Ана вполне реально ждать чудес, и аргентинский режиссер эти ожидания оправдывает. Как сценографа его вдохновляет английская живопись начала девятнадцатого века с ее трогательной любовью к деревенским сценам и французский импрессионизм с его “завтраками на траве”. Это «Сомнамбула» ярких цветов, свежайшего зеленого, ослепительного голубого, пылающего красного. Де Ана-режиссер в изобилии прибегает к видеопроекции, которая зрительно расширяет пространство и способствует созданию особой мечтательно-сказочной атмосферы. На сцене возникает некая Аркадия в узнаваемых художественных формах девятнадцатого столетия.

Естественно, Сомнамбула 1955-го года в театре Ла Скала в постановке Лукино Висконти и с Марией Каллас в роли Амины остается незабываемой, и Де Ана считает своим долгом связать собственные совершенно изумительные по красоте и элегантности костюмы с теми, знаменитыми, созданными Пьеро Този. Не только костюмы напоминают о знаменитом спектакле Висконти, но и марионетка Марии Каллас-Амины, появляющаяся в комнате графа Родольфо.

Изысканный спектакль Де Ана доставляет высокое наслаждение всем: тем, в ком еще живо воспоминание о Каллас и Висконти, и тем, кто свободен от ностальгии по призракам прошлого. В год премьеры музыкальная сторона постановки не уступала визуальной, хотя опасение, что певцов, способных на должном уровне исполнить партии Амины и Эльвино, никогда не исчезало полностью. В год 2016 состав певцов оставляет желать лучшего.

Всех перепел и переиграл Сергей Артамонов в роли графа Родольфо. Всем был хорош наш соотечественник: превосходной сценической статью, благородством игры, красивым голосом, мягкостью звукоизвлечения и тонокостью фразировки.

Все эти качества полностью отсуствовали у исполнительницы роли Амины Джильды Фьюме, а ведь опера называется «Сомнамбула», а не «Граф Родольфо». В 2007 году Аминой на сцене театра Филармонико была виртуозка Эва Меи, этакий список совершенств: нежный тембр, умопомрачительная точность в пассажах, безупречная фразировка. Была ли она хорошей Аминой? Без сомнения. Бродил ли призрак Каллас в театре? Да! В случае с Джильдой Фьюме призрак Каллас, если и бродил в театре, то с горечью покачивал головой. Джильда Фьюме делает удачную карьеру и может похвастаться беспроблемным сверхвысоким «ми бемоль». Но ее выступление в мифической роли нежной Сомнамбулы может быть определено выражением «не в своей тарелке», начиная с физических данных и кончая интерпретацией. Фьюме грузна, неграциозна, и ощущение, что Амину подменили, так и не покидает зрителя от начала и до финала оперы. Но, в конце концов, в опере главное – пение. Верхний регистр звучит у певицы тускло и неоднородно, и она выпевает написанные в партитуре ноты самым «анонимным» образом, без намека на фразировку. Момент интерпретации отсутствует вовсе. Сцены сомнамбулизма спеты отстраненно и равнодушно, а ведь они должны хватать за сердце.

Эльвино в исполнении Джулио Пеллигра чем-то сродни этой серенькой Амине, не блещущей хорошим вкусом, хотя в целом его можно слушать. В этом случае также слабо выражен момент интерпретации, и все сводится к аккуратному вокализированию, неплохому уроку сольфеджио.

Корректны и доставляют удовольствие исполнители второстепенных партий: Элена Серра – Тереза, Мадина Карбели – Лиза, Сеунг Пил Чой – Алессио.

Еще одной слабой стороной возобновления красивого спектакля является дирижер Франческо Оммассини. Беллиниевская партитура изумительна с точки зрения мелодической изобретательности, но, как известно, не очень богата с точки зрения оркестровки. Дирижирование Омассини делает ее звучание еще более бедной, ни одного намека на поиск красок, полное отсутствие живости, а фразировке и вовсе не уделено внимания.

Времена трудные и тяжелые... работникам Арена ди Верона не выплатили заработную плату за март. Грустные люди, невеселая «Сомнамбула».

Фото с сайта театра Филармонико

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сомнамбула

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ