От «Царской невесты» к Царице барокко

Страницы фестиваля «Звёзды белых ночей»

Страницы фестиваля «Звёзды белых ночей»
Оперный обозреватель
Несмотря на то, что певица привезла в Петербург очень серьёзную рафинированную программу из произведений Антонио Вивальди, Хассе, Порпоры, Раупаха и Арайи, подача материала была такова, что публика восприняла барочную виртуозную архаику почти как концерт популярных хитов современности. Привычная музейность и даже некоторая архивность музыки барокко были заменены живой эмоциональной театральностью. Часть исполненных произведений вошла ранее в последний сольный альбом Бартоли «Санкт-Петербург». Общеизвестно, что феноменально владеющая голосом певица не только абсолютный лидер среди классических музыкантов по части популярности записанных альбомов и более двадцати лет сотрудничает со звукозаписывающей фирмой Decca Records, но и страстный музыкальный археолог.

XXIV музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» - событие масштабное. В течение двух летних месяцев марафон представляет более 160 спектаклей и концертов при участии звёзд мировой величины. Артисты изо всех сил стараются быть в форме и сделать так, чтобы даже лёгкое недомогание не сказалось на праздничной атмосфере фестиваля, а публика пребывает в ажитации и озадачена ежедневным выбором, ведь, казалось бы, вот только вчера был дан потрясающий «Лоэнгрин» со звёздным составом, где блистали оперные дивы Анна Нетребко и Надя Михаэль, а уже сегодня должно прозвучать редкое и ожидаемое концертное исполнение «Царской невесты» при участии Ольги Бородиной, Ольги Перетятько и Алексея Маркова.

Отрадно, что прославленное лирико-колоратурное сопрано Ольги Перетятько теперь чаще можно услышать в Мариинском театре, где после двух, не совсем удачных из-за самочувствия, исполнений партии Виолетты в стильной постановке Клаудии Шолти, что пришлась по вкусу певице, она согласилась подарить публике и свою Марфу. Эта партия недавно принесла Перетятько целых три награды. Она была признана лучшей певицей года в Германии, получила приз итальянской оперной критики им. Аббиати, а видеозапись спектакля Дмитрия Чернякова в Берлинской государственной опере с её участием была удостоена звания лучшего DVD года. Да и где еще в русском репертуаре, как не в одной из самых белькантовых опер Римского-Корсакова, блистать голосу певицы. Гладкий и атласный, насыщенный металлическим блеском, красиво собранный, дополненный бархатом объёмных низов, надёжный и «полноприводный» в управлении на нотных серпантинах любой длины и высотности, да ещё в сочетании с переливчатой россыпью бельканто, этот голос в совершенстве может озвучить партию юной русской красавицы, мечтательной и витающей в любовных облаках. И, если с красавицей всё было в абсолютном порядке – красота певицы безусловна, а два великолепных концертных платья под каждое отделение, прекрасная прическа и макияж создали общий вид шикарной оперной дивы, то с мечтательностью и облаками всё вышло немного сложнее. Партия была спета очень уверенно и гладко, если не сказать напористо, была использована сполна белькантовая манера, почти что безграничные возможности голоса были налицо, но вот характер Марфы получился далёким от теплоты и задушевности неуверенной скрытной юницы. А ведь в концертном исполнении, без ухода в дебри постановочного драматизма, как раз удобнее сосредоточиться на том, чтобы использовать возможности своего голоса и впечатляющую вокальную технику для того, чтобы раскрыть всё богатство внутреннего наполнения, душевные переживания и суть характеров своих персонажей. В конце концов, кто еще сможет быть более аутентичным духовно в русской опере, чем российские певцы.

Любаше - Ольге Бородиной свойственен всегда тот высший пилотаж Артиста, когда голос делает максимум возможного, несмотря на любое недомогание, а каждая партия проживается в себе, поётся о себе, и не поверить, не принять это исполнение невозможно.

Алексей Марков своим системным серьёзным подходом к музыкальному материалу выделяется так же заметно, как и стабильностью высокого качества звучания фирменного влажного морского баритона. С технической точки зрения партия была им спета безупречно, возможно, характеру его Грязного несколько недоставало отрицательных качеств, которые ясно проявились лишь в брошенных Любаше «Зачем ты? Пойду. Отстань!». Зато эти фразы интонационно действительно били по лицу.

Исполнение Станиславом Трофимовым партии Василия Собакина снова имело весьма положительные отклики, что неудивительно, поскольку для этого певца духовность и смысл спетого также превалируют, но при этом ничуть не умаляют значение хорошей технической оснащенности его великодушного, объёмного, густого и колодезно-глубокого баса. Хоры, часто огорчающие нестройностью из-за того, что на репетиции обычно остаётся слишком мало времени, на этот раз звучали четко, ровно и слажено, а оркестр под управлением Валерия Гергиева был достаточно бережен к певцам, аккуратен в обрамлениях и вступлениях, но без какой-либо потери живописной насыщенности общего музыкального полотна.

В следующие два дня оперный и балетный праздники перемежались, поскольку были даны ожидаемый всеми поклонниками концерт с участием Анны Нетребко и балет «Баядерка» с Дианой Вишнёвой, Викторией Терёшкиной и Кимином Кимом в заглавных партиях. Концерт, воспринятый публикой первоначально как сольный, преподнёс немного досадный сюрприз не только своей специфической программой, но и тем, что дива спела лишь «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса. Этот вокальный цикл Анна Нетребко записала в 2014 году с оркестром Берлинской Штатскапеллы под управлением Даниэля Баренбойма. Впрочем, российская аудитория имела возможность услышать это произведение в её исполнении вживую впервые.

Очередной день преподнёс меломанам вердиевского «Аттилу», исполнительский состав которого почти полностью копировал тот, что был записан на DVD под лейблом «Мариинский» в 2013 году. Прославленный бас Ильдар Абдразаков сейчас, пожалуй, самый впечатляющий Аттила современности. Помимо уже привычного великолепия в совершенстве оснащенного техникой голоса с превосходным легато публика смогла оценить то, что он смог привнести в не слишком искусную, с драматической точки зрения, постановку новые краски своей более свободной и раскрепощённой проработкой знакомого рисунка роли.

Эцио – Владислав Сулимский стал достойным, невозмутимым и властным соперником для Аттилы, прекрасно исполнив партию, щедро используя возможности своего мощного насыщенного баритона. Из уст такого персонажа «Avrai tu l’universo, Resti l’Italia a me» прозвучало действительно внушительно, этому настрою вполне можно было поверить. Форесто – Сергей Скороходов в этой партии чувствовал себя несколько менее уверенно, чем на старте фестиваля в «Травиате», но его теплое техничное звучание, красивые мягкие каскады безусловно украсили вечер и стали весомой поддержкой в дуэтах для Одабеллы – Марии Гулегиной, чьё исполнение стало первым из трёх её заявленных выступлений на фестивале.

Уже через день она вышла на сцену в «Тоске» Пуччини в своей коронной партии Флории Тоски. Партия Марио Каварадосси была спета Нажмиддином Мавляновым, все певческие данные которого способствуют самому хорошему исполнению, но, на удивление, уже второй спектакль в Мариинском театре его «Е lucevan le stelle» не срывает оваций. Возможно, не совсем верно рассчитан момент кульминации и на концовку у певца не остаётся сил и дыхания, возможно виноват оркестр, не делающий даже малой паузы для аплодисментов.

Барон Скарпиа – Ариунбаатар Ганбаатар также уже не в первый раз выступает в этой партии на сцене Мариинского театра. При великолепных природных данных лауреата и Гран-при конкурса Чайковского, его трактовка партии в части интонационной окраски, фразировки, ритмического рисунка оставляют желать лучшего. «Тоску» Валерий Гергиев в последнее время дирижирует не так уж часто, поэтому у публики была возможность сравнить последние трактовки этой оперы другими дирижёрами театра и убедиться, что даже при том, что в этот вечер оркестр явно берег исполнительницу заглавной партии и старался как можно аккуратнее относиться к её сольным номерам, драматический накал музыки, четкость и контрастность звучания, упругость темпоритмов Пуччини были на должной высоте.

Следующие дни были отмечены тремя интересными событиями. Сначала «Игрок» с легендарным исполнителем партии Алексея – Владимиром Галузиным. Певец отметил таким образом свой юбилей, и шквал аплодисментов был ответом на его прозвучавшее в тот день со сцены: «... мне 60 лет, я кандидат университета, я дворянин ...» Певец показал, что находится в отличной форме не только вокально, но и актёрски, и вечер искрил атмосферой настоящего праздника. Следом за «Игроком» прошла «Аида» c Марией Гулегиной.

И вот, наконец, состоялось одно из самых ожидаемых событий фестиваля – концерт Чечилии Бартоли и оркестра I Barocchisti под руководством Диего Фазолиса «Из Венеции в Санкт-Петербург». Этот полноценный большой сольный концерт длился три с половиной часа, закончился только в полночь и стал драгоценным подарком всем меломанам. Пожалуй, ни одно из многочисленных мероприятий нынешнего фестиваля не вызывало еще такого бурного шквала восторженных откликов, как профессионалов, так и рядовых слушателей. Это тем более ценно, что и область интересов, и представленная программа, и манера исполнения певицы первоначально казались весьма далёкими от современной массовой культуры, даже если рассматривать её узкую, немногочисленную часть, представленную любителями оперы. А кроме того, гигантский объём Новой сцены выглядел не слишком подходящим для небольшого голоса Бартоли.

Однако, на деле всё оказалось несколько иначе. Несмотря на то, что певица привезла в Петербург очень серьёзную рафинированную программу из произведений Антонио Вивальди, Хассе, Порпоры, Раупаха и Арайи, подача материала была такова, что публика восприняла барочную виртуозную архаику почти как концерт популярных хитов современности. Привычная музейность и даже некоторая архивность музыки барокко были заменены живой эмоциональной театральностью. Часть исполненных произведений вошла ранее в последний сольный альбом Бартоли «Санкт-Петербург». Общеизвестно, что феноменально владеющая голосом певица не только абсолютный лидер среди классических музыкантов по части популярности записанных альбомов и более двадцати лет сотрудничает со звукозаписывающей фирмой Decca Records, но и страстный музыкальный археолог.

Альбом «Санкт-Петербург» был создан Бартоли после изысканий в музыкальном архиве Мариинского театра, наследника Императорской нотной библиотеки, где ею были найдены забытые сочинения придворных композиторов, итальянцев и немца Германа Раупаха. Европа уже познакомилась два года назад с этим альбомом, а в Петербурге его представление прошло только сейчас. В чем же секрет настолько горячего приема публикой северной столицы? Скорее всего, он состоит в самом высоком профессионализме певицы, не только с точки зрения музыкальности, владения своим голосом и проникновения в специфический материал, но и в части умения гармонично выстроить концепцию и правильно подать программу, рассчитав все особенности психологии восприятия слушателя и того, в каком сочетании, как максимально выгодно можно преподнести то или иное произведение, самой оставаясь при этом совершенно искренней, естественной и эмоциональной.

Перед началом «Pastor che a notte ombrosa» Франческо Арайи, арии Деметрио из оперы «Селевк», дирижёр сделал знак и в зале был приглушен свет, специальные инструменты имитировали пение птиц и шум ветра, искусно вплетали его в музыкальный рисунок. Дуэты Бартоли с флейтой и гобоем стали образцом полного слияния голоса и инструментов, традиционное для барокко соревнование голоса с трубой было отлично поставлено и создавало полное ощущение импровизации. Марш Альцесты из одноименной оперы Раупаха завершился величавым выходом Бартоли с тянущимся за сцену многометровым белым шлейфом. Показать свою феноменальную виртуозность и тонкое чувствование эпохи, подчеркнуть театральную декоративность барочной музыки смогла не только Бартоли, но и ансамбль I Barocchisti под управлением Диего Фазолиса.

Исполнение было чистым, ясным и четким по звуку, с тончайшими нюансировками плотности, точной интонационной слитностью с голосом и полностью соответствовало энергетике вокала. Кроме того, дирижёр сделал в финале своеобразный реверанс публике, приглашая к аплодисментам. На бис были исполнены "A facile vittoria" Стеффани, "Sol vento il sole" Вивальди, Аллилуйя Моцарта, а также в заключение была ария Альцесты "Разверзи песъ гортани лая" Раупаха, спетая Бартоли в меховой высокой шапке и муфте – узнаваемый бренд и афиша концерта, на которой певица изображена именно так. Многим, склонным к серьёзному высоколобому аутентизму, претит подобная «попсовость», но, в любом случае, невозможно не признать, что певица сочетает в себе многочисленные таланты и является не только вокальным виртуозом, но успешным менеджером, тонко чувствующим аудиторию, своего рода подвижником, выполняющим весьма почетную и важную миссию поиска, возрождения и популяризации забытых музыкальных шедевров на высочайшем уровне в части исполнения и организации.

Двухтысячный зал Новой сцены был совершенно покорён Царицей барокко. Хотелось бы надеяться на то, что подобная встреча может повториться в Санкт-Петербурге в обозримом будущем…

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ