Война и мир

Евгений Цодоков
Главный редактор

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в этом сезоне готовит новую постановку оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». С этим произведением у театра связаны славные традиции. В преддверии премьеры мы начинаем публикацию цикла материалов, посвященных этому шедевру композитора. Сегодня читатель может ознакомиться со словарной статьей Е.Цодокова из готовящегося нового издания энциклопедии «Опера».

Опера русского композитора Прокофьева 1 в 2-х частях, 13 картинах (1945, Москва, концертное исполнение 1-й ред.; 2-я ред. 1946, Ленинград, 1-я часть и 10 картина; 1955, Ленинград, 11 картин; 1957, Москва, 13 картин; 1959, Москва, 13 картин с прологом; 1982, Пермь, полный окончательный вариант в виде дилогии). Либретто автора и М.Мендельсон-Прокофьевой (на русском языке) по одноименному роману Л.Н.Толстого.

Главные персонажи: Князь Андрей Болконский (баритон), Наташа Ростова (сопрано), Пьер Безухов (тенор), Элен Безухова (меццо), Анатоль Курагин (тенор), Соня (меццо), Долохов (бас), Балага (бас), Ахросимова (меццо), Дуняша (меццо), Граф Ростов (бас), Перонская (сопрано), Старый князь Николай Болконский (бас), Княжна Марья (меццо), Денисов (бас), Кутузов (бас), Наполеон (баритон), Платон Каратаев (тенор) и др.

Действие происходит в России в 1809-12 гг.

Сюжет:

I ЧАСТЬ.

1 картина.

Имение Ростовых в Отрадном. В гостях у графа проездом князь Андрей Болконский. У открытого окна он случайно слышит разговор двух девушек в комнате наверху. Это дочь графа Наташа, очарованная чудной весенней ночью, восторженно беседует со своей кузиной Соней. Настроение Наташи передается князю, пленяет его, пробуждает в нем мечты о счастье.

2 картина.

Бал у екатерининского вельможи в Петербурге. Граф Ростов привозит сюда Наташу, для которой это первый выход в большой свет. Среди гостей Пьер Безухов с женой Элен и ее братом Анатолем. Появляется царь Александр I, которого все приветствуют одой Ломоносова. Наташе неуютно и одиноко среди этой светской атмосферы. Девушку замечает Анатоль и решает приволокнуться за ней. Тем временем, Пьер, видя грусть Наташи, просит своего друга Андрея Болконского пригласить ее на вальс. Во время танца Андрей вспоминает ночь в имении Ростовых. Он чувствует влечение к Наташе, он уже готов предложить ей руку и сердце.

3 картина.

Наташа стала невестой Андрея, который, повинуясь воле отца, противящегося этому браку, отправился на год за границу. Граф привозит дочь в дом к Болконским, чтобы познакомить ее с родственниками жениха, а сам уезжает к Ахросимовой. Старый князь отказывается выйти к гостям, считая эту семью недостойной его рода. Наташу принимает сестра Андрея Княжна Марья и ведет с ней светскую беседу. Неожиданно появляется в домашней одежде старик Болконский. Он пренебрежительно бросает несколько реплик Наташе, та обескуражена. Возвращается граф. Княжна, желая смягчить ситуацию, старается быть любезной с семейством Ростовых.

4 картина.

Дом Безуховых. Элен в своей гостиной принимает гостей. Здесь же Наташа. Элен рассказывает девушке, что Анатоль сходит по ней с ума. Затем появляется сам Анатоль и объясняется ей в любви. Он уговаривает ее тайно бежать с ним. Наташа смущена и взволнована. Ей нравится этот пылкий молодой человек. Несмотря на предостережения Сони, она готова решиться на безрассудный поступок.

5 картина.

В кабинете Долохова, приятеля Анатоля, друзья обсуждают детали побега. В какой-то момент Долохов пытается образумить друга, ведь тот женат! Однако Курагин готов на все. Его не остановить. Вот уже и ямщик Балага готов везти его к Наташе.

6 картина.

Комната в особняке Ахросимовой, где граф Ростов, вынужденный уехать по делам, оставил своих дочерей. Горничная Дуняша предупреждает Наташу, ожидающую Анатоля, что Соня выдала ее секрет Ахросимовой. Когда появляется Анатоль, ему преграждает дорогу лакей. Молодой человек вынужден ретироваться.

Ахросимова стыдит Наташу за бесстыдство. Та рыдает. Появляется Пьер. Ахросимова рассказывает ему, что Наташа отказала жениху и хотела сбежать с Анатолем. Пьер потрясен случившимся. Наташа кидается к нему и просит подтвердить или опровергнуть уверения Ахросимовой, что Анатоль женат. Пьер вынужден признаться, что это правда. Его охватывает жалость к Наташе. Та умоляет простить ее за то, что она причинила боль князю Андрею. Пьер обещает сказать об этом князю. Неожиданно, в каком-то порыве, он сам признается Наташе в любви. Но Наташа не слышит его, она безутешна и пытается покончить с собой, приняв мышьяк. К ней бросаются Ахросимова с Соней.

7 картина.

Кабинет Пьера Безухова. Элен с гостями обсуждают последние новости. Здесь же Анатоль. От Возвращается от Ахросимовой Пьер. Гости уходят, но Пьер просит Анатоля задержаться. Происходит бурное объяснение. Пьер требует у Анатоля сохранить эту интрижку в тайне, отдать ему все письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Анатоль, вынужден подчиниться и уходит. Вошедший подполковник Денисов сообщает Пьеру, что Наполеон «стянул войска к нашей границе». Оба понимают – грядет война!

II ЧАСТЬ.

8 картина.

Бородинское поле перед сражением. Ополченцы строят укрепления. Андрей Болконский беседует с Денисовым. Эта встреча напоминает ему о Ростовых и Наташе, в которую Денисов был когда-то влюблен. На место сражения Приехал Пьер, чтобы наблюдать битву. Андрей сначала опасается разговоров от Наташе, но, постепенно увлекаясь, рассказывает о предстоящей битве. В войсках появляется Кутузов. Андрей прощается с Пьером, который предчувствует, что это их последняя встреча. Кутузов предлагает князю остаться при штабе, но Андрей не хочет бросать свой полк. Начинается сражение.

9 картина.

Шевардинский редут. Наполеон, стоя на холме, наблюдает за схваткой. Он уверен в победе и мечтает о древней столице Москве. Но известия с поля боя тревожные. Войска постоянно просят подкрепления. Император мрачен. Вино по случаю успеха налито в бокалы, но у него нет ощущения победы. Неожиданно к его ногам падает ядро. Все в ужасе, но Наполеон продолжает неподвижно стоять.

10 картина.

Изба в Филях. Военный совет у Кутузова. Главный вопрос – продолжать ли удерживать Москву? Или оставить столицу, чтобы затем, восстановив и собрав все силы, отвоевать ее и победить врага. Выслушав генералов, Кутузов принимает решение покинуть Москву.

11 картина.

Москва, занятая неприятелем, пуста. Большинство жителей покинуло столицу. Французские солдаты грабят и мародерствуют. Вокруг пылают пожары. Появляется Пьер в кучерском костюме. Он тайком пробрался в столицу с намерением убить Наполеона. Встретив слуг Ростовых, он узнает, что те тоже покинули Москву, бросив свои вещи и погрузив на подводы раненых, среди которых оказался Андрей Болконский.

Французы отдают приказ расстреливать местных жителей, заподозренных в поджогах. Среди тех, кто схвачен ими, оказывается и Пьер. Часть пленных ведут на расстрел. Среди чудом спасшихся Пьер, который знакомится с солдатом Платоном Каратаевым, также оставшимся в живых. Платон заботится о нем, дает ему поесть.

Через пылающий город проходит Наполеон. Он потрясен этим зрелищем. «Это скифы!» - восклицает император, пораженный силой духа русских.

12 картина.

Изба в Мытищах. Здесь лежит раненый Андрей. Он бредит, его мучает жажда, одолевают видения. В комнату входит Наташа. Она бросается к нему и умоляет простить ее. Андрей признается, что все еще любит ее. В нем просыпается мимолетная надежда на счастье. Но агония усиливается и он умирает.

13 картина.

Смоленская дорога. Остатки французской армии, преследуемые русскими войсками, отступают, захватив с собой пленных, среди которых Пьер и Каратаев. Тех, кто не в состоянии идти, французы расстреливают. Эта участь постигает и Каратаева. На французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым и освобождают пленных.

Появляются войска. Среди солдат Кутузов. Фельдмаршал обращается к ним со словами: «Спасена теперь Россия!». Все ликуют.

Беспрецедентное по своим масштабам лирико-эпическое полотно создавалось Прокофьевым (с учетом всех изменений) в течение 12 лет. Сложнейший замысел, с трудом укладывающийся в рамки оперного жанра, претерпевал многократные изменения. На работу композитора влияла также и обстановка в стране. В условиях патриотического подъема, обусловленного Великой отечественной войной, ему надо было найти правильную интонацию повествования, духовно связать коллизии истории с современностью. Учитывая гнетущую атмосферу сталинского режима это было весьма не просто. Все это привело к тому, что существует несколько различных редакций и вариантов оперы, а ее премьерная история, если за точку отсчета принимать 1944, когда в Москве Ансамблем советской оперы ВТО были впервые исполнены под фортепиано фрагменты сочинения, растянулась почти на 40 лет.

После концертной премьеры 1-й редакции в Большом зале Московской консерватории (1945, дирижер Самосуд), автор решил продолжить работу над оперой, дополнил ее несколькими важными эпизодами (преимущественно во 2-й части) и даже целыми сценами («Бал у екатерининского вельможи» и «Совет в Филях»). Большая роль в доработках партитуры и появлении ряда новых эпизодов принадлежит Самосуду.

Премьера сценической версии новой редакции состоялась в ленинградском МАЛЕГОТе в 1946 году, где в тот период Самосуд был главным дирижером. Показаны были только 8 картин (семь «мирных» и одна «военная»). Режиссуру осуществил Покровский. Однако дальнейшая судьба опуса не была безоблачной. Вторая часть оперы так и не была представлена на суд публики (состоялась лишь генеральная репетиция). Сразу после показа первой части, несмотря на присвоение спектаклю Сталинской премии, стала раздаваться критика в адрес композитора с упреками в труднодоступности музыкального языка. После выхода известного Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948, в котором Прокофьеву были предъявлены прямые обвинения в «антинародном формализме», ситуация еще более ухудшилась и о постановках оперы уже не могло быть и речи. Тем не менее, Прокофьев продолжал работать над сочинением, внося в партитуру все новые и новые правки. Наряду с полной двухвечерней версией им была сделана также сокращенная редакция для исполнения сочинения в один вечер.

Опера вновь увидела свет лишь после смерти композитора и Сталина, последовавших, как известно, в один день. В 1953 году состоялось концертное исполнение под фортепиано сокращенного варианта в Москве силами Ансамбля советской оперы ВТО. Наконец в 1955 году прошла сценическая премьера обеих частей в МАЛЕГОТе (дирижер Э.Грикуров), хотя и на этот раз опера не была исполнена полностью (представлено только 11 картин).

8 ноября 1957 года в Московском музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко режиссером Баратовым совместно с П.Златогоровым впервые в истории были представлены в сценическом варианте все 13 картин прокофьевского шедевра. За основу была взята полная версия с рядом отдельных купюр (преимущественно в хоровых эпизодах). Музыкальное руководство постановкой осуществлял все тот же Самосуд.

Значительным событием стала постановка в оперы в 1959 году на сцене Большого театра. Постановщики (дирижер Мелик-Пашаев, режиссер Покровский) остановили свой выбор на одновечернем варианте в 13 картинах. Впервые был исполнен хоровой пролог-эпиграф. В представлении были задействованы лучшие силы театра: Кибкало (Андрей Болконский), Вишневская (Наташа), Кривченя (Кутузов), Лисициан (Наполеон), Архипова (Элен), Масленников (Анатоль) и др. Премьера полной двухвечерней редакции без купюр состоялась только в 1982 году на сцене Пермского театра оперы и балета.

Мировая музыкальная общественность очень быстро откликнулась на появление нового опуса Прокофьева. Уже в 1953, еще до сценической премьеры обеих частей на родине, опера увидела свет в Италии на фестивале Флорентийский музыкальный май (дирижер А.Родзинский). В главных ролях были заняты выдающиеся певцы Бастианини (Андрей), Картери (Наташа), Корелли (Пьер) и др. В 1957 опера была поставлена в Софии. В 1961 состоялась немецкая премьера в Лейпциге. В том же году ее поставили в Загребе, в 1970 в Праге. Английская сценическая премьера прошла в Английской национальной опере (1972), американская в Бостоне (1974). В 1973 опера прозвучала на открытии Сиднейской оперы. Произведение Прокофьева было поставлено также в аргентинском театре Колон (1984), Эдинбурге (1989), Сиэтле (1990) и др. В 1991 совместную постановку осуществили в Мариинский театр и Ковент-Гарден (дирижер Гергиев). Среди важнейших постановок последних лет сильно сокращенная копродукция Мариинского театра и нью-йоркского театра Метрополитен в постановке А.Кончаловского под управлением Гергиева (2000 и 2002 гг. соответственно), а также спектакли парижской Опера Бастиль в 2000 году (дирижер Г.Бертини) и Большого театра в 2005 году (дирижер Ведерников).

В этом произведении ярчайшим образом отразились все грани таланта Прокофьева. О феномене лирического дарования композитора написано много. Его позитивная энергетика (даже в трагическом материале) и способность переходить от одного масштаба к другому также впечатляют (это было блестяще продемонстрировано уже в Семене Котко). Пожалуй, в 20 в. лишь Прокофьеву оказалось под силу столь убедительно соединить в единое целое эпос и лирику, пафос и жанровость, «большую» историю и личную драму. Разумеется, без определенных художественных потерь переложить на музыку эпопею Толстого, дать убедительную музыкально-драматургическую трактовку ее главных персонажей в их развитии невозможно. Композитор пошел по другому пути. Он создал динамичную в своей статике фреску, которую можно созерцать под разными углами зрения, вблизи или издалека, и тогда она раскрывается своими различными ипостасями, как «житийными», так и вселенскими. Если бы не давление «официоза», которое Прокофьев подспудно ощущал, и которое не могло не привести к некоторым «идеологическим» реверансам (особенно в ряде хоровых эпизодов апофеозного характера), сказавшимся, в том числе, и на перегруженности оперы, можно было бы утверждать, что почти невыполнимая задача стала явью. Но и в таком виде сочинение достойно восхищения.

Если говорить о собственно музыкальных качествах сочинения, то, как это типично у Прокофьева, в опере сочетаются речитативно-декламационные принципы развития музыкальной ткани с абсолютно оригинальным по языку ариозным мелосом, опирающимся, однако, на классическую традицию. При таком количестве персонажей (более 70) особое значение получают краткие, но емкие интонационные характеристики каждого из них. Причем Прокофьев достаточно широко пользуется для обрисовки действующих лиц лейтмотивными принципами. Интонационно обозначены и обе враждующие стороны – русские и французы, что особенно наглядно видно в партиях Кутузова и Наполеона, решенных в различном ключе – у русского фельдмаршала превалируют величавость и уверенность, у французского императора нервная экзальтация и дисгармония.

В опере множество ярких эпизодов, как сольного, так и массового характера. Среди лучших из них: ариозо Андрея Болконского Светлое весеннее небо… (1 картина), дуэт Сони и Наташи Ручей, виющийся по светлому песку (1 картина), сцена бала со знаменитым вальсом Наташи (2 картина), сцена в доме Ахросимовой (6 картина), ария Кутузова Величавая, в солнечных лучах (10 картина), сцена бреда Андрея Болконского (12 картина) и др.

Краткая дискография:

CD
Jimmi-Мел. (studio) – дирижер А.Мелик-Пашаев, солисты Е.Кибкало, Г.Вишневская, В.Петров и др.

Philips (studio) – дирижер В.Гергиев, солисты А.Гергалов, Е.Прокина, Г.Григорян и др.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Война и мир

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ