Ла Скала накануне обновления

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Время неумолимо. Многие знаменитые старые театры реконструируются. Недавно открылся обновленный Ковент-Гарден. Предстоит реконструкция Большого театра. Не минует участь сия и Ла Скала. Мы подготовили для читателей ряд информационных материалов, посвященных этому событию в жизни легендарного миланского театра.

Ла Скала в новом сезоне: интервью с Карло Фонтаной

7 декабря 2001-ого года театр Ла Скала в последний раз открыл сезон оперой Верди «Отелло». В последний раз потому, что понадобятся три года, прежде чем миланцы и многочисленные поклонники оперы из других городов и стран смогут перешагнуть порог знаменитого здания Пьермарини: театр закроется на реконструкцию, которая займет тридцать месяцев

1/3

(последняя реконструкция восходит к послевоенным годам). На окраине Милана, в районе Бикокка, близится к завершению суперсовременное здание театра дельи Арчимбольди, в котором 19 января состоится следующая за Отелло премьера: «Травиата».

В первые месяцы 2002-ого года начнется строительство новой сцены и работы по обновлению зрительного зала, рабочих кабинетов, складских помещений. Проект оценивается в 74 миллиарда лир (чуть меньше 37 миллионов долларов), его координатор - швейцарский архитектор Марио Ботта. Он должен построить новую сценическую структуру, вне исторического здания восемнадцатого века.

Несомненным шоком для миланской буржуазии станет отсутствие лож в театре Арчимбольди, и с ними общественных ритуалов, о которых писал еще Стендаль. Те, кто привык слушать оперы в ложах Ла Скала, часто передавая абонементы по наследству, должны будут удовольствоваться местами в партере. Если в настоящий момент кто-то из старинных держателей абонементов не возобновит его, в 2004-ом году, когда Ла Скала вернется в историческое здание Пьермарини, он рискует не заполучить вновь ту ложу, в которой сиживали его предки.

Вот уже четырнадцать лет Карло Фонтана является интендантом самого знаменитого оперного театра в мире. В интервью журналисту Массимо Муккетти Фонтана рассказывает о проблемах театра Ла Скала и его будущем.

— Почему для “последней” премьеры в старом здании был выбран Отелло в постановке Грэма Вика?

— Так решил маэстро Мути. Его решение полностью разделили художественный руководитель театра Паоло Арка и я. Отелло - одна из последних опер Верди, написанных для Ла Скала. Здесь состоялась премьера этой оперы в 1887-ом году. Режиссер Вик проделал отличную работу в Макбете. Его строгий, сухой и несколько абстрактный стиль, его знание шекспировского театра предполагают разницу по сравнению с Отелло Дзеффирелли, величественной и роскошной постановкой 1976-ого года. И это справедливо. Роль Отелло и тогда, и теперь была отдана Пласидо Доминго. С другой стороны, «дух Ла Скала» в нынешнем спектакле олицетворяют сценограф Эцио Фриджерио и художница по костюмам Франка Скуарчапино. Художественный и музыкальный руководители выбрали артистов.

— Таким образом, интендант Ла Скала подобен президенту футбольной команды, который предоставляет право выбора игроков тренеру…

— В таком значительном клубе президент должен играть более скромную роль по отношению к автономиям. Когда я был интендантом болонского театра Комунале, я вел себя более решительным образом. С другой стороны, как не согласиться с выбором на главные роли таких артистов, как Доминго, Фриттоли и Нуччи?

— Кто из певцов последнего поколения относится к числу любимых Вами?

— Барбара Фриттоли - Дездемона в нынешнем Отелло, чилийское сопрано Кристина Гайярдо Домас - Виолетта в ближайшей Травиате, баритон Амброджо Маэстри и тенор Сальваторе Личитра.

— Вердиевский год подошел к концу, а театр дельи Арчимбольди открывается 19 января Травиатой. Не свидетельствует ли этот выбор об ограниченности?

— Нет. Джузеппе Верди принадлежит Ла Скала и Ла Скала - театр Верди. В узловые моменты большой театр должен продемонстрировать гордость собственной историей. Будут еще время и место, чтобы доказать, что Ла Скала - это не только Верди.

— Говорят, что преувеличенная верность традиции и недостаточное желание заниматься новыми вещами были причинами расставания Клаудио Аббадо с Ла Скала и Миланом.

— В основе этого расставания, думаю, лежит разрыв отношений между Аббадо и городом Миланом. А так же некоторый кризис оркестра.

— Может быть, ревность по отношению к Лондонскому Симфоническому, которому Аббадо уделял большое внимание…

— Может быть.

— Каков путь к примирению?

— Сменить интенданта! Шутки в сторону, мы сделали все. Я написал Аббадо личное письмо. Риккардо Мути даже обратился к нему публично с первой страницы газеты "Corriere della sera". Но, думаю, что восстановлению подлежат отношения с городом. В любом случае, театр обедняет отсутствие подобных больших артистов.

— Кого еще Вы бы хотели видеть за дирижерским пультом Ла Скала?

— Карлоса Клайбера.

— Правда ли, что в Ла Скала приглашают больших дирижеров, которые выступают в репертуаре, отличном от репертуара маэстро Мути? Что Ла Скала стремится к разнообразию, а не к сравнению?

— Это не так. Все мы должны быть благодарными Мути за щедрость, которую он проявил, взяв на себя миссию представлять в первом лице и с такой интенсивностью главного дирижера длинного вердиевского года. Это обеспечило нам единство прочтения вердиевских партитур. Но он не помешал присутствию в Ла Скала Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра, Лорина Маазеля с Bayerische Rundfunks из Мюнхена, Зубина Меты с Венским Филармоническим. Единство прочтения, да, но не без сравнений.

— И все-таки Джеймс Ливайн, также вердиевский дирижер…

— Он был приглашен, но, как и вслучае с Парижской Оперой и лондонским Ковент Гарденом, отклонил приглашение.

— Это вопрос денег или отношений?

— Любой выдающийся артист и любой значительный коллектив - отдельная история. В любом случае Ла Скала, который располагает хорошо оплачиваемыми артистическими массами, предлагает приглашенным солистам значительные гонорары и собирает самую требовательную и избалованную публику в мире.

— Кто может вступить в соревнование с Ла Скала?

— В качестве театрального предприятия - Метрополитен Опера, с точки зрения культуры всегда стимулирующим является сравнение с Венской Оперой.

— Выше Вы сказали: Ла Скала - это не только Верди.

— Традиция священна, но не является застывшей. В Ла Скала состоялся концерт Кейта Джаррета и Вестсайдская история Бернстайна прошла четырнадцать раз. Реконструкция поможет нам открыть новую страницу в истории театра.

— В самом деле? Не случится ли так, что в конце концов дело кончится ухудшением акустики?

— Послевоенная реконструкция, действительно, привела к ухудшению акустики. Сейчас один американский звуковой инженер, который пользуется абсолютным доверием Мути, гарантирует нам ее улучшение. Кроме того, реконструкция позволит нам расширить и обновить публику.

— Известно, что держатели абонементов монополизируют места и передают их от отца к сыну. Ла Скала создает впечатление элитарного места, но не с точки зрения культуры, а с точки зрения попадания в театр.

— Ла Скала очень дорожит своей самой преданной публикой. Но уже сегодня молодежь, студенты, те, кто работает и люди пожилого возраста составляют одну треть публики. Однако проблема существует. И, чтобы ее разрешить, нужно больше мест и большее количество представлений. С 1976-ого года и по сей день количество мест, из соображений технической безопасности, уменьшилось с 2400 до 1800. С реконструкцией исторического здания Пьермарини мы бы хотели вернуться к 2000 местам и в течение двух-трех лет увеличить количество представлений от 80 до 120. Большую роль может сыграть театр дельи Арчимбольди, который располагает 2400 местами. Впоследствии, когда Ла Скала вернется в историческое здание - если мы сможем заключить договор с мэрией Милана - мы надеемся использовать новое здание в течение трех-четырех месяцев в году.

— И какова будет его афиша?

— Не только опера, спрос на которую сегодня не удовлетворен, но и другие музыкальные жанры. Если бы Мина, наконец, захотела вернуться на сцену, мы были бы рады ее появлению в театре дельи Арчимбольди. Так же, как мы заинтересованы в новых произведениях Лу Рида и Боба Уилсона или мюзиклах Эндрю Ллойда Уэббера.

— У Вас грандиозные замыслы. Разделяет ли их миланское общество?

— Миланская буржуазия, в общем, не проявляет больше по отношению к Ла Скала щедрости, как это было в прошлом. Это национальная проблема. И государство здесь не помощник. Оно приватизировало оперные театры с большими ограничениями: если оно хочет привлечь средства предприятий и частных лиц, необходимо предоставить им налоговые льготы, а театру большую свободу. Нет смысла требовать от Ла Скала соответствия требованиям менее крупных театров, так же, как нет смысла ориентировать небольшие театры на модель Ла Скала.

— На сегодняшний день каков вклад государства в финансирование Ла Скала?

— До приватизации государство, область Ломбардия и мэрия города Милана покрывали 65 процента расходов. В 2000-ом году эта цифра снизилась до 45 процентов. С введением новой системы я бы хотел снизить ее еще. Конечно, государство всегда будет одним из важнейших «акционеров» Ла Скала, как во всем мире. Все же существует две модели: прямое финансирование и отказ от прибыли с налоговых поступлений. Я лично предпочитаю второй путь, его с успехом практикует Метрополитен Опера и все Соединенные Штаты, потому что он связывает театры с обществом и публикой.

— Последний вопрос: почему интенданты Ла Скала удерживаются в кресле дольше мэров Милана?

— Потому что этот театр - подчеркиваю - свободная зона по отношению к политике. Даже во времена фашизма интендант Дженнер Матталони не подчинил полностью Ла Скала требованиям режима. После войны у власти побывали разные партии, но считалось, что место интенданта лучше оставить в опытных руках, чем в руках представителя очередной партии. Аппетиты отдельных лиц удовлетворялись в других местах, а в Ла Скала продолжало существовать уважение по отношению к профессиональной компетентности.

Интервью опубликовано в журнале L’Espresso.
Публикация и перевод с итальянского Ирины Сорокиной

Ла Скала: «ремонтная» история

Ла Скала переезжает в новый Театро Делла Арчимбольди, выстроенный специально для того, чтобы дать труппе возможность работать в течение трёх лет, что будет продолжаться ремонт исторического здания. Разумеется, в необычайно плотно застроенном Милане «новый дом» Ла Скала пришлось расположить достаточно далеко от центра, в промышленной зоне города. Но специальный автобусный маршрут к Театро Делла Арчимбольди берёт начало на Пицца Делла Скала. Новый театр имеет точно такую же по размерам сцену, как и Скала, самое современное световое оборудование и театральную машинерию.

Ремонт Ла Скала продлится три года. Если всё, как говорится, пойдёт по плану, то следующее открытие сезона состоится в старом здании 7 декабря 2004 года. После этого, как сказал директор Ла Скала Карло Фонтана, «в Милане будет два великих театра».

Немного истории: знаменитый миланский театр Ла Скала - точнее, стоявший в то время на этом месте Театро Реджио Дюкале, погиб в огне пожара 25 февраля 1776 года. Правда, его предшественник - театр "Regio Ducal Teatro Nuovo", или Новый, был уничтожен огнём ещё в январе 1708 года. Вскоре новое здание, спроектированное архитектором Джузеппе Пьермарини, опять воздвигли на том же месте, где когда-то стояла церковь "Santa Maria della Scala". Оперный театр "Teatro Grande alla Scala", больше известный всему миру просто, как Ла Скала, открылся третьего августа 1778 года оперой Антонио Сальери «Признанная Европа».

Несмотря на всемирную славу, на всякие ремонты и реконструкции денег у Скала постоянно не хватало. В 1807 году, по случаю визита в Милан Наполеона, там подкрасили потолок; а свой окончательный вид фасад принял только в 1813 году. Спустя некоторое время решили, что такой выдающийся театр не может стоять просто на какой-то улице: в 1858 году перед фасадом театра открылась небольшая площадь, "Piazza della Scala". Вскоре улицу, на которую выходил фасад - "contrada San Giuseppe" - переименовали в "via Verdi". А тем временем в Скала вновь подновили потолок и отделку зала: свечное освещение давало много копоти. Поэтому в 1860 году театр оборудовали газовым освещением. Но копоти стало не намного меньше, и через пять лет отделку потолка пришлось полностью заменить. Более того: в 1879 году потолок снова покрасили. Это хлопотное занятие так «достало» миланцев, что 1883 году в театр провели электрический свет. Возможно, счета за электричество тоже сыграли в этом свою роль, но через десять лет вследствие глубокого экономического кризиса театр был вынужден закрыться на год. В начале ХХ века по самолюбию оркестрантов и небогатых театралов Ла Скала был нанесён чувствительный удар: в 1907 году первых поместили в яму, а вторых вознесли на надстроенную в театре галерею. Правда, прошло чуть больше двадцати лет, и социальные «низы» в Скала получили сатисфакцию: пустовавшие большую часть сезона приватные ложи, принадлежавшие исключительно богатым и родовитым лицам и их наследникам, были экспроприированы.

Как уже упоминалось, все модернизации и ремонты проходили в Ла Скала с большим «скрипом». Зал ещё раз отремонтировали в 1930 году, а в 1921 и 1937 году модернизировали и перестраивали сцену.

13 августа 1943 года Скала был разрушен прямым попаданием авиабомбы. Однако просто невозможно себе представить Милан без Ла Скала - по крайней мере, итальянцы уж точно смириться с этим бы не могли, и спустя год после окончания войны, 11 мая 1946 года, легендарный Артуро Тосканини дирижировал торжественным концертом в восстановленном из руин театре. А в 1969 году там вновь привычно ремонтировали потолок…

Автор этих строк был в Скала последний раз в мае 1999 года; и все признаки явной необходимости ремонта (как минимум - косметического), были, как говорится, налицо…

Итальянцы любят красивые традиции - именно поэтому первой оперой, что прозвучит в Скала после ремонта, вновь станет «Признанная Европа» Антонио Сальери. Эффектный жест последовал и от Пласидо Доминго, приглашённого открыть последний перед реконструкцией сезон театра: он объявил, что, спев роль Отелло в 210 раз, он навсегда расстаётся с шедевром Верди, и больше в этой опере никогда петь не будет. Подобное заявление лучшего Отелло наших дней привело к такому ажиотажу, что билеты (и без того стоившие 800-1400 долларов), раскупались у барышников за два-три номинала. На спектакль явились все «сливки» итальянского общества, вплоть до президента республики Карло Адзельо Чампи. А традиционные сто тридцать девять стоячих мест достались тем мужественным меломанам, что провели в своеобразном «уличном лагере» более пяти суток, ожидая начала продажи этих дешевых билетов.

Кирилл Веселаго

Иллюстрации:
Театр Ла Скала. Современный вид.
Театр дельи Арчимбольди.
Театр Ла Скала. Гравюра конца 18 века.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ