«Прекраснейшая женщина на свете»: Анна Моффо

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Так назывался в свое время итальянский фильм об оперной диве начала прошлого века Лине Кавальери, помимо музыкальных талантов отличавшейся необыкновенной красотой. В той киноленте роль певицы сыграла божественная Джина Лоллобриджида. Мы сегодня вспоминаем другую красавицу оперной сцены – «синьору бальканто», американскую певицу итальянского происхождения Анну Моффо. Красивейшая женщина и талантливейший музыкант, она оставила нам в наследство незыбываемые интерпретации ролей Сюзанны, Амины, Лючии, Виолетты, Микаэлы, Манон, Мими, Лиу. Наш журнал предлагает своим читателям портрет примадонны, подготовленный нашим постоянным итальянским корреспондентом Ириной Сорокиной, а также перевод интервью, данного дивой в 1990 году немецкой телепередаче «Da capo». Лаконичные высказывания «последней примадонны», как часто именовали Моффо, дают ее очаровательный портрет и сохраняют интерес и ценность и сегодня.

1/2

Чудесную американскую певицу итальянского происхождения Анну Моффо так и тянет назвать красавицей, умницей, очаровательнейшей женщиной. Недаром она покоряла сердца дирижеров и любителей оперы!

Анна Моффо родилась 27 июня 1932 года в Уэйне, штат Пенсильвания. Ее фамилия исключает ошибку: родители будущей звезды были итальянцами. Изучать пение она начинает в Филадельфии у Эуджении Джаннини-Грегори. В 1955 году получает стипендию Фонда “Фуллбрайт”: это дает ей возможность поехать в Италию и продолжать обучение в Университете в Перудже и в Академии Санта-Чечилия в Риме. Талант Моффо “огранила” некогда известное сопрано Мерседес Ллопарт. В том же году следует ее итальянский дебют: на фестивале в Сполето она поет партию Норины в «Доне Паскуале» Доницетти.

Всего лишь год спустя, двадцати четырех лет отроду, Анна Моффо выступает в роли Мадам Баттерфляй в телевизионной версии одноименной оперы Пуччини: фильм был снят для итальянской телекомпании RAI, и режиссировал его Марио Ланфранки, который в конце 1957 года стал первым мужем Анны Моффо. Но еще до свадьбы в карьеру молодой красавицы вмешивается его величество Случай: в концерте в Римской Опере она с успехом заменяет саму Элизабет Шварцкопф. Сразу же после свадьбы певица получает дебюты в миланском театре «Ла Скала», в Венской Штаатсопер, на Зальцбургском фестивале. В город Моцарта, на роль Наннетты в «Фальстафе» ее приглашает сам Герберт фон Караян.

С 1959 года Анна Моффо становится бесспорной хозяйкой европейских и американских оперных театров. Ее столь же бесспорные “коньки”: Амина в «Сомнамбуле», Адина в «Любовном напитке», Лючия ди Ламмермур, Мари в «Дочери полка», Джильда в «Риголетто», Маргарита в «Фаусте», Микаэла в «Кармен», Манон в одноименной опере, Мими в «Богеме», Лиу в «Турандот», Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» и Памина в «Волшебной флейте». Только в «Травиате» она поет поистине бессчетное количество раз, и трудно вообразить певицу, более соответствующую роли Виолетты, чем Моффо: так она красива, очаровательна, музыкальна.

Ее карьера ослепительна, но не слишком продолжительна. Анна Моффо не только прекрасная вокалистка, о которой Караян сказал, что “ее пение растопило бы альпийские ледники”, но и яркая артистка, наделенная сильным драматическим темпераментом, не говоря уже о ее исключительной красоте. Именно дар актрисы вовлекает Моффо в рискованные приключения: ее голос по природе – лирико-колоратурное сопрано, но певице тесно в рамках написанных для этого амплуа ролей. Она выступает в партиях Тоски и драматических героинь Верди: Луизы Миллер, Лины в «Стиффелио» и Леоноры в «Трубадуре», и это не способствует ее творческому долголетию. Сказывается и преувеличенная интенсивность ее деятельности: за один год она может выступить в двенадцати новых ролях. Так что в возрасте сорока с небольшим блестящую карьеру этой уникальной певицы можно считать законченной.

Но до того, как она в 1976 году покинет сцену, попрощавшись с обожавшей ее публикой в любимой роли Виолетты, она заставит много раз говорить о себе, выступая в самых разных амплуа: не только оперной певицы, но и пианистки, альтистки, актрисы кино, ведущей телепередачи, танцовщицы и даже сочинительницы песен. В 1960 году она снимается в фильме «Битва при Аустерлице», в 1962-м имеет большой успех в роли лукавой Серпины в фильме-опере «Служанка-госпожа». В 1964-м ведет передачу на итальянском телевидении, «Anna Moffo Show», а год спустя снимается в фильме «Итальянский образ жизни», в котором ее партнером является Уго Тоньяцци. В 1970-м на экраны выходит «Развод». С фильмом «История любви» связан скандал: в одной сцене артистка появляется обнаженной, правда, гораздо позднее она утверждает, что кое-что было на ней все же надето. Немногие знают, что дива была также капитаном национальной хоккейной команды…

В 1972 году она разводится с Ланфранки (он был ее режиссером в фильме-опере «Служанка-госпожа» и телепередаче «Anna Moffo Show»), а два года спустя выходит замуж за одного из руководителей RCA Роберта Сарноффа. Они оставались вместе до самой смерти Сарноффа, последовавшей 22 февраля 1997 года. Последние годы «последней дивы» были омрачены тяжелой болезнью: раком груди. Анна Моффо умерла в Нью-Йорке 9 марта 2006 года.

Ирина Сорокина

Анна Моффо: мысли вслух

Партитура. Чтение партитуры мне не слишком нравится, но я в состоянии делать это. И это хорошо, потому что я всегда хочу знать, какой инструмент что играет. “Окраска” музыки – важная вещь, поэтому чтение партитуры очень помогает.

Изучение ролей. Поначалу я читаю все, что можно, так как должна знать больше, чем написано в либретто. Я играю на рояле, так что в состоянии сыграть всю оперу. Я изучаю характер персонажа, например, смотрю на себя в зеркало, чтобы понять, соответствую ли я роли Виолетты. Но никогда не слушаю записи других певиц до того, как изучила роль и обдумала мой персонаж.

Виолетта. Я много раз перечитывала роман Дюма. Его описание Виолетты: очень стройная, черные волосы, белоснежные зубы… я спела Виолетту 889 раз.

Lied. Lied – это маленькая опера. Петь Lieder труднее, чем петь в операх, нужно петь очень “чисто”. Больше всего мне нравятся немецкие песни, от Брамса до Хуго Вольфа. Джералд Мур записал со мной свои последние диски.

Современная музыка. Я пела современную музыку, например, «Художника Матиса» Хиндемита. Но мой голос гораздо больше подходит к стилю бельканто!

Песни. У меня была своя телевизионная передача в Риме, для которой я писала песни, а также пела, танцевала и играла как драматическая актриса. Я придерживаюсь мнения, что любой опыт полезен.

Дирижеры. У меня были отличные отношения с дирижерами, потому что жизнь подарила мне удачу работать с отличными дирижерами. Мой секрет таков: когда я работала с дирижером А, я никогда не думала о том, как я работала с Караяном. Я всегда старалась выполнять мою работу наилучшим образом. Милый случай произошел у меня с баварским дирижером Куртом Айхорном. Он хотел, чтобы в его записи оперы «Гензель и Гретель» я пела партию Гензеля. Но я хотела петь Гретель. И тогда Айхорн сказал мне: опера называется «Гензель и Гретель», а не «Гретель и Гензель». И я спела партию Гензеля.

Языки. Я пела на тридцати четырех языках, и среди них японский, венгерский, шведский и т.д. и т.п. Но говорю только на шести. Я выучила «Русалку» Дворжака на чешском и поехала на фестиваль в Братиславу. Дирижер спросил меня, на каком языке я пою. “На чешском,- ответила я. – Но здесь говорят только на словацком!”

Режиссеры. Один режиссер во Флоренции хотел, чтобы в «Травиате» я курила сигару, потому что тогда все чахоточные дамы курили сигары. Этого я не сделала! Отто Шенк, напротив, ничего не говорил мне относительно «Травиаты». Я спросила его: «Маэстро, почему Вы ничего не говорите мне?» И он ответил: «Вы пели в ”Травиате” семьсот раз, что я могу сказать Вам? Расскажите лучше Вы мне о Вашей интерпретации». Тогда мы обменялись несколькими мыслями.

Публика. Меня никогда не освистывали. Но я всегда боялась публики и всегда нервничала. Не потому, что боюсь плохо спеть, но потому, что хочу дать публике самое лучшее.

Коллеги. У меня всегда были хорошие отношения с коллегами. Энергия нужна мне для того, чтобы петь, а не для того, чтобы ссориться. С Франко Корелли, однако, у меня вышла маленькая история. Мы пели в «Ромео и Джульетте» в «Метрополитен-опера». Корелли ненавидел репетиции, не появлялся на них и ни разу не репетировал любовный дуэт в постели. На спектакле он сказал: “Я ухожу, эта кровать слишком жесткая”. И ушел! Я спела любовный дуэт одна, за Ромео и за Джульетту. Корелли появился в следующем акте.

Новые поколения. Я веду мастер-классы и вижу много талантов. Но ни у кого нет терпения! Молодые певцы – как скаковые лошади, они хотят сразу сделаться знаменитыми. Наоборот, в нашем деле нужно иметь большое терпение. Этому научила меня Каллас: потихоньку, потихоньку…

Девиз. Я делаю только то, что меня развлекает и что доставляет мне удовольствие, потому что только это я делаю хорошо, а мне нравится все делать хорошо.

Перевод с итальянского Ирины Сорокиной

На фото:
Анна Моффо

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ