Амбруаз Тома — 200 лет со дня рождения

Евгений Цодоков
Главный редактор

5 августа исполнилось 200 лет со дня рождения крупнейшего французского композитора 19 столетия Амбруаза Тома. Нельзя сказать, чтобы в музыкальном мире широко отмечалось это событие. Хотя, чему удивляться – недавний юбилей Керубини или, к примеру, десятилетней давности 200-летие гениального Беллини также прошли совсем незамеченными. Если говорить об оперном мире, то вердиевские торжества – это скорее исключение, нежели правило.

Тем не менее, хотелось бы вспомнить об Амбруазе Тома, ярком представителе и одном из зачинателей (наряду с Шарлем Гуно) жанра «лирической оперы».

Тома родился в Меце в музыкальной семье. Рано приобщился к музыкальным инструментам (скрипка, фортепиано), любовь к которым ему привил отец – преподаватель музыки. В 1828 году поступает в Парижскую консерваторию. Среди его педагогов автор знаменитой оперы-спасения «Пещера» Ж.-Ф.Лесюэр (композиция), выдающийся пианист Ф.Калькбреннер (фортепиано) и другие.

В 1832 году юноша блестяще завершает курс и удостаивается Римской премии за кантату «Герман и Кетти», давшей ему традиционное право совершенствоваться 3 года в Риме и Италии. После кратковременного пребывания в Вене в 1836 молодой композитор возвращается в Париж, с которым в дальнейшем связана, практически, вся его творческая жизнь. В 1856 году Тома становится профессором Парижской консерватории, а в 1871 преемником Д.Обера на посту ее директора.* Среди его учеников Ж. Массне.

Тома написал множество произведений разных жанров. Но его главным делом на композиторском поприще стала опера. Он дебютировал в этом жанре в 1837, создав комическую оперу «Двойная лестница» (1837, Париж, «Опера Комик»). Именно традиционная французская комическая опера принесла ему и первые значительные успехи («Кади», 1849, там же; «Сон в летнюю ночь», 1850, там же). Эти достижения позволили ему стать членом Института Франции (1851).

Тома – автор 20 опер. Наиболее значительными из них, вошедшими в историю оперного жанра, стали «Миньон» (1866, там же, либретто М.Карре и Ж.Барбье по мотивам романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера») и «Гамлет» (1868, Париж, Королевская академия музыки и танца).

В целом, оперное творчество Тома свидетельствует об эволюции оперного жанра. Происходит, с одной стороны, эволюция от «большой оперы» к «лирической», а с другой постепенный уход от штампов французской комической оперы. Здесь, безусловно, влияние на Тома оказали успехи Шарля Гуно и, прежде всего, его «Фауста». К основным признакам нового жанра следует отнести его большую по сравнению с «большой оперой» камерность, сентиментальность и лиризм в прямом смысле этого слова. Важнейшим достижением стало также продолжающееся движение к тотальному омузыкаливанию оперной «плоти» и уменьшению значения разговорных диалогов в комической опере.** Эти тенденции, нашедшие в 19 веке свое наиболее последовательное проявление в творчестве Верди, Массне, Чайковского, являются самыми существенными в логике развития оперного искусства, превращения оперы в полноценное и самодостаточное музыкальное произведение! Этот вектор требовал от авторов необычайной чуткости и изобретательности в музыкальном изображении нюансов человеческих чувств, способности генерировать яркую мелодику. Если говорить о творчестве Тома, то в полной мере он добился такого эффекта в знаменитой большой Сцене сумасшествия и смерти Офелии из 4-го акта «Гамлета» A vos jeux, mes amis. Несмотря на то, что в качестве литературных первоисточников «Миньон», и «Гамлета» (и «Фауста» тоже) выбраны масштабные и разносторонние по своей эстетике произведения Гёте и Шекспира, представители «лирического» направления и Тома в том числе значительно сузили их смысловую палитру, ограничившись, по преимуществу, личностной драмой героев. Однако отдельные признаки «большой оперы» (массовые сцены, балет, элементы формы) в этих опусах все же сохраняются, символизируя историческую преемственность в развитии жанра.

Говоря о музыкальном письме Тома следует отметить его мелодизм и безыскусность (см., например, арию Вильгельма Мейстера из 2-го действия «Миньон» Adieu, Mignon). Впрочем, эти качества частенько сочетаются с рецидивами налета помпезности, напоминающей Мейербера («Вакхическая песня» Гамлета O vin, dissipe la tristesse или знаменитый Полонез Филины из «Миньон» Je suis Titania). Здесь проявилась некоторая поверхностность эстетики Тома, сослужившая ему плохую службу. Полагаю, что именно этим обстоятельством отчасти объясняется значительное снижение популярности его опер в 20 веке, несмотря на феноменальный успех той же «Миньон», да и «Гамлета» в позапрошлом столетии.

Творчество Тома можно охарактеризовать достаточно парадоксальным сочетанием эпитетов: консервативный новатор. Его новации заключались в довольно смелом смешении смысловых акцентов литературных первоисточников ***, стремлением к уже упомянутому омузыкаливанию изображения человеческих чувств. Для характеристики своих героев композитор прибегал к разнообразным и довольно изощренным ритмическим приемам. Не чурался он и оркестровых новинок, например, использования саксофона в партитуре «Гамлета». Вообще, оркестровые звучности в операх Тома весьма изысканны. В то же время, все эти «движения» вперед были непоследовательными и скромными и не выходили за рамки классической эстетики 19 века. Безусловно, мелодизм Тома не был столь же ярким, как у Гуно или Бизе, этих столпов французской оперы того времени. К достоинствам Тома можно отнести высокую степень сценичности его опер, особенно в «Миньон». Он умело сочетал жанровые сцены с мелодикой в народно-танцевальном духе с напряженными и ладно скроенными драматическими эпизодами. Своеобразным «нонконформизмом» отмечен выбор композитором амплуа для заглавных партий в своих операх. Так, роль Гамлета поручена баритону, а не тенору (как первоначально задумывалось), а роль Миньон – меццо-сопрано.****

Скончался композитор в 1896 году в Париже.

В России с оперным творчеством Тома были хорошо знакомы. 1-е исполнение «Миньон» состоялось силами итальянской труппы в 1871 году. Русская премьера прошла в Большом театре в 1879 (подробнее об этом сочинении см. энциклопедический словарь «Опера» Е.Цодокова, стр. 253). Среди наиболее известных исполнительниц заглавной партии в 20 веке Ж.Турель, Р.Стивенз, Д.Симионато, М.Хорн, Л.Валентини-Террани, Ф. фон Штаде. «Гамлет» появился в России в 1892 году в частной антрепризе (см. словарную статью), так и не «найдя» дороги на императорские сцены. В 1893 этой партией дебютировал в России великий Маттиа Баттистини.

Примечания:

* Если быть точнее, то в мае 1871 года в течение нескольких дней до Тома этот пост занимал ставленник Парижской коммуны С.Даниэль, убитый в ходе революционных боев.

** Так, написанные первоначально для «Миньон» диалоги были переработаны автором (по примеру «Фауста») в речитативы.

*** Впрочем, либретто «Миньон» и «Гамлета» в дальнейшем подверглись изменениям с целью их большего соответствия литературным оригиналам. Счастливые развязки в них заменялись на трагические. Так, в немецкой премьере «Миньон» главная героиня умирает на руках у Вильгельма, а для английской премьеры «Гамлета» Тома также «убивает» своего героя в соответствии с каноническим текстом трагедии. Все это делалось в угоду немецкой и английской публике, зная ее пиетет, соответственно, перед творчеством Гёте и Шекспира. Эти редакции не стали господствующими в репертуарной практике.

**** Для уже упоминавшихся немецкой (Берлин, 1870) и английской (Лондон, 1870, театр Друри Лейн) премьер Тома переработал заглавную партию. Теперь ее исполняли сопрано (в Берлине – П.Лукка, в Лондоне – К.Нильсон).

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Амбруаз Тома

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ