Чувства и разум: пуччиниевские премьеры в Новой опере

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

В этом году международный фестиваль «Крещенская неделя», ежегодно проводимый театром «Новая опера» и посвященный памяти Евгения Колобова, отметил свое пятилетие. Интригующим финальным аккордом этого музыкального смотра стал концертно-театральный вечер под названием «Viva Puccini!». Хотя полуторавековой юбилей выдающегося итальянского композитора музыкальный мир отметил еще в прошлом году, произошло это не так давно, ибо точная дата приходится на 22 декабря – так что нынешнее январское приношение маэстро вовсе не кажется чрезмерно запоздалым.

Необычность заявленной программы заключалась в том, что в один вечер были представлены два сочинения Пуччини, даты написания которых разделяет период почти в 40 лет!

1/4

«Messa di Gloria» для солистов, хора и оркестра – юношеское сочинение 1880 года, дипломная работа, впервые исполненная в Лукке, родном городе композитора. «Gianni Schicchi» («Джанни Скикки») – сочинение уже зрелого мастера, одноактная комическая опера, финальная часть цикла, первыми двумя произведениями которого являются оперы «Плащ» и «Сестра Анджелика». Премьера «Триптиха» состоялась на сцене «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке в 1918 году.

«Messa di Gloria»: юношеские чувства

«Messa di Gloria» Пуччини – весьма редкий гость на концертной филармонической эстраде, поэтому спасибо «Новой опере»: теперь это название включено в ее репертуар, а значит, с определенной периодичностью будет доступно большому количеству слушателей. Музыкальное руководство исполнением взял на себя главный дирижер театра, известный эстонский маэстро Эри Клас, благодаря опытной дирижерской руке которого сполна удалось ощутить всё очарование еще не сформировавшегося стиля композитора. В нем во многом пока ощущается влияние Верди: мелодическое богатство, рельефность вокальной и хоровой фактуры, достаточно сложная полифоническая многокрасочность, вполне проработанные вокальные партии.

Сольная раскладка голосов в «Messa di Gloria» следующая: тенор, баритон и бас. В соответствии с ней в исполнении была занята тройка замечательных певцов, в которую вошли Георгий Фараджев, Василий Ладюк и Алексей Антонов. Если имя Василия Ладюка, обладателя благородно-изысканного лирического баритона, давно уже «на слуху», то Георгия Фараджева, в меру подвижного и пластически мягкого лирического тенора, «Новая опера» в полной мере открыла столичным меломанам лишь недавно, на своей последней премьере – «Севильском цирюльнике» Россини (граф Альмавива). В последнее время театральные работы Алексея Антонова заставляют говорить о певце как об очень культурном и технически оснащенном исполнителе: его яркая басовая палитра наполнена глубокой чувственностью, его актерский стиль отмечен рафинированной интеллектуальностью.

Первое соло в произведении Пуччини принадлежит тенору, затем солирует баритон, далее – очередь баса. В финале звучит мелодически эффектный дуэт тенора и баритона. И надо отдать должное хору «Новой оперы», монументальные хоровые страницы раритетной партитуры оказывают невероятно сильное впечатление. Как известно, «Gloria» означает «Слава» – и композитор задумывал свое сочинение не как аскетичную мессу, хотя и написанную на канонические тексты католических богослужений, а как произведение одухотворенного ликования, в общехристианском универсальном понимании – как «славословие великое». Поэтому ее вторая часть «Gloria» занимает половину всей пятичастной композиции. Первая часть – «Kyrie Eleison» («Господи, помилуй»). Третья – «Credo» («Верую»). Четвертая – «Sanctus e Benedictus» («Свят и блажен»). Пятая – «Agnus Dei» («Агнец Божий»). Свежесть и искренность самовыражения, возвышенная лирическая составляющая, жизнеутверждающий пафос и светлое умиротворение, – всё слилось воедино в порыве, прославляющем Всевышнего и Божественное мироздание. Исполнение этой музыки – в этом нет никаких сомнений – смогло естественно легко овладеть сердцами слушателей, но к первозданно свежим музыкальным впечатлениям прибавилась и радость запоздалого открытия.

«Gianni Schicchi»: зрелый разум

«Джанни Скикки», безусловно, – последнее законченное сценическое произведение Пуччини, если вспомнить, что в его последней написанной опере «Турандот» остался незавершенным финальный дуэт главных героев. Однако «Джанни Скикки» – произведение, очень уж не характерное даже для «фирменного» композиторского стиля маэстро. Эта комическая опера настолько далека от жанра итальянской комической оперы и собственно комического в ней так мало (если судить только по музыке), что это произведение всё же трудно отнести к безоговорочным шедеврам мастера. Сам же сюжет как таковой комичен на все сто процентов, но музыкальное его воплощение, как ни странно, очень «серьезно» и, в общем-то, чрезвычайно иррационально, если не сказать «тяжеловесно». Такой вот парадокс! К тому же эта маленькая опера невероятно сложна своими большими ансамблями, не развалить которые – главная задача дирижера и певцов. В этой маленькой опере очень много поющих персонажей, и в их музыкально-сценической слаженности – главный залог успеха исполнения.

Но помимо артистов-певцов в обсуждаемой премьерной постановке есть и персонаж мимический. Небольшая корректировка сюжетной коллизии, предпринятая режиссером-постановщиком Геннадием Шапошниковым, – и стая алчных родственничков слетается не к умирающему богатому старику Буозо Донати в надежде получить наследство, а является с подарками на юбилей почти что к Кащею Бессмертному в облике Бозо Донати (невероятно гуттаперчевый актер Сергей Сатаров). Он появляется за праздничным столом, везя за собой стойку с капельницами. Кто-то из родственничков подливает в одну из емкостей капельницы «горячительный эликсир» – и через мгновение, сопровождающееся пышным фейерверком по случаю праздника, Кащей Бессмертный находит, наконец, свою смерть от «зеленого змия», принятого внутривенно. После этого вступает оркестр – и начинается опера. До этого же была мимическая сцена, не имевшая совсем уж никаких точек соприкосновения ни с оригинальным либретто Джовакино Форцано, ни с замыслом Джакомо Пуччини.

В подлиннике сюжету предписано разворачиваться в средневековой Флоренции – и по задумке режиссера родственнички не находят ничего лучшего как подарить старику… гигантскую статую Давида работы Микеланджело. На протяжении целого спектакля она взирает на распри и подлоги по поводу наследства, ведь всё свое состояние покойный завещал монастырю, а в это время находчивый прохвост Джанни Скикки (чем не Фигаро?) ловко прикарманивает себе практически всё состояние умершего старика. «Давид» молча взирает, как Джанни Скикки с трупом Бозо Донати выделывает совершенно немыслимые манипуляции, выдавая мертвого за живого, говоря его голосом и в присутствии нотариуса составляя новое завещание в пользу семьи, точнее – в пользу себя. Но у Джанни Скикки есть «уважительная» причина – счастье его дочери Лауретты в будущем браке с Ринуччо, одним из родственничков Буозо Донати, ведь без денег что за счастье!

Более чем гиперболизированный гротеск спектакля облачен, однако, в очень стильную современную сценографическую оболочку и одет в эффектные костюмы, нарочито утрирующие средневековую площадную комедию «дель арте» (сценограф и художник по костюмам – Виктор Герасименко). В спектакле присутствует множество постановочных «гэгов», степень гротеска которых доведена до предела, но абсолютно нет пошлых передержек и откровенного натурализма. В целом всё выглядит очень даже забавно, вызывая непроизвольные приступы гомерического смеха. Опять же, дело здесь вовсе не в музыкальном воздействии партитуры, ткань многочисленных ансамблей которой, к чести солистов и дирижера Дмитрия Волосникова, оказалась сотканной на редкость прочно и слаженно. Всё дело – в смелой, но при этом вполне разумной и эстетически ненавязчивой режиссерско-сценографической идее, истинной душой которой в образе Джанни Скикки стал изумительный во всех отношениях певец-актер Илья Кузьмин.

В спектаклях «Новой оперы» дар по-особому изысканной интеллектуальной буффонады у этого исполнителя обнаружился еще в «Любовном напитке» Доницетти (Белькоре), затем под влиянием режиссуры Элайджы Мошински он был «философски преломлен» в россиниевском «Севильском цирюльнике» (Фигаро). И это во многом подготовило певца к партии Джанни Скикки. У Геннадия Шапошникова центральный персонаж балансирует на грани респектабельного крутого мафиози и, в общем-то, очень добродушного, но сметливого обывателя, чья основная «профессия» – производить впечатление и разрешать нештатные ситуации, одним словом, быть, что называется, «синьором из общества». Илья Кузьмин вылепливает образ своего персонажа словно «играючи»: легко, изящно, непринужденно. Что и говорить, с таким главным героем даже такая «серьезная» партитура Пуччини вдруг становится комической! Из исполнителей других персонажей ансамбля с положительной стороны отметим лишь работы двух героев-любовников, ради которых и затевалась вся оперная интрига – аккуратно точную Галину Королеву в партии Лауретты и лирически легкого тенора Нурлана Бехмухамбетова в партии Ринуччо. Во всей партитуре эти образы занимают особое положение: каждый исполняет по номеру, в продолжение которого действие словно замирает, чего не происходит, к примеру, во время «экспликационно-установочной» арии Джанни Скикки: выход главного персонажа очень действенен по своей музыкальной нагрузке – и здесь Илье Кузьмину, как говорится, все карты в руки! Если философско-романтический рассказ Ринуччо в разряд шлягеров никак не попадает, то сентиментально-слезливая ария Лауретты – безусловный шлягер «всех времен и народов». Подавляющее большинство сопрано – все, кому не лень! – обычно включают его в свои концертные программы. Выбиваясь из общей музыкальной ткани оперы, эта ария давно уже воспринимается как трогательно-мелодический концертный номер.

В качестве оптимистического заключения хочется подчеркнуть следующее: премьеры последних лет в «Новой опере» убеждают в том, что собственно музыкальной стороне подготовки спектаклей в этих стенах стали уделять куда более пристальное внимание! И это не может не радовать! И если сравнить сегодняшние творческие ресурсы московских музыкальных театров, то состав труппы «Новой оперы» следует признать едва ли не самым сильным и сбалансированным, уверенно обогнавшим и «Геликон-Оперу», и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, и, что самое главное, оставив далеко позади закосневший в рутине Большой театр, над которым уже не первый сезон сгущаются оперные сумерки…

Фотографии предоставлены официальным сайтом Новой оперы

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ