Редкий Вебер в московском межсезонье

Редкий Вебер в московском межсезонье
Оперный обозреватель

По количеству музыкальных театров Москва наверно способна дать фору любому городу мира: ни Лондон, ни Париж, ни Нью-Йорк не могут здесь конкурировать с российской столицей. Каких только театров у нас нет – и больших, и малых, с давними традициями, и только что народившихся! Такое многообразие имеет и свои плюсы (прежде всего возможность для публики смотреть и слушать разный репертуар), и минусы (обеспечение высокого качества спектаклей далеко не всегда возможно). Однако одно бесспорно: певцам есть, где работать в Москве, а публике – куда ходить. Даже в летние месяцы, в межсезонье, в Москве можно послушать оперу живьем – и это здорово!

На днях мне впервые довелось побывать на спектакле коллектива, о котором я знал раньше только понаслышке. А между тем музыкальный театр «На Басманной» под руководством ученицы Бориса Покровского Жанны Тертерян существует уже с 2001 года. Более того, этим летом он проводит уже свой 5-й, ставший традиционным фестиваль комической оперы на сцене Камерного музыкального театра. С фестивальным движением в России, как известно, плохо – фестивалей в европейском понимании у нас почти нет. Поэтому, то, что предпринимает Тертерян со своим коллективом – начинание, заслуживающее всяческих похвал, хотя оно, конечно, и не способно компенсировать очевидный пробел российского культурного контекста.

В репертуаре театра «На Басманной» много оперетт, мюзиклов, детских спектаклей и пр. Но есть место и более сложным произведениям, на исполнении одного из которых – комической оперы К. М. Вебера «Абу-Гассан» - мне довелось побывать. Как известно, именно этот зингшпиль, сыгранный впервые в 1810 году, явил миру нового гения, именно его постановкой немецкий романтик начал свою недолгую, но блистательную карьеру на сценах европейких театров. Сегодня Вебер на российских оперных просторах практически не встречается, да и в Европе (за исключением разве что родной Германии) его не слишком жалуют, поэтому обращение к творчеству этого композитора, да еще и к его раннему опусу, само по себе весьма примечательно.

В «Абу-Гассане» в зачаточном виде уже есть все то, что будет позже развито в вершинном произведении композитора, в «Вольном стрелке»: прекрасные, изящные мелодии, романтическая приподнятость чувств, меланхолическая грусть и здоровый оптимизм. Но еще в большей степени этот зингшпиль напоминает лебединую песнь композитора – «Оберона», в котором также есть место искрометному юмору, приправленному восточным фольклором. В основе либретто «Абу-Гассана» – пьеса Ф. К. Химера об удачливой чете арабских аферистов, которые с помощью всевозможных уловок умудряются обманывать и своих высокопоставленных покровителей, и многочисленных кредиторов, продолжая вести праздный образ жизни и ни в чем себе не отказывая. В финале оперы как deus ex machina появляется халиф Гарун аль Рашид и вместо причитающегося плутам наказания выказывает свое восхищение их ловкостью и вручает туго набитый кошель золотых. Есть в опере и лирика, ибо багдадские Бонни и Клайд действительно – нежно любящие супруги, и драматизм, правда пародийного свойства – когда хитроумные пройдохи поочередно притворно оплакивают друг друга, но основная стихия, безусловно, - комическая: за время спектакля ваше лицо не раз волей-неволей расплывается в улыбке от милых проказ, творящихся на сцене.

Спектакль, поставленный Натальей Печерской, - простая и милая безделушка, он специально создан для отдыха, для развлечения: здесь не надо думать, разгадывать ребусы режиссерской мысли, долго вникать в существо ситуации – просто сиди и смотри. Несмотря на несколько фривольное содержание зингшпиля, сама постановка, по сути, очень бы подошла для детского утренника – все прямолинейно, иллюстративно, без затей. Но в то же время в этом перформансе есть живость, легкость, он не превратился в набор клише, или в действо, полное плоского юмора. Не претендуя ни на что, тем более на какую-то заумь или концептуальность, он вполне достигает своего – зритель радуется веселой чехарде, происходящей на сцене, смеется и просто отдыхает.

К сожалению, в полной мере отдаться веберовскому веселью мешает весьма посредственный музыкальный уровень спектакля. И если тенор Борислава Молчанова (Абу-Гассан) в общем-то звонок и приятен по тембру, Артур Марлужоков (ростовщик Омар) вполне профессионально владеет своим баритоном, а Елену Артамонову (Фатима) можно лишь упрекнуть в не слишком стабильном верхнем регистре (в зингшпиле всего три поющих персонажа), то игра оркестра (дирижер Константин Науменко) способна ужаснуть любого, у кого мало-мальски есть слух: мне лично такой откровенно халтурной шарманки давно не приходилось встречать. Из-за этого многие страницы партитуры совершенно невозможно было оценить по достоинству, такое «музицирование» собственно сильно мешало и вокалистам.

Но не будем слишком уж строги к молодому коллективу, по понятным причинам, испытывающим определенные трудности: в Москве и в более именитых театрах можно услышать «лягушачье кваканье» из оркестровой ямы. Пятый фестиваль комической оперы, в котором помимо «Абу-Гассана» демонстрировались «Директор театра» Моцарта, «Рита» Доницетти и оперетты Оффенбаха и Кальмана, завершен: будем надеяться, что начинание продолжится следующим летом, а музыкальный уровень постановок будет расти.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ