Итальянский семейный дуэт

Итальянский семейный дуэт
Оперный обозреватель

Вторая вокальная программа фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» в отличие от первого концерта изначально несла на себе большую нагрузку: ею 7 октября фестиваль должен был завершиться, а главным «фигурантом» ожидался знаменитый бас Руджеро Раймонди. Однако жизнь планы скорректировала: итальянский мэтр старшего поколения до Москвы не доехал, вместо него героями вечера стали супружеская пара Даниэла Десси и Фабио Армильято – вокалисты уже другой генерации, также весьма именитые и известные в мире.

Посланцы с родины бельканто естественно пели музыку своей страны, и гала-концерт превратился в праздник итальянской оперы, точнее даже единственного ее направления: за исключением оркестровых номеров (увертюр из вердиевских «Силы судьбы», «Сицилийской вечерни» и «Разбойников») и дуэта из «Отелло» весь вечер звучали арии веристских авторов, лидировал же по числу исполненных номеров Джакомо Пуччини.

То ли акустика Светлановского зала Дома музыки гасит чрезмерную звучность, то ли маэстро Спиваков учел опыт предыдущего вокального рецитала, но в описываемый вечер игра НФОР была более динамически разнообразной и не столь тяжеловесной как на концерте 27 сентября. Вердиевские увертюры не потеряли своей яркости и экспрессивности, но неуместного «вагнеровского» грохота не наблюдалось вовсе, что не могло не радовать слух. Особенно хорошо было вступление к «Разбойникам», где труднейшее виолончельное соло блестяще сыграл Юрий Лоевский.

Даниэллу Десси знают в Москве давно. Еще на памятных всем меломанам последних гастролях «Ла Скала» в 1989 году она была восхитительна в партиях Лю из пуччиниевской «Турандот» и Фьордилиджи из «Так поступают все» Моцарта. Позже, в 2002-м пела свою коронную Тоску в постановке Ф. Дзеффирелли на сцене Кремлевского дворца съездов (гастрольный спектакль Римской оперы) в дуэте с супругом, который тогда появился в российской столице впервые. Общеизвестно, что в этой паре творческих личностей ведущей является дама: Десси куда больше известна, у нее более выгодные контракты, она продолжает петь и сегодня на всех самых престижных сценах, включая нью-йоркскую «Метрополитен», хотя активность Армильято также велика, а по нынешнему «бестеноровью» он – просто находка для театров, ибо всегда в форме, певец дисциплинированный. Злые языки все время судачат, что контракты мужа – это довесок к контрактам жены, которые она ему выбивает, пользуясь тем, что театры по обе стороны Атлантики по-прежнему хотят ее заполучить на самые кассовые роли итальянского репертуара.

Честно говоря, злоречью можно и поверить, побывав на концерт в Доме музыки. Что не отнять у Армильято – так это музыкальности, кроме того певец вынослив, аккуратен, но в то же время совершенно очевидно, что он – звезда не первой величины. И тембр так себе, ничего интересного, и низ не объемный, не звучит, и верх – хотя и не натужный, не зажатый, а все же какой-то «деланный» - ни красоты, ни свободы вокализации в нем нет. Певец пытается взять эмоциональностью – вся палитра ухищрений итальянских теноров-первачей идет в ход, но результат – не поражает: все спето грамотно и только, не хватает харизмы, блеска, огня. Были моменты, например ария Калафа, или дуэт из «Тоски», за которые остаешься певцу благодарным, но в то же время были и совершенно пресные, ходульные Джонсон из «Девушки с Запада» и импровизация Шенье из одноименной оперы Джордано, где порой слушатели становились свидетелями «кухни» вокалиста.

Не то его супруга. Уже не так юна, не так красива как раньше, не так грациозна. Да и голос покачивает местами – на некоторых нотах, особенно выдержанных длительностях и кульминациях, вибрато было на грани фола – а все же слушать ее куда приятнее. И голос по-прежнему красивый, округлый, и манера звуковедения классическая в самом лучшем понимании, и эмоциональности пения Десси не занимать. Ее пуччиниевские героини (Лиу, Баттерфляй, Тоска) бесконечно привлекательны, женственны, ее Адриенна – настоящая актриса, держащая внимание зала легко, как бы играючи. Если бы не крупноватое вибрато, то голос Десси по-прежнему ярок, хотя может быть несколько потерял в мягкости, стал более стальным, все регистры звучат свободно, коронные верхи никуда не делись, на месте. Лишь к ее Дездемоне можно придраться – слишком уж тяжеловесна, эдакая гранд-дама от оперы, а не юная, чистая душа, растворяющаяся в любви к своему мавру. В то же время другой дуэт - из первого действия «Тоски» - по праву можно назвать лучшим номером концерта: помимо музыкальности, нюансировки, эмоциональности, с какими супруги провели его, невозможно не отметить гармоничного ансамбля между ними, бережного отношения друг к другу.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ