Романтика романса

Концерт Василия Ладюка в Новой опере

Концерт Василия Ладюка в Новой опере
Оперный обозреватель

В театре Новая опера в последнее время обозначилась новая традиция: проводить вечера солистов оперы. Первого ноября сего года был объявлен концерт одного из ведущих солистов, баритона Василия Ладюка. Интерес к концерту был большой и, хотя в этот воскресный день в столице было много других "раскрученных" мероприятий, настоящие любители вокальной музыки пришли именно в Новую оперу. И это не случайно, так как имя Ладюка уже давно привлекает внимание меломанов.

Послужной список молодого вокалиста впечатляет. Помимо родного театра, где Ладюк успешно и много выступает, выпускник вокального и дирижёрско-хорового факультетов Академии хорового искусства и тамошней же аспирантуры по классу Дмитрия Вдовина в 2002 - 2005 годах совершенствовался на мастер-классах в «Ла Скала», «Метрополитен-опера», Хьюстонской опере.

Красивый лирический баритон Ладюка по достоинству был оценен на различных международных конкурсах, в том числе имени Ф. Виньяса и "Operalia".

Занятость молодого вокалиста в Новой опере действительно высока. Он поёт партии Онегина, Фигаро, Зурги ("Искатели жемчуга"), Жермона, Сильвио ("Паяцы"), Папагено и др. Исполняя столько различных оперных партий, Ладюк мог бы и на концерте с блеском петь оперные арии, но поступил иначе, подготовив абсолютно новую и интересную программу из русских романсов.

В прежние годы ведущие российские оперные певцы славились исполнением русских романсов и народных песен. Это можно сказать и о легендарных вокалистах 30-50-х годов прошлого века, и о некоторых наших современниках старшего поколения. Нынешняя же генерация артистов просто игнорирует этот жанр. И инициатива Василия Ладюка особенно ценна.

В первом отделении концерта звучали романсы Чайковского. Романсы были выбраны очень тщательно – как популярные: "То было раннею весной", "Средь шумного бала", "Серенада Дон Жуана", так и редко исполняемые: "Слеза дрожит", "На сон грядущий", "Соловей". Исполнение всех романсов было близким к совершенству: я давно не слышал, чтобы певец так бережно относился к СЛОВУ. Ладюк каждый романс отшлифовал как ювелир. Голос звучал по-разному – то широко и страстно, то мечтательно и нежно, а "На сон грядущий" на слова Огарёва – трагически. Артикуляция певца – блестящая, а посыл звука в зал – просто уникальный. У него замечательный тембр голоса, который звучит очень ровно, и, как правило, у певца нет проблем с верхними нотами. Певец сумел в каждом романсе выделить какие-то важные моменты и донести их до слушателей. А голос исполнителя с чудесными обертонами просто покорил зал! Это было просто пиршество звука. Любимый публикой романс – "Нет, только тот, кто знал" на слова Гёте в чудесном переводе Л. Мея – был исполнен так, что даже сердце защемило.

Певец очень точно выбрал "драматургию" концерта: вначале исполнялись романсы трагические и редко звучащие, а в конце отделения три популярных романса со словами, навевающими мечты и грусть: "То было раннею весной", "Средь шумного бала", "Серенада Дон Жуана" (все на слова А. К. Толстого). Романсы исполнялись под аккомпанемент фортепиано и на нём "колдовала" пианистка Татьяна Сотникова, которая сделала много для успеха певца. Она тонко чувствует нюансы вокальной лирики.

Во втором отделении исполнялись романсы С.Рахманинова. Певец пел их более массивным звуком, даже сумел как бы изменить тембр своего голоса. Всего было спето десять произведений. Также была проделана большая работа над словом, оно звучало более драматично, чем в первом отделении, и возросла роль пауз, которые усиливали трагизм музыки – например, при исполнении романсов "Пора" на слова С. Надсона, "Проходит всё" на слова Д. Ратгауза и "Вчера мы встретились" на слова Я. Полонского. Редко исполняемый романс "Уж ты, нива моя" на слова А. К. Толстого прозвучал как гимн природе, её красоте и величию. Певец умело подчёркивал значение слова, его русская речь безупречна. И он очень точно доносил музыку слова к публике. И хотя всё было спето очень хорошо, хочется выделить несколько больших исполнительских удач: "Как мне больно" на слова Г. Галиной, "В молчанье ночи тайной" на слова А. Фета, "О нет, молю, не уходи!" на слова Д. Мережковского. Публика без преувеличения стонала от восторга: ведь такие концерты с исполнением русской вокальной лирики почти исчезли из нашей эстрады. А пение Ладюка – задушевное, проникновенное, полное любви к музыке и слову – большая редкость. Хотя певец молод (ему всего 30 лет), он преподал урок настоящего вокального мастерства.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Василий Ладюк

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ